Статья Мобильные приложения в современном образовании


Мобильные приложения в современном образовании
С каждым днём все больше увеличивается доля мобильного интернета и количество пользователей мобильных устройств. Такие изменения вполне обусловлены – сейчас все стремятся к удобству и мобильности во всех сферах жизни. С появлением коммуникаторов и планшетов, уже нет необходимости брать с собой «громоздкие» ноутбуки и другие устройства в дорогу, в командировки, на встречи и для других целей. Однако мобильные устройства не приносили бы столько пользы без специальных дополнений – мобильных приложений. Значимость мобильных приложений в образовании растет, а основная причина этого - возможности, которые они дают: • совместная работа учащихся над заданиями во время урока и во внеурочной деятельности, • обмен файлами, • организация дистанционного обучения и взаимодействия с родителями. И это лишь некоторые аспекты применения мобильных приложений в образовании! 
Мобильное приложение Plickers.Программа Plickers работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт plickers.com и распечатанные карточки с QR-кодами для учащихся. Что нужно для работы с Plickers:● один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;● набор карточек с QR-кодами;● проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View (для транслирования тестовых вопросов). Что не нужно для использования Plickers:● наличие мобильных телефонов у детей.
Что представляет собой карточка с QR-кодам. Карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.Макеты карточек доступны для скачивания на официальном сайте . Есть 5 различных наборов. В любом наборе каждая карточка уникальна и имеет свой собственный порядковый номер. Это позволяет, например, выдать карточку конкретному ученику и отслеживать при необходимости его успехи, сделав опрос персонифицированным. Чтобы начать пользоваться Plickers, необходимо зарегистрироваться на сайте. После этого учитель попадает в интерфейс библиотеки. Вот что мы там видим: Question (вопрос) — ключевая единица системы. Каждый вопрос содержит:● текст. К нему можно добавить картинку. Сам текст не должен быть очень длинным, чтобы вмещаться на экран компьютера при большом шрифте.● тип ответа (варианты ответа и/или система «правда/ложь»)● ответы (их может быть не более четырёх). Правильный ответ выделяется галочкой.Folder (папка) — группировка вопросов по определённой теме или признаку. Например, «теория эволюции» или «линейные уравнения». Позволяет проще ориентироваться в вопросах. Можно создавать папки внутри папок.Class (класс) и Queue (очередь). После того, как сами вопросы подготовлены, из них нужно создать очередь для определённого класса. Один вопрос может использоваться сколько угодно раз в любом классе.Чтобы создать класс, нажимаем на меню «Classes» вверху и на открывшейся странице нажимаем на кнопку «Add new Class». Самый простой способ — называть классы по их реальному названию: 9а, 9б, 10а и т.п. Если у вас есть деление на группы, для каждой группы имеет смысл создать отдельный класс: 9а-1, 9а-2 и так далее.После того, как классы созданы, возвращаемся в библиотеку (ссылка «Library» сверху) и добавляем вопросы в очередь к нужному классу. Для этого в интерфейсе вопроса (кнопка Expand в правом нижнем углу вопроса) есть кнопка «Add to Queue» Очередь — это последовательность вопросов, которые вы хотите задать указанному классу на ближайшем уроке. После того, как вопрос задан, он исчезает из очереди. Разумеется, на следующий урок его можно добавить опять в очередь, если это необходимо. Эта концепция станет более понятной чуть ниже.Процесс опросаДля опроса очень желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. На компьютере открываем сайт Plickers, логинимся там и нажимаем на ссылку сверху «Live view». Это специальный режим показа вопросов, которым можно управлять с вашего мобильного телефона. Собственно, сейчас нам и потребуется мобильный телефон.В мобильном телефоне открываем приложение Plickers. На стартовом экране вам предложат выбрать класс.После выбора класса вам будет показана очередь вопросов, которую мы задали ранее. Заметьте: вопросы можно создавать непосредственно из приложения, нажав на этом экране кнопку Create. Также, если вы вдруг забыли добавить какой-либо вопрос к очереди, из приложения доступна библиотека, содержащая все вопросы.Нажимаем на первый вопрос и он отображается на экране. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо — всё управление ведётся с телефона.Дети читают вопрос и поднимают с карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.В этом режиме достаточно просто навестись на учеников телефон — приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз — Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Кнопка-галочка по центру внизу завершает данный вопрос и возвращает учителя в очередь вопросов. Далее — повторяем операцию для остальных вопросов.Как можно использовать Plickers?1. Фронтальный опрос в конце урока.Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.2. Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и/или урокам.Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.3. Проведение тестов / проверочных работ.При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.
Заключение
В этом году количество подключенных мобильных устройств, большую часть которых  составляют мобильные телефоны, впервые в истории превзойдет количество жителей планеты. Несмотря на столь широкое распространение и уникальные возможности для обучения, данные технологии часто подвергаются запрету или игнорируются официальными системами образования. Этот потенциал нельзя не использовать. Возможности мобильных технологий в сфере обучения внушительны и во многих случаях хорошо обоснованы. Не являясь панацеей, вместе с тем мобильные технологии помогут решить некоторые насущные проблемы образования за счет использования нового и эффективного подхода. В мире, в котором растет зависимость от средств связи и доступа к информации, мобильные устройства не будут преходящим явлением. Поскольку мощность и возможности мобильных устройств постоянно растут, они могут шире использоваться в качестве образовательных инструментов и занять центральное место как в официальном, так и в неформальном образовании.