Государство в политической системе


Тема занятия: Государство в политической системе
.
Цельурока: актуализируя опорные знания, способствовать осмыслению и усвоению знаний о государственном, политическом устройстве стран мира, системе государственной власти в Российской Федерации, развитию познавательного интереса.
Вид занятия, тип урока: урок комбинированный, с элементами выполнения практических заданий
Оснащение урока:  
наглядные пособия:учебник, , политическая карта мира, Конституция РФ.
раздаточный материал: карточки с заданиями
Основные источники:
Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей (7-е изд., стер.) учебник, ОИЦ «Академия» , 2013.
Касьянов В.В. Обществознание: учебное пособие для СУЗов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2013.
ХОД УРОКА
Вступительное слово преподавателя.
Человек – существо биосоциальное. Представить его вне обществасложно, но общество – это сложная система, влияние которой на человека разнообразно. Сгодня мы попытаемся с вами заполнить только одну страницу этого процесса.
?Но для этого вспомните, какие вы знаете основные сферы общества?
- Это экономическая, политическая, социальная, духовнаяс феры.
?Какая из этих сфер является, по вашему мнению, определяющей и почему?
- Политическаясфера, т. к. оттого,кому принадлежит власть, зависит и развитие всех остальных сфер жизнедеятельности общества.
? Чтотакое политическаясистема?
-Политическая система – это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
? Что, по вашему мнению, является основным институтом политической системы?
-Государство.
Цель нашего урока - опираясь на ваши имеющиеся знания, расширить сведения о государстве, его формах. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по странам мира, поговорим о форме правления, государственном устройстве и политическом режиме отдельных стран мира, а также системе государственной власти в Российской Федерации.
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос.
? Что такое государство?
- Государство – это организация верховной власти на определенной территории.
-Государство - этополитико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
? Каковы признаки государства?
-Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница).
-Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппаратвласти и управления).
-Суверенный характер власти (главенствог осударства внутри страны и его независимость во внешних отношениях).
-Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).
-Исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию.
-Обязательность членства в государстве.
-Претензия на представительство общества как целого, защиту общих интересов и общего блага.
? Чт отакое функциигосударства?
- Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.
? Какие функции государства вы можете выделить?
-Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри общества и страны. Например, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей.
-Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими странами. Например, защита территории от внешней угрозы.
Вопрос: Как вы считаете, можетли современное общество обойтись без государства?
2.Самостоятельная работа с текстом в группах
А теперь давайте разделимся на группы по 4 чел и поработаем с текстами. Ваша задача –определить, какие функции государства проявляются в следующих событиях.
В 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установив уроки – размер дани и погосты – места сбора дани.
(Внутренняя, финансового контроля)
В 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое значение. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Руси.
(Внутренняя, идеологическая)
22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали на СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Главного командования, 30 июня образован Государственный комитет обороны (ГКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Были проведены крупномасштабные мероприятия по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизация населения в армию и на строительство оборонительных сооружений, по эвакуации.
(Внешняя, организация гражданской обороны)
На рубеже 20-30 гг. XX в. руководство СССР приняло курс на ускорение индивидуального развития страны. V Всесоюзный съезд Советов утвердил первый пятилетний план, который предусматривал приоритетное развитие тяжелой промышленности.
( Внутренняя, эконмическая)
Изучение нового материала.
Формы правления государства.
Работа по учебнику §7.3 выписать определения
?Что такое форма государства?
-Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют. Условно форма государства включает в себя формуправления, форму государственного устройства и форму политического режима.
? Что представляет собой форма правления?
-Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть, это способ организации верховной власти.
? Что такое форма государственного устройства?
-Форма государственно гоустройства определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей.
? Что такое политический режим?
-Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
? Какие формы правления вы знаете?
Монархия. В монархиях (отгреч. единовластие) формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Монархическая формаправления сохранилась сегодня в 1/3 стран мира, в которых проживают примерно 459 млн. человек. К европейскимстранам,в которых существует монархия, относятся Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. Существует несколько разновидностей монархического правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) –всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной.
