ЭОР Методическая разработка урока в 9 кл. на тему Как написать сочинение-рассуждение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснокутская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока в 9 классе
по теме «Как написать сочинение - рассуждение
на лингвистическую и морально-этическую тему»
(подготовка к государственной итоговой аттестации)
Подготовила учитель русского языка и литературы
Поваляева Л.И.
2015-2016 учебный год
Тема урока: подготовка к ГИА. Часть 3 (сочинение-рассуждение на лингвистическую и морально-этическую тему). Повторение: сложносочинённое предложение
Цель урока: способствовать более качественной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации (часть 3), повторить теорию написания сочинения-рассуждения, организовать практическую работу по части 3; повторить материал по теме «Сложносочинённое предложение», повторить орфографические правила, изученные в 5-7 классах.
Литература: Учебное пособие издательства «Легион». Авторы: Н.А. Сенина, С.В. Гармаш и др. Ростов-на-Дону. 2011 г.
Ход урока:
Организационный момент: класс разделен на две группы
Ученики будут самостоятельно оценивать результаты каждой группы по шкале:
Сочинение – рассуждение до 5 баллов.
Рассказы, пересказы до 3 баллов.
Каждый правильный ответ 1 балл.
Домашняя работа.
(Учащиеся писали дома сочинение - рассуждение по варианту из пособия Н.А.Сениной.
Сочинение-рассуждение на тему «Сложноподчинённое предложение и место в нём придаточного». (1 группа).
Сочинение-рассуждение на тему «А в его груди билось благородное сердце рыцаря». (2 группа).
Ученики (формулируют цель урока, рассказывают о строении урока). Учитель: Перескажите текст, по которому вы писали сочинение-рассуждение. Кто автор рассказа? Что вы знаете об этом писателе?
Учитель задаёт вопросы: (ответы на вопросы проходят в форме соревнования между группами: у кого ответ полнее, содержательнее)
Сколько времени отводится на написание сочинения-рассуждения?
Какой объём сочинения-рассуждения?
Какое строение сочинения-рассуждения? Что важно в основной части сочинения – рассуждения?
К какому стилю речи приближено сочинение на лингвистическую тему? Сочинение на морально- этическую тему?
Какими вводными словами или вводными предложениями заканчиваем сочинение? (Итак, следовательно, таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, действительно).
Ученики напоминают:
Сочинение должно быть написано аккуратным, разборчивым почерком.
Членение сочинения-рассуждения на абзацы обязательно.
Во второй части доказательство должно состоять из двух аргументов. Тут уместно использовать наречия, которые показывают последовательность мысли, действий: во-первых, во- вторых, в-третьих, наконец).
Обязательно нужно опираться на исходный текст.
(Ученики читают свои сочинения –каждая группа, указывают ошибки в сочинении каждой группы)
На доске примеры, когда придаточное предложение находится в разных местах сложноподчинённого предложения.
(15) Внимание тюфяка привлекали крики, которые долетали с реки.
(35) Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.
(37) На другой день, когда после второго звонка тюфяк вошёл в класс, там никого не было.
Задание учителя по тексту:
Чему учит нас рассказ «Рыцарь Вася»?
Найдите сложносочинённое предложение среди предложений 1-7. (7)
Среди предложений 15-19 найдите одиночное обособленное деепричастие.
В предложениях 8-9 найдите слово с приставкой на з-с. (возвращалось)
Примерные сочинения:
В споре я поддерживаю Машу, потому что в сложноподчинённом предложении придаточные не всегда стоят только после главного предложения. Поищем доказательства в тексте Ю.Яковлева.
Действительно, в рассказе встречается несколько сложноподчинённых предложений, в которых придаточные стоят после главного предложения. Это предложения 15, 16 и другие. А вот в предложении 35 придаточное времени находится перед главным предложением, а в предложении 37 придаточное времени находится внутри главного предложения.
Значит, в сложноподчинённом предложении придаточное предложение может стоять и после главного предложения, и перед главным и разрывать его, т.е. находиться внутри главного предложения. (81 слово).
Главный герой рассказа – мальчик Вася. Автор пишет, что «в его груди билось благородное сердце рыцаря». Я согласна с автором.
Тонул в реке первоклассник, под ним провалился тонкий лёд. На берегу было много ребят, которые кричали и беспомощно размахивали руками, и только Вася бросился на помощь малышу. Об этом я прочитала в предложении 24. Лёд под Васей трещал, он мог сам провалиться в ледяную воду, но это не остановило мальчика. Об этом автор говорит в 30 предложении.
Выходит, Вася – настоящий рыцарь с благородным сердцем, на таких людей, как Вася, можно всегда положиться. (86 слов).

