Аналитический отчет преподавателя Обществознание


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Верхнетуринский механический техникум»
Аналитический отчёт за межаттестационный период
(2013-2015 г.г.)
Бадьина Елена Леонидовна
преподаватель обществознания
Верхотурье, 2016г.
Оглавление
Введение………………………………………………………............................... 3
1. Аналитическая часть…………………………………………............................... 4
1.1. Основные способы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся................................................................................................................ 4
1.2. Анализ педагогической деятельности, направленной на повышение уровня развития учебно - познавательной продуктивной деятельности обучающихся в рамках учебной дисциплины Обществознание....................................................... 7
1.3. Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках Обществознания 9
1.4. Контроль освоения учебной дисциплины Обществознания............................. 13
1.5. Анализ педагогической деятельности, направленной на развитие учебно-познавательной продуктивной деятельности обучающихся................................... 16
2. Мониторинг образовательных достижений обучающихся.................................. 18
3. Проектная часть………………………………………………............................... 23
Заключение…………………………………………………….............................. 24
Список использованной литературы Приложение. Приложение №1. Практическая работа по теме «Исчисление себестоимости продукта Приложение №2. Опорные конспекты по теме «Социальная сфера жизни общества» Приложение №3. Материалы по проведению контрольной работы в форме выполнения тестовых заданий по вариантам Приложение №4. Урок-игра по теме «Собственность и предпринимательство»; «Избирательная система РФ» ( (работа в группах); Приложение №5. Урок-дискуссия «Роль профсоюзов в современной экономике» Приложение №6. Примеры составления синквейнов Приложение №7. Методическая разработка проекта урока по теме «Сущность и структура деятельности», «Многообразие деятельности» Приложение № 8. Листы рабочей тетради по темам «Основы знаний о духовной культуре человека и общества», «Мораль» Приложение № 9. Методические указания для написания эссе по обществознанию Приложение № 10. Варианты заданий для самостоятельной внеаудиторной работы Приложение № 11. Сказки по Обществознанию Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Умение учиться – значимый фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.
Одной из главных проблем, стоящих перед преподавателем, является проблема выбора форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке и вне урока. Предметное содержание образования определено государственным стандартом, предметный результат образования определен итоговой аттестацией, пути достижения результата выбирает учитель. Как учить? Какие образовательные технологии использовать? Как определить эффективность применения тех или иных форм и методов работы?
Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов моей педагогической деятельности в форме аналитического отчета.
Цель составления аналитического отчета: анализ и оценка собственной педагогической деятельности в межаттестационный период.
Объект анализа: собственная педагогическая деятельность, направленная на управление самостоятельной учебно-познавательной познавательной деятельностьюобучающихся в рамках учебной дисциплины «Обществознание».
Предмет анализа: результаты педагогической деятельности по внедрению и использованию форм деятельности, стимулирующих развитие познавательной активности и учебной мотивации обучающихся.
Цель работы в межаттестационный период:
создать условия для успешного развития самостоятельной учебно- познавательной деятельности обучающихся через использование элементов педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности.
В межаттестационный период реализацию поставленной цели осуществляла через решение следующих задач:
1.Совершенствовать профессиональное мастерство для повышения качества образования обучающихся.
2. Способствовать формированию познавательных интересов обучающихся в процессе обучения и во внеурочной воспитательной работе.
3. Способствовать взаимодействию субъектов образовательных отношений для повышения общественной значимости процесса и результата образования через эффективное применение современных образовательных технологий.
Проанализировав эффективность использования современных образовательных технологий в собственной педагогической деятельности для успешного формирования самостоятельной познавательной активности обучающихся, в своем аналитическом отчете я представляю систему педагогической деятельности за межаттестационный период с 2013 по 2015 г.г., направленную на решение поставленных задач.
1. Аналитическая часть
1.1. Основные способы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся.