Рассказ преподавателя о республике как форме правления.
- А теперь совершим небольшое путешествие по странам мира.
Небольшая справка об Англии?
- Территория - 244, 7 тыс.кв. км ; население - 58, 97 млн. чел.; столица – Лондон, официальный язык – английский, в Уэльсе – английский и валлийский; денежная единица – фунт стерлингов (100 пенсов); государственная религия – христианство (англиканство и, в меньшей степени, католичество); государственный строй – конституционная монархия.
Монарх считается главой государства, но его власть значительно ограничена, законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Фактически монарх обладает представительскими функциями и лишь частично - исполнительскими, а иногда имеет право на отмену решений парламента, которым практически непользуется. В реальности, главой государства выступает не монарх, а глава правительства.
- В Англии много достопримечательностей.
- Богатая событиями история Великобритании отразилась во множестве памятников. Об этом можно много говорить, боюсь, что у нас не хватит времени. Например, Вестминстерское аббатство, в нем представлена королевская, аристократическая, военная и политическая история Англии. Здесь находятся могилы королей, государственных деятелей, знаменитых людей (Елизаветы I, Марии Стюарт, И. Ньютона, Ч. Дарвина, Ч. Диккенса, У. Черчилля и др.). Биг-Бен – голос Лондона показывает точное время с 1859 г. Строительство часовой башни Парламента началось в 1837 г. Колокол назван в честь начальника строительных работ сэра Бенджамина Хола. За свои внушительные размеры ему дали кличку Большой Бен, которая потом была присвоена часам. Также можно отметить Тауэрский мост, колесо обозрения высотой в 135 метров, визитной карточкой Лондона называют двухэтажные красные автобусы – даблдекеры и черные кэбы – так по традиции называют лондонские такси, которые курсируют по улицам.

ВЫВОДЫ: Великобритания- государство с формой правления- парламентская монархия.
о Германии.
- В Германии Президент формально - Глава государства, но это лишь формальность, реальная же исполнительная власть в Германии находится в руках Федерального Канцлера, так называемого Бундесканцлера. В его компетенцию входит назначение федеральных министров и определение политического курса правительства. Бундесканцлер избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года и может быть смещен со своего поста до истечения срока полномочий только с помощью механизма конструктивного вотума недоверия. В настоящее время пост канцлера занимает Ангела Мергель (лидер политической партии Христианско-демократический Союз).
Федеральный канцлер председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Территория – 359, 96 тыс. кв. км ; население – 82, 08 млн. чел.; столица – Берлин; официальный язык – немецкий; денежная единица – евро (100 евроцентов); господствующая религия – христианство (в основном, протестантизм, но и католицизм); государственный строй – федеративная республика; законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат – Бундестаг и Бундесрат.
В германских городах много памятников различных эпох: римской, Средних веков, эпохи расцвета Ганзейского Союза. Соборы в готическом стиле, архитектурные памятники саксонского барокко, чудесные замки и башни привлекают туристов со всего света.
Например, Кёльнский собор – жемчужина Кёльна, поражает своей монументальностью, величием и, одновременно легкостью и изяществом. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе.
Знаменитые Бранденбургские ворота, построены в 1791 г. по распоряжению короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. За два столетия своего существования они были свидетелями многих исторических событий. В 1930-х гг. ворота приобрели печальную известность из-за нацистских шествий с факелами. Долгое время памятник служил символом разделения Германии. Теперь же Бранденбургские ворота вновь украшают отреставрированная квадрига, орел и прусский железный крест.
Типичные немецкие дома старого образца. С огромными промышленными мегаполисами в Германии прекрасно сосуществуют островки тишины, спокойствия и уюта, куда стремятся туристы, чтобы отведать блюд немецкой кухни и попить немецкого пива.
ВЫВОДЫ: Германия- парламентская республика.
А теперь мы узнаем о США..