Домашняя работа: работа над вариантом 21 учебного пособия Н.А.Сениной.
Учитель: откроем вариант 16 учебного пособия Н.А.Сениной. Текст называется «Трудный хлеб», написал его русский советский писатель Е.И.Носов, участник Великой Отечественной войны, герой Социалистического труда, удостоен литературной премии им. А.И.Солженицына. Его основные темы – военная и деревенская. Мы читали такие его рассказы: «Живое пламя», «Неизвестный цветок», «Юшка», «Кукла». Прочитаем его.
(Ученик читает текст Е. И. Носова «Трудный хлеб»)
Учитель: определим его тему, основную мысль.
Ученики: (Тема: встреча автора с охотником, у которого слепая охотничья собака.
Основная мысль: уважение к слепой собаке, которая «честно зарабатывает свой трудный хлеб», а также к её хозяину, который относится к своей собаке, как другу).
Учитель: какие темы сочинений предлагаются к этому тексту (стр. 229)?
Вспомним функции (назначение ) обращения в тексте?
Название лица или кличка неодушевлённого предмета для привлечения его внимания.
Для выражения отношения к нему.
Наименование неодушевлённого предмета (поэтическое обращение).
Учитель: Поработаем сначала над сочинением на лингвистическую тему (устно). (Вызывается один ученик, составляет устное сочинение).
Примерное сочинение на лингвистическую тему.
Я на стороне Васи. Обращение служит не только для того, чтобы позвать кого-то. Перед нами текст Евгения Носова «Трудный хлеб». Найдём в нём доказательства.
В шести предложениях текста встречаются обращения. В 15, 22 и 77 предложениях обращение «Чанг» служит для привлечения внимания охотничьей собаки, это её кличка. В предложении 23 обращение «дружище» показывает сочувственное отношение охотника к своей собаке, он относится к ней, как к своему другу. В предложении 73 распространённое обращение «батенька мой» (так обращается охотник к автору), оно указывает на осуждающее отношение охотника к автору, предложившему ему избавиться от слепой собаки и завести другую.
Следовательно, привлечение внимания – это не единственная функция обращений. (99 слов).
Учитель: Написание сочинения на морально-этическую тему тесно связано с основной мыслью текста и с предложенной темой.
Примерное сочинение на морально-этическую тему.
Эта фраза охотника относится к охотничьей собаке Чангу, которой приходится « свой хлеб честно зарабатывать».
Из предложения 46 мы узнаём, что Чанг слепой. Закроем на мгновение глаза, нас сразу же обступит темнота, мы становимся беспомощны. Трудно себе представить, что в таком состоянии возможно жить да ещё и трудиться. Однако Чанг научился жить в полной темноте, ведёт себя, как и другие собаки, да ещё и охотится. Об этом идёт речь в предложения 60, 62 и 63.
Действительно, Чанг честно зарабатывает свой трудный хлеб и не поддаётся своей слепоте. (81 слово).
Учитель: Повторим художественные средства выразительности. Рассмотрим первый абзац. (зачитывает) Какие художественные средства выразительности здесь встречаются?
(1. Олицетворение – «ходит …осень, развешивает… паутины, убирает…осинки и берёзки.
2. Метафора – «убирает в золото осинки» - («золото» - осенние листья).
3. Эпитеты – «хрустальные сети паутины»).
Учитель: Какие уроки жизни содержит в себе текст Евгения Носова?
(Хотя речь идёт о собаке, но выводы для себя делают люди: даже в самой сложной ситуации не надо сдаваться, нужно находить способы не только жить, но и работать, честно зарабатывать свой «трудный хлеб»).

Учитель предлагает перейти к варианту 21, написать самостоятельно сочинение. (Учитель рассказывает о Пескове В.М. (родился в 1930 году) – это русский писатель, журналист, сотрудничает с газетой «Комсомольская правда», ведёт рубрику «Окно в природу». Он старается побудить в читателе чувство любви к родной природе. Мы не раз писали диктанты, изложения по текстам Василия Михайловича Пескова).
Вопросы:
Какую проблему поднимает здесь автор?
Чему он учит читателя?
(Ученик читает текст и темы предложенных сочинений – стр.263).
Учитель: Что мы знаем о вопросительном знаке?
- Для чего используется восклицательный знак в предложениях?
(Обычно он используется в вопросительных предложениях по цели высказывания для того, чтобы о чём-то спросить. Это завершающий знак препинания вопросительного предложения. Существует риторический вопрос (стилистическая фигура), это вопрос, который не требует ответа, однако предлагает читателю поразмышлять над волнующей его проблемой).
- Какую мысль вы будете доказывать в сочинении на морально-этическую тему? (воспитывать в человеке уважение к природе нужно с детства: семья, детский сад, школа, книги, фильмы)
(Ученик пишут самостоятельно сочинения, читают, исправляют ошибки).
Вариант 1.
Аня права в том, что вопросительный знаки ставится в вопросительных предложениях, но цель их употребления разная. Найдём доказательства в тексте.
В предложении 20 вопросительный знак служит для обычного вопроса, который задаёт автор семнадцатилетнему парню, убившего дятла. В предложениях 23,24, 25 тоже стоит в конце вопросительный знак, но это риторический вопрос, не требующий ответа. Автор задаёт его себе, читателю, всем людям, как бы приглашая поразмышлять над проблемой сбережения окружающей нас природы.
Действительно, вопросительный знак в конце предложения выполняет разные функции. (76 слов).
Вариант 2.
В начале текста писатель Василий Песков рассказывает о тишине в осеннем лесу. Только слышно, как пробежала мышь да постукивает дятел. Но вот картина резко меняется.
В предложении 15 он повествует о том, что раздался выстрел, и «на жёлтую траву упала птица». Семнадцатилетний парень убил птицу «просто так». Об этом мы узнаём из предложения 21. Основная мысль текста содержится в последнем абзаце, в котором при помощи риторических вопросов автор выражает свою боль о случившемся убийстве, выступает в защиту природы.
Я думаю, человека нужно с детства учить в семье, детском саду, школе «радоваться прилёту журавлей и беречь рощу…». (94 слова).
Учитель: Какой же вывод для себя мы извлечём из текста Пескова?

Учитель предлагает словарный диктант в оставшееся время.
2 абзац:
Найдите в предложении 8 пример эпитета.
В предложениях 8, 10 примеры метафор.
В 1 абзаце пример олицетворения.
Словарный диктант.
Костяной, шёл, бинокль, древесина, чувствовал, разъяснять, беречь, влюблённых, должен радоваться, окровавленный.
Подведение итогов урока. Понравился ли урок? (нарисовать смайлики).
Оценивание, мотивирование оценок производится учениками, определяется лучшая группа.