Не секрет, что многие обучающиеся, выходя из стен школы не готовы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, не умеют работать с учебной и дополнительной литературой, не могут увидеть и сформулировать проблему, а тем более найти пути ее решения. Большинство обучающихся не владеют элементарными логическими и психологическими умениями.
В межаттестационный период мне пришлось работать над следующими проблемами и противоречиями:
- необходимость формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся;
- низкая познавательная активность обучающихся;
- затруднения обучающихся в работе с информацией, последующим оформлением результатов своей деятельности (затруднения при самостоятельном поиске информации, неумение выделить главное, применить материалы в практической деятельности);
- недостаточная внутренняя мотивация учащихся к постоянному получению новых знаний в условиях перехода на качественно новый уровень организации образовательного процесса.
- проблема родительского участия и неучастия в образовательных отношениях.
Проблема здесь заключается в том, у обучающихся еще со школы не до конца сформирована учебная деятельность, а в профессиональном образовательном учреждении преподаватели ждут от них навыков выполнения учебно-познавательной деятельности.
При проектировании процесса обучения предмету Обществознание я исходила из положения, что методика обучения должна быть различной для разных уровней сформированности учебно-познавательной деятельности обучаемых и принципиально допускать различный уровень обученности в конце обучения.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения обучающихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим обучающимся без помощи преподавателей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные обучающиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу обучающихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого преподавателя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными группами обучающихся, о роли преподавателя в этом процессе.
У одного и того же обучающегося на различных уроках познавательная активность может резко изменяться, в зависимости от того, какой преподаватель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать группу. Степень активностиобучающихся является реакцией на методы и приемы работы преподавателя, интегративным показателем его профессионального мастерства.
Критерии степени профессиональной подготовки преподавателя:
Умение создать учебно-познавательную атмосферу.
Используемые методы обучения.
Деятельность и активность обучающихся на уроке.
Контроль и коррекция деятельности обучающихся.
Речь преподавателя и её значение на уроке.
Взаимоотношения преподавателя и обучающихся.
Воспитывающая сторона урока.
Результативность урока.
Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу обучающихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого преподавателя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными группами обучающихся, о роли преподавателя в этом процессе.
Я считаю, что от педагогического мастерства преподавателя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые можно реализовывать на разных формах и этапах урока.
Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:
· отстаивать свое мнение;
· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
· рецензировать ответы товарищей;
· оценивать ответы и письменные работы товарищей;
· заниматься обучением отстающих;
· объяснять более слабым учащимся непонятные места;
· самостоятельно выбирать посильное задание;
· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Использование методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У обучающихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обучающихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности обучающихся, которые я, как преподаватель, использую в своей профессиональной деятельности:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
  Таким образом, мотивации является основным условием обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно - ориентированного развивающего подхода.
На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения: в первую очередь это поток необработанной информации, который идет на обучающихся и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов. Многие обучающиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации учебно - познавательной деятельности. Результативная учебно-познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и, конечно же, реализовывать свои возможности.
Существует несколько уровней познавательной активности:
Познавательная пассивность.
Активный уровень.
Исполнительно-активный уровень.
Творческий уровень.
1.2. Анализ педагогической деятельности, направленной на повышение уровня развитияучебно - познавательной продуктивной деятельностьюобучающихся в рамках освоения учебной дисциплины «Обществознание
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизованных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом обучающиеся получают представления о возможностях для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделенных на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Учебная дисциплина Обществознание обладает внутренним потенциалом, который позволяет на базе собственного мировоззрения обучающихся развить и расширить в достаточной мере их кругозор, что окажет большое влияние не только на успешность их дальнейшего обучения, но и на всю подготовку в целом.
Освоение в полной мере учебной дисциплины Обществознание достигает не только целей освоения дисциплины
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
но и более глубоких целей – формирование общих компетенций профессии, таких как:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.3.Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках обществознания
Любой преподаватель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для обучающегося. Только творчески работающий преподаватель может добиться у обучающихся интереса  к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.