- В США президентская республика, в которой президент – глава государства и правительства. Правительство формируется президентом, ответственно перед президентом и ненесет ответственность перед парламентом. Президент имеет больше полномочий, чем в парламентской республике. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом, является Верховным глвнокомандующим, вправе ввести чрезвычайное и военное положение. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент). Президент избирается народом. Правда, в США сложная избирательная система, в основе которой лежат не прямые выборы Президента, как в нашей стране, а косвенные, т.е. люди сначала голосуют за выборщиков, которые затем голосуют за кандидатуры на пост главы государства.

Территория – 9363,2 тыс. кв. км ; население – около 270 млн. чел.; столица – Вашингтон; официальный язык – английский; денежная единица – доллар США (100 центов); господствующая религия – христианство (практически все конфессии) иудаизм, ислам; государственный строй – федеральная республика; законодательный орган – двухпалатный парламент (Сенат и Конгресс).
США занимают среднюю часть Североамериканского материка. На севере они граничат с Канадой, на юге – с Мексикой. Из 50 штатов (административных областей) два штата находятся за пределами территории США. Это Аляска на северо-западе континента и Гавайский архипелаг Тихого океана.
Из достопримечательностей следует выделить Капитолий – здание в столице США, где заседает Конгресс (нижняя палата парламента) – строился с 1790 года по 1868 год по проекту физика У. Торнтона. Сегодня Капитолий – самое большое здание в Вашингтоне. Строить в Вашингтоне дома выше Капитолия запрещено законом.
Конечно же, визитная карточка Америки – это Статуя Свободы, ее подарила Франция в 1886 г. как символ дружбы и сотрудничества, а также как символ свободы и новых возможностей для эмигрантов, прибывающих в гавань Нью-Йорка.
Бруклинский мост соединяет Бруклин с Манхеттеном. Мост был введен в эксплуатацию 24 мая 1883 года. И с тех пор является одним из самых красивых произведений инженерной мысли, объектом вдохновения для многих поколений фотографов и художников.
ВЫВОДЫ: США-президенткая республика.
- А теперь о нашем государстве.
Российская Федерация или Россия – эти наименования равнозначны. Территория – 17.08 млн. кв. км.; население – 146, 86 млн. человек; столица – Москва; официальный язык – русский; денежная единица – рубль (100 копеек); государственный строй – федеративная республика; законодательный орган – двухпалатный парламент – Федеральное собрание: Совет Федерации и Государственная дума; господствующая религия – христианство (православие)
Россия – самая большая по территории страна в мире – занимает восточную часть Европы, север и северо-восток Азии.
Россия как государство прошла сложные исторические испытания. Еще в началеXX в. Россией называли огромный конгломерат народов и территорий, который занимал пространство от Польши до Тихого океана. Такая колоссальная империя была создана в основном в годы правления Петра I и Екатерины II в XVIIIв. К Российской империи были присоеденены Правобережная Украина, Бессарабия, часть Польши, Кавказ, Дальний Восток, Аляска. В конце XIX в. Аляска по распоряжению императора Александра II была продана Соединенным Штатам Америки. Это решение объяснялось прежде всего огромными расстояниями, отделявшими Аляску от основной части России, что затрудняло сообщение с этой провинцией.
В 1917 г. в России произошли две революции, в результате чего монархия была свергнута, а затем и буржуазно-демократический строй сменился на тоталитаризм под названием «диктатуры пролетариата».
В 1922 г. на территории бывшей Российской империи образовался Союз Советских Социалистических республик, который просуществовал до начала 90-х гг. XX в.
формы государства Российская Федерация мы рассмотрим на следующем уроке . Сейчас работа в подгруппах
Практические задания в подгруппах:
Раздать карточки с заданием
Карточка 1- ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:президентская республика, унитарное государство, теократический авторитарный режим.
Карточка 2 -ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: парламентская конституционная монархия, унитарное государство, демократия.
Карточка 3 - ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: президентская республика, федерация, демократия.
Карточка 4- ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: парламентская республика, федерация, развивающая демократия.
Заключительное слово преподавателя: Сегодня мы разобрали много понятий и терминов, систематизировали знания, полученные вами ранее. Попытались осмыслить системы государственной власти, как своей страны, так и некоторых других стран. Кроме того, получили познавательную информацию об этих странах. Все это поможет вам ориентироваться в мировой политической действительности, стать еще на одну ступеньку выше в своем развитии. Но я надеюсь, что вы не ограничитесь этими познаниями, а продолжите саморазвиваться, совершенствоваться. Я считаю, что главное, что должен уяснить молодой человек – это то, что успех обязательно придет к тем, кто не стоит на месте, кто стремиться познавать и трудиться. Благодарю всех за работу.
Домашнее задание:
Знать определения и материал урока
Карточка-1
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)). 2. Форма государственного устройства. 3. Политико-правовой режим.
ИРАН, Исламская республика Иран (до 1935 Персия), государство в Юго-Западной Азии. Площадь 1,65 млн км2. Численность населения 68,28 млн чел. (2003). Столица Тегеран.
Государственное устройство. Законодательная, исполнительная и судебная власти находятся под контролем религиозного лидера — аятоллы. Аятолла избирается священнослужителями. Во главе исполнительной власти находится президент, он является председателем кабинета министров. Президент избирается всеобщим прямым голосованием. Высший законодательный орган — Собрание исламского совета (меджлис) — представляет собой однопалатный парламент.
Административно-территориальное деление. 27 останов(провинций).
Население.В Иране проживает более 60 народов, этнических групп и племен. Основная этническая общность — персы. Вторая по величине этническая общность — тюркская, это азербайджанцы. Арабы живут на островах Персидского залива и в провинции Хузестан. Требования арабов о предоставлении им автономии послужили одним из поводов к началу Ирано-иракской войны. Борьбу за автономию ведут и курды. Официальный язык фарси (персидский). Государственная религия — ислам шиитского толка.
Карточка-2
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)). 2. Форма государственного устройства. 3. Политико-правовой режим.
ЯПОНИЯ - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, арх. Рюкю и др., всего ок. 4 тыс.), омываемых Тихим ок., Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями.
Площадь 372 тыс. км2. Население 127 млн. человек (2000); японцев 99%. Городское население 77,6% (1995). Официальный язык — японский. Большинство верующих — буддисты и синтоисты.
Административно-территориальное деление:
9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица — Токио.
Глава государства в Японии— император. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей).
Карточка-3
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)). 2. Форма государственного устройства. 3. Политико-правовой режим.
БРАЗИЛИЯ, Федеративная Республика Бразилии - самое большое государство в Южной Америке. Площадь 8,5 млн. км2. Численность населения 182,03 млн чел. (2003, 5-е место в мире). Столица Бразилия.
Государственное устройство. Глава государства и правительства — президент. Законодательный орган — двухпалатный Национальный конгресс. Состоит из сената и палаты депутатов.
Административно-территориальное деление. 26 штатов и столичный округ.
Население. Свыше 95% населения - бразильцы, нация, сформировавшаяся в результате смешения португальских и других европейских переселенцев с аборигенами — индейцами и с вывезенными в 16-19 вв. из Африки неграми-невольниками. По этническому составу белые 54%, мулаты 38,5% и негры 6%.
Официальный язык — португальский. Большинство верующих - католики (св. 72%), остальные - протестанты (22,5%), сохраняются и африканские культы.
Свыше половины населения страны — молодежь в возрасте до 20 лет. Люди старше 50 лет составляют всего 10%.
Карточка-4
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)). 2. Форма государственного устройства. 3. Политико-правовой режим.
ИНДИЯ - Республика Индия, государство в Южной Азии. Площадь 3,3 млн. км2 (7-е место в мире). По численности населения занимает 2-е место в мире (после Китая) — 1 млрд 49,7 млн чел. (2003). Столица Дели (Нью-Дели).
Государственное устройство. Глава государства — президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который назначается президентом.
Административно-территориальное деление. 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.
Население. Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, панджабцы и др. Индуисты составляют 80% населения, мусульмане 4%,христиане 2,4%, сикхи 2%, буддисты 0,7%. Общегосударственными являются языки хинди и английский, в штатах есть официальные национальные языки.
В 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установив уроки – размер дани и погосