Интегрированный урок русского языка и литературы на тему Дружеское письмо (9 класс)


Урок письма
Учитель: Пономарева Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №56
Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс
Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс
Автор(ы): Лугина Раиса Александровна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: изучение дружеского письма как типа речи.
Задачи:
1. Знакомство с российскими традициями эпистолярного жанра.
2. Приобщение к ценностям русской языковой культуры и переписке как особой форме и среде общения.
3. Получение навыков правильного написания письма.
Предварительная подготовка:
1. Опережающие задания:
* Из истории письма
* Функции эпистолярного жанра.
2. Чтение писем А.С. Пушкина - Н.Н. Гончаровой.
3. Чтение рассказа И. Бабеля «Письмо» .
4. Написание писем-сочинений:
* «Письмо моей семье».
* «Письмо президенту».
* «Яркое событие моей жизни».
* «Мой учитель».
* «Хочу рассказать тебе о своем родном крае».
Оборудование урока.
1. Костюмированная сценка – письмо А. С. Пушкина от 30 июля 1830г.
2. Магнитофонная запись и ксерокопия письма А. Блока – Л. Д. Менделеевой (10 ноября 1902 г.).
3. Ксерокопия рассказа И. Бабеля «Письмо».
4. Фронтовое письмо-треугольник.
5. Костюмированная сценка – письмо А. С. Пушкина от 30 июля 1830г.
6. Мультимедийный экран – словарная работа.
Ход урока
I. Костюмированная сценка – письмо А.С. Пушкина от 30 июля 1830г.:
юноша в костюме 19 в. (фрак, цилиндр) гусиным пером пишет письмо, проговаривая: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами просиживаю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды».

II. Знакомство учащихся с задачами урока.
Слово учителя. Прозвучало письмо А.С. Пушкина - Н.Н. Гончаровой, написанное 30 июля 1830 г. Задачей сегодняшнего урока является знакомство с эпистолярным жанром, выявление его отличий от электронной переписки и попытка дать ответ на вопрос: нужен ли эпистолярный жанр в эпоху электронного общения.
III. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово учителя.
Эпистолярное наследие предшествующих столетий имеет важное значение для современной культуры. Элитарная речевая культура, языковой вкус, простота и живость построения фразы, самоконтроль речевого поведения - вот что характеризует письма театральных деятелей, писателей, художников. Вот почему дружеская переписка является своеобразным документом эпохи.
2. Беседа с учащимися об истории письма и функциях эпистолярного жанра:
– Всегда ли люди имели возможность переписываться? Какова история письма?
Индивидуальное сообщение учащегося:
– Из истории письма.
Письмо зародилось еще в древние времена: в Египте, Риме, Ассирии и государстве инков. В России письмо появилось в 8-9 вв. Сначала письма заучивали и передавали их содержание другому человеку. Так как грамотных было немного, письма писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в письмовнике. Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало побольше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли сногсшибательные проекты; рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подметные (подброшенные) письма губили самые непорочные репутации.
3. Работа над лексическим значением слов. Проекция на мультимедийный экран.
* Эпистолярный жанр - совокупность чьих-либо писем. От слова эпистола (греческий – послание).
* Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии.
* Адресат – тот, кому адресовано письмо.
* Адресант – тот, кто адресует кому-либо письмо.
* Куверт – конверт.
* Письмовник – сборник образцов для составления писем разного содержания (XVIII-XIX вв.).
* Постпакет – тюк с письмами, адресованными в один пункт.
* Почтовый колокольчик – колокольчик на дуге почтовой тройки.
* Почтовая тройка – конный экипаж для перевозки пассажиров.
Учитель.
По звону колокольчика люди знали, что кто-то едет в гости.
Так Пушкин зимним утром в Михайловском выбежал в одной рубашке на крыльцо, услышав колокольчик почтовой тройки, на которой к опальному поэту приехал его лицейский друг Пущин.
* Эстафета – срочная почта, доставлявшая письма, донесения со специальными нарочными, сменявшими друг друга в пути.
* Ямская гоньба – быстрая езда ямщика (кучера) на почтовых лошадях.
4. Словарный диктант.
Эпистола, адресат, адресант, письмовник, почтовая тройка, куверт, эстафета, ямская гоньба.
5. Пунктуационный разбор:
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых ...
Эпистолярное наследие Пушкина – бесценный документ эпохи девятнадцатого века.
В неделю раз проскачет почта, порой промчится эстафета или генерал-губернаторский курьер пролетит. Лошади у них худые, поджарые от постоянной гоньбы.
– Разобрав предложения, объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым, обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.
6. Индивидуальное сообщение учащегося: Функции эпистолярного жанра.
Задание классу: Записать в тетрадь пять функций жанра.
Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка.
Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции:
* коммуникативная (общение),
* информативная (сообщение),
* прагматическая (воздействие),
* экспрессивная (самовыражение),
* фактическая (контактоустанавливающая ).
Наиболее значимой из этих функций является коммуникативная, так как эта функция письма ориентирована на получение ответа.
Эпистолярные элементы письма – обращение, подпись, дата, место написания.
Из синтаксических средств дружеского письма наиболее существенны следующие: обращение, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с местоимениями 2-го лица, благодаря чему устанавливается взаимопонимание между автором письма и адресатом.
IV. Беседа с классом. Реализация домашнего задания.
Учитель.
– Остановимся на обращении, которое занимает одно из ведущих мест в общении между адресантом и адресатом. Ведь обращение сразу же, с первых строк письма, создает микроклимат общения. Адресатные обращения обычно выражены оценочными прилагательными, притяжательными местоимениями, эмоционально-оценочными существительными. 1. Дома вы читали письма Пушкина Гончаровой. Как обращается Пушкин к Наталье Николаевне в письмах?
– Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, мой ангел, милостивая государыня Наталья Николаевна, жена, женка, милый друг мой, милый мой ангел, жена моя прелесть. 2. А вот другой пример - обращения А. Блока в письмах Л. Д. Менделеевой.
Звучит магнитофонная запись письма Блока (10 ноября 1902 г.).
На столах учащихся ксерокопия письма.
Поэт обращается к Л.Д. Менделеевой: «Моя любовь, Моя единственная; Ты – мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство».
Учитель: Употребление прописных букв в словах Ты, Солнце, Небо, Блаженство, определяется коммуникативными намерениями автора - обожествлением своей возлюбленной, своего адресата.
3. Вопрос классу. Рассказать о знаках препинания при обращении.
4. Работа над текстом художественного произведения.
Большое значение имели письма в годы военного лихолетья, когда родные ждали весточки с фронта, а бойцов в окопах поддерживали письма из дома.
Новелла И. Бабеля «Письмо». О чем это произведение?
– Произведение о событиях гражданской войны. Подросток Вася пишет письмо матери из Первой конной армии Буденного.
У вас на столах ксерокопии новеллы, которую вы прочли дома. Назовите, какие функции эпистолярного жанра несет письмо мальчика?
– Общение, сообщение, воздействие.
Как Василий обращается к матери?
– Любезная мама Евдокия Федоровна, любезная моя матушка, мамка.
Какие факты гражданской войны нашли свое отражение в письме, то есть назовите информативную функцию.
– Мальчик пишет о красном и белом терроре (расправах и убийствах с целью запугива...