Как уже было сказано выше, при проектировании процесса обучения учебной дисциплине можно исходить из того, что методика обучения должна быть различной для разных уровней сформированности учебно-познавательной деятельности обучаемых и принципиально допускать сформированный различный ее уровень в конце обучения.
Обучающихся, приступающих к освоению учебной дисциплины можно условно поделить на группы с различным уровнем сформированности учебно-познавательной деятельности. Этот процесс протекает постепенно, в течение первых двух недель обучения. Для этого используются не только методы наблюдения, но и характеристика со школы, беседа с классным руководителем, анализ иной учебной документации.
Таким образом, на начальном этапе обучения (негласно) я определяю следующие группы:
I Группа -обучающиеся с познавательной пассивностью: отсутствие желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание преподавателя. Здесь преподаватель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать обучающегося во время ответа; стараться установить добрые отношения.
II Группа- обучающиеся с активной учебно - познавательной деятельностью: но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания и умения не имеют системного характера. В этом случае преподавателю необходимо уметь поддерживать активность обучающихся на протяжении всего занятия.
III Группа- обучающиеся с исполнительно-активным уровнем учебно-познавательной деятельности: характеризуются стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. В данном случае преподаватель должен уметь не допускать скуки на занятии и поддерживать высокий уровень познавательной активности. Использовать активные методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д.
IV Группа- обучающиеся с творческим уровнем учебно-познавательной деятельности: характеризуются готовностью обучающихся самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае преподаватель должен уметь создать творческую атмосферу.
Для того, чтобы формирование целостной самостоятельной учебно-познавательной деятельности осуществлялось успешно и приводило к достижению конкретных результатов (формирование начального уровня учебно-познавательной деятельности у обучающихся I группы; исполнительно-активного уровня учебно-познавательной деятельности у обучающихся II группы, формирование творческого уровня учебно-познавательной деятельности у обучающихся IIIгруппы) необходимо управлять процессом обучения с помощью элементов нижеперечисленных педагогических технологий:
Деятельностные педагогические технологии
Результативность обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:
- репродуктивные педагогические технологии - предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Организационными формами обучения при этом являются: урок - лекция, комбинированный урок, урок - экскурсия, урок - семинар. Методы репродуктивного обучения: словесные, наглядные, практические; алгоритмизированное, программированное обучение, задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.д. (Пример вариантов самостоятельной работы приведен в приложении).
- проблемно - развивающие педагогические технологии - технологии, которые требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (применение методов проблемно - развивающего обучения) и переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации. Организационными формами обучения являются: лекция - беседа, комбинированный урок, урок-экскурсия, урок - конференция, интегративный урок. Методами обучения являются: методы проблемно - развивающего обучения, методические приемы формирования творческого мышления, задания на применение знаний в нетиповых ситуациях; на изменение, дополнение, составление алгоритмов, инструкций, задания на перенос способов деятельности в новые условия, на составление таблиц и схем классификации, сравнения и систематизации; на анализ и обобщение. Задания проблемно - производственного характера. (Варианты практических работ приведены в приложении).
- эвристические педагогические технологии - предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение системы методов проблемно - развивающего обучения, заданий, направленных на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности в принятии решений, проявлении творчества. Организационными формами обучения здесь являются: комбинированный урок, урок - конференция, творческое задание, конкурсная работа, курсовая работа. Методами обучения являются: методические приемы развития творческого мышления, задания на поиск информации для решения проблем, на самостоятельный поиск путей достижения цели, задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, в нетиповых ситуациях. (Варианты заданий приведены в приложении).
Личностно - ориентированные педагогические технологии.
Характерными признаками этих технологий является: перенос приоритетов на личность обучаемого и его познавательную деятельность, замена традиционной парадигмы профессионального образования «учитель - учебник - ученик» на новую «ученик - учебник - учитель»; ориентация на индивидуальные особенности обучающегося; формирование целостной личности обучающегося, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; собирать, отбирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для выполнения профессиональной деятельности.
Основными видами личностно ориентированных педагогических технологий являются:
а) диалогические методы обучения, к которым могут быть отнесены методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально 'профессиональных ситуаций, диалогические лекции. (Пример урока-дискусии приведен в приложении).
Диалогические методы обучения формируют у учащихся следующие компетенции: отношение с окружающими, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, обучаемость, профессиональные компетенции.
Диалогические приемы, которые я использую на своих уроках:
1) «Хочу спросить» (любой обучающийся может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
 2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
З) «Экспертная комиссия» (группа обучающихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
4) «Работа в паре» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»).
6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»).
б) метод направляющих текстов. Развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов, который получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий, организаций. Этот метод представляет большие возможности для гибкой организации обучения.
Метод направляющих текстов относится к методам когнитивного инструктирования. Сущностью метода направляющего текста является кодирование и сообщение учащемуся с помощью словесно - знаковых средств информации сравнительно небольшого объема для индивидуального восприятия. Метод направляющих текстов обеспечивает самостоятельное выполнение обучающимся учебного задания и обучает его контролировать процесс и результат своего труда.
К разновидностям данного метода можно отнести опорные конспекты, которые обучающиеся могут получить от преподавателя, а затем по заданному алгоритму сконструировать сами. (Варианты опорных конспектов приведены в приложении).
г) интерактивное обучение. Можно выделить следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.
д) игровые технологии. Понятие «игровые педагогические техно- логии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические, деловые, ролевые игры.
В своей педагогической деятельности я использую следующие: уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки-консультации; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообученияобучающихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут обучающиеся; уроки-зачеты; уроки - творческие отчеты; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки-экскурсии;  интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой
Игровые технологии формируют у учащихся такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.
е) тренинговые технологии. Формально тренинг - это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях.
Мотивационные педагогические технологии.
Мотивационные педагогические технологии - это технологии, направленные на формирование мотивов, побуждающих к развитию ключевых компетенций, позволяющих сделать мотивированной любую учебную деятельность.
Формирование мотивации имеет индивидуально - личностный характер, она не возникает сама по себе, ее формирование - задача педагога. Мотивация в процессе обучения - это побуждения, вызывающие активность, это развивающийся во времени процесс постоянного поддержания заинтересованности в самом уроке и учебно - познавательной деятельности.
Один из важных показателей результатов мотивации является быстрота включения обучающегося в учебную деятельность, устойчивость интереса к ней, настойчивость в решении учебных проблем.
Мотивационные педагогические технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и личностные компетенции такие как: ориентация на качество работы, обучаемость, мотивация самореализация, лояльность;
Виды ситуаций, формирующие мотивационную составляющие деятельности обучающегося:
— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное /оптимальное (выполнение тестовых заданий различных видов и форм)
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;
— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
— ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие. (Примеры тестовых заданий приведены в Приложении).
Метод проектов.
Метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач: творческие, информационные, коммуникационные и т.д. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их профессионального развития.
При использовании метода проектов у обучающихся формируются такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции.
Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.
(Варианты проектов обучающихся приведены в приложении).
1.4. Контроль освоения учебной дисциплины Обществознание
У каждого преподавателя есть свой подход к проверке и оценке знаний и умений, полученных в ходе освоения учебной дисциплины. Этот подход выработан на основе собственного, годами накопленного опыта обучения, анализа работы других преподавателей и с учетом обстоятельных рекомендаций, имеющихся в фундаментальных трудах по дидактике, методических пособиях преподавателей и во многих других публикациях по этому вопросу.
Содержание контроля на всех этапах учебного процесса должно побуждать обучающихся к развитию познавательной деятельности, поддерживать их творческую активность, ставить задачи проблемного характера, всесторонне выявлять способности обучающегося, его возможности сознательно подходить к оценке и анализу фактов, явлений, процессов.
Но как организовать учебный процесс таким образом, чтобы, в рамках массового обучения, подобрать для каждого обучающегося индивидуальную систему обучения, отвечающую его личностным качествам. Выход янахожу в рейтинговой системе управления учебным процессом.
Рейтинг – распределение, ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммируемой оценке их достижений в течение процесса обучения. В своей работе я исхожу из того, что обучение должно быть адаптировано к свободным личностям, направлено на максимальную реализацию возможностей обучающихся, на совершенствование их умений учиться в первую очередь.
При рейтинговой системе зарабатывание баллов на уроках становится своеобразной игрой. При этом происходит стимулирование и активизация учебной деятельности обучающихся, а так же довольно быстрая накопляемость оценок.
Теоретическую основу опыта составляют идеи Бабанского Ю.К., Выготского Л.С., Якиманской И.С., Лернера И.Я., Фридмана Л.М. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Главная цель рейтинговой системы контроля знаний – влияние на активность обучающихся в получении знаний и умений, а также оценка динамики уровня знаний и умений на каждом этапе их усвоения, при использовании лекционно-семинарского, проблемного обучения, игровых, проектных, информационно-коммуникативных, компьютерных технологий. Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес обучающихся к конкретной теме, а, следовательно, к дисциплине в целом. Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех обучающихся, их обучение при этом контролируется педагогом и одногруппниками. В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой ситуации.В-четвертых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией обучающихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между педагогом и обучающимися. В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения обучающегося в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности. 
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях обучающихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Обучающиеся перестали испытывать страх перед опросом, раскрепостились, так как поняли, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность обучающихся на уроках возросла.
Этапы внедрения элементов рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:
1.Составление фонда призовых и штрафных баллов по учебной дисциплине;
2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов обучающихся;
3.Занесение результатов в индивидуальные рейтинговые таблицы.
4.Подведение итогов и составление рейтинговой шкалы по группе.
5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале.
Система стимулирования включает в себя различные приемы поощрения заинтересованных обучающихся. В их числе – система накопления баллов или по-другому – «Фонд призовых баллов».
Порядок получения призовых баллов:
- Время накопления баллов не ограничено (за исключение времени семестра)
- Каждый обучающийся может получить призовые баллы за разные виды деятельности:
А) за удачный устный короткий ответ во время фронтальной  викторины/опроса;
Б) за дополнительные письменные задания в том случае, если полной «пятерки» не получилось, но за проявленный энтузиазм и активность преподаватель хочет поощрить обучающегося;
В) за аккуратность и добросовестное отношение к делу;
Г) за активную работу во время групповой работы;
Д) за отсутствие опозданий, пропусков;
Е) за удачный, грамотный вопрос преподавателю по теме урока;
Ж) за помощь в изготовлении наглядных пособий, дидактических материалов и др.
- участие в системе накопления баллов является добровольным
- Все случаи получения баллов обучающийся фиксирует в конце тетради в таблице «Мой призовой фонд»:
Дата Тема Количество баллов Подпись обучающегося
        
Опыт применения системы накопления баллов показал, что такая альтернативная возможность «заработать» пятерки действительно повышает активность обучающихся. Особенно ценным считаю повышение мотивации к учебной  деятельности «слабых» обучающихся, которые «механически», медленно, но верно идут к своей заветной пятерке. У них повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах.
Обучающимся предлагаются различные дополнительные задания, которые они по желанию могут выбрать и сделать дома.
В качестве дополнительных предлагаются, например, следующие:
- посмотреть художественный фильм и написать к нему рецензию;
- прочитать книгу, статью и написать рецензию к ней;
- составить кроссворд (требования четко оговариваются);
- составить 10 вопросов «Почему?» с ответами по предложенному учебному материалу;
- подготовить «слабого» студента к проверочной работе;
- сконструировать опорный конспект на поставленную тему и прокомментировать его;
- написать эссе по предложенной цитате известного философа, ученого, политика;
- прокомментировать факты из последних новостей;
- провести «разминку» в начале занятия с группой: 10 – 15 вопросов для устной викторины; и т.п.
В этом случае поощряется уже сама попытка выполнить что-то дополнительно.  Для обучающихся создается ситуации двойной выгоды: они не «рискуют» получить низкую оценку в случае неудачи с одной стороны, и знают, что получат хотя бы один призовой балл за старание – с другой. Без стимулирующей призовой системы подавляющему большинству студентов даже в голову бы не пришло делать по непрофилирующему предмету что-то дополнительно.
Интересно, что обучающиеся положительно относятся к идее «штрафных» баллов. Они сами предлагают варианты штрафов: опоздание отнимает 2 балла, пропуск занятия без уважительной причины – 10 баллов, неаккуратное ведение тетради – 5 баллов, несвоевременно выполненная работа – 2 балла. 
Преимущества рейтинговой системы:
возможность организовать и поддерживать работу в течение урока, так и систематическую самостоятельнуювнеаудиторную работуобучающихсяв течение всего года;
повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;
возможность организации соревнования с «идеальным обучающимся», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя обучающихся;
акцент на психологические особенности молодежной аудитории;
предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход обучающихся к её достижению;
стимулирование творческого отношения к работе.
Недостатки рейтинговой системы:
недостаточно мотивированные обучающиеся злоупотребляют уменьшением стрессовых ситуаций. Это выражается в том, что такие обучающиеся очень затягивают со сдачей всех задолженностей. В результате это мешает работе преподавателя и ответственных одногрупников.
1.5. Анализ педагогической деятельности, направленной на развитие учебно- познавательной продуктивной деятельности обучающихся
В межаттестационный период моя педагогическая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- образовательная деятельность – осуществление процесса обучения с учетом современных подходов к организации обучения обществознанию;
- методическая работа – разработка программно – методического обеспечения по обществознанию и внеурочной деятельности, организационно-методическая работа;
- внеурочная деятельность – организация, участие в конкурсной деятельности;
- общественная деятельность –член аттестационной комиссии и комиссии по стимулированию работников в ОУ.
Учебная деятельность в межаттестационный период: дисциплина «Обществознание»: профессии 19.01.17 Повар, кондитер; 35.01.13 Тракторист-машинист с/х производства.
Учебно-методическая деятельность: в межаттестационный период была разработана и реализуется рабочая программа учебной дисциплины обществознание, разработаны методические рекомендации для обучающихся по написанию эссе, комплект практических занятий по учебной дисциплине, скомплектован сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по основным темам учебной дисциплины, методические разработки уроков по темам и др.
Научно-методическая работа:
1. Участие в инструктивно-методическом совещании с докладом и презентацией «Использование элементов технологии критического мышления на уроках обществознания» (февраль 2014 г.).
2. Представление на ПЦК методической разработки уроков по обществознанию «Общество, как сложная система», «Природа человека. Врожденные и приобретенные качества».
3. Представление на ПЦК методической разработки листов рабочей тетради по отдельным темам обществознания.
Организационно-методическая деятельность:
для коллег
Консультации для коллег по вопросам составления рабочей программы, календарно-тематического планирования. (Рекомендации по составлению рабочей программы в виде презентации);
Мастер-классе для педагогов ОУ (2014г.) «Использование элементов рейтинговой системы контроля в обучающей деятельности»;
Открытый урок на тему «Природа человека. Врожденные и приобреиенные качества»;
Консультации по вопросу организации и проведения внутритехникумовского этапа олимпиады по обществознанию;
Консультации по вопросу разработки контрольно-оценочных средств;
Консультации по вопросу организации и отслеживания степени выполнения самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся;
Выступление на инструктивно-методических совещаниях в филиале техникума; и многое другое.
Выступление на выездном методическом объединении преподавателей профессиональных образовательных организаций «Креативный педагог – мотивированный студент» (г. Верхняя Тура);
Взаимопосещение открытых уроков;
Проведение открытых уроков;
Для обучающихся
Подготовка к этапам олимпиады по обществознанию на различных уровнях;
Подготовка к участию в научно-практических кнференциях, круглых столах и других мероприятиях на уровне техникума, города, округа.
Повышение квалификации:
Стажировка на базе предприятия общественного питания «Экономические и правовые основы деятельности предприятия», январь 2014 г.
Курсы повышения квалификации «Охрана труда. Пожарно – технический минимум.», май 2015 г.
«Подготовка педагогов УНПО и УСПО к реализации ФГОС профессионального образования. В.М. «Инновационные образовательные технологии в процессе реализации ФГОС НПО/СПО», февраль 2014 г.
2. Мониторинг учебных достижений обучающихся
2.1. Показатели уровней сформированности учебно-познавательной деятельности обучающихся по учебной дисциплине Обществознание на начало 2013 – 2014учебного года (по группам)
Результативность образовательной деятельности обучающихся
Учебный год/семестр Абсолютная успеваемость Качественная успеваемость
2013 – 2014
1 семестр 88% 51 %
2013 – 2014
2 семестр 96 % 59 %
2014 – 2015
1 семестр 100 % 54 %
2014 – 2015
2 семестр 100 % 74 %
2015 – 2016
1 семестр 100 % 81 %

2.2. Результаты участия обучающихся в конкурсах и развитие
исследовательских навыков
Ежегодно обучающиеся под моим руководством являются участниками олимпиад и конкурсов разных уровней. Это и ежегодная предметная олимпиада по Обществознанию среди обучающихся техникума, областные научно-практические конференции, всероссийская олимпиада по обществознанию «ФГОС-тест» и др.
№ мероприятие результат уровень
1 Районный конкурс «Трезвая Россия, здоровая Россия! Диплом участия ГО
2 Фестиваль-ярмарка «Верхотурские Троицкие гулянья» Диплом участия ГО
3 Организация и проведение Всероссийской олимпиады ФГОС-тест (обществознание) Сертификаты участия РФ
4 Всероссийская викторина: «Знаменитые полководцы, 10 класс» Дипломы 2, 3 степени РФ
5 Интеллектуальная краеведческая игра «Визитные карточки былого» Диплом участия ГО
6 Реконструкция событий ВОВ с инсценировкой мини-сценки «В землянке» в рамках мероприятий, посвященных 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 г.г. Грамота администрации ГО Верхотурский ГО
7 Районный конкурс видеосюжетов и слайдфильмов по профилактике пьянства и травматизма «Трезвая Россия – здоровая Россия! Дипломы 1 степени ГО
8 Районный конкурс «Мы – будущее России», посвященного областному дню трезвости Диплом участия СО
9 Форум молодежных инициатив «Время действовать» Сертификат участника СО
10 Всероссийская олимпиада по обществознанию, (ФГОС тест) Дипломы 1, 2, 3 степени РФ
11 Районный Форум молодежных инициатив «Время действовать» Диплом участия ГО
12 XVI Малые Демидовские чтения Благодарственное письмо СО
13 Правовая игра «В избиратели пойду – пусть меня научат» Диплом участия ГО
14 Областная научно-практическая конференция «Семья. Прошлое, настояшее, будушее». Диплом 3 степени СО
2013 – 2014 учебный год - 6 чел.
Участие в мероприятиях муниципального уровня – 4 чел (16)%;
Участие в мероприятиях областного уровня – 0 чел;
Участие в мероприятиях всероссийского уровня – 2 чел (8%);
2014 – 2015 учебный год - 19 чел.
Участие в мероприятиях муниципального уровня – 14 чел (56%);
Участие в мероприятиях областного уровня – 1 чел (4%);
Участие в мероприятиях всероссийского уровня – 4 чел (16%);
2015 – 2016 учебный год (1 семестр) - 22 чел.
Участие в мероприятиях муниципального уровня – 14 чел (56%);
Участие в мероприятиях областного уровня – 3 чел (12%);
Участие в мероприятиях всероссийского уровня – 10 чел (40%);

2.3. Показатели динамики личностного развития обучающихся как результат профессиональной деятельности преподавателя:
Распределение обучающихся по уровню сформированности на начало учебного года (в рамках освоения учебной дисциплины Обществознание):

2.4. Распределение обучающихся по уровню сформированности на период окончания освоения учебной дисциплины Обществознание:

2.5. Динамика повышения уровня сформированности уровня учебно-познавательной деятельности:

2.6. Результаты развития учебной мотивации обучающихся
Причины, по которым нравится обществознание:
Мотив учащихся Учебные годы
2013- 2014 2014 - 2015
Люблю узнавать новое 53 % 51 %
Хороший преподаватель 83 % 85 %
Может пригодится в будущем 59 % 81 %
Нравятся творческие задания 68 % 81 %
Нравится рассуждать 53 % 67 %
Нравится, как проходят уроки 86 % 87 %
Средний процент интереса 67 % 75 %
Представленные результаты позволяют судить о положительной динамике учебно-познавательной деятельности обучающихся.
3. Перспективы на следующий межаттестационный период
    Целью моей деятельности на очередной межаттестационный период – разработка системы оценивания учебных достижений обучающихся.«Разработать критериально - показательную базу для отслеживания уровня сформированности учебно-познавательной деятельности обучающихся»     Задачи:
Изучить научно – методическую литературу и педагогический опыт преподавателей обществознания по контрольно – оценочной деятельности.
Разработать адаптивную педагогической ситуации систему оценивания достижений обучающихся с разными стартовыми возможностями.
Внедрить систему оценивания учебных достижений в практику.
Проанализировать собственный опыт внедрения новой системы оценивания, отобрать эффективные приемы и методы оценивания и выявить условия, способствующие повышению эффективности системы оценивания учебных достижений обучающихся.
Предполагаю, что система учебных достижений обучающихся может стать эффективным и продуктивным средством подготовки обучающихся, если преподаватель будет:
Шире использовать приемы, обеспечивающие возможность усвоить обществознание в собственном темпе и в соответствии с собственными способностями и возможностями;
Внедрять приемы самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов собственной деятельности обучающегося;
Систематически и целенаправленно мотивировать на серьезные отношения к освоению учебного предмета и помогать обучающимся конструировать собственную образовательную траекторию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщив и систематизировав опыт работы, проанализировав результаты педагогической деятельности за межаттестационный период, я могу сделать следующие выводы:
Работа по созданию условий для познавательной активности обучающихся через использование элементов педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности проводилась целенаправленно, планомерно и результативно;
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе способствовало повышению качества образования обществознанию, эффективной организации познавательной деятельности обучающихся;
Педагогический опыт по формированию стабильного уровня учебно-познавательной деятельности был обобщен и представлен в публикациях, выступлениях на семинарах уровня ОУ, педсоветах, методсоветах.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности обучающегося.
    Главное на современном уроке – постановка обучающегося в позицию добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с преподавателем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений преподавателя иобучающихся.
 Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность – в этом, считаю, назначение преподавателя.
 
Список использованной литературы
Закон РФ об образовании
Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приёмы. – Волгоград, Учитель, 2011
Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. – М.:  Педагогика, 1989.
Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Паниной Т.С.. М.: издательский центр “Академия”, 2008.-с.18-34.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ           Сфера, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,2002
Селеменев С.В. Новая Наглядность. Ж. “Педагогические технологии”, №4, М. 2002. – с.28-30
Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. -с. 64- 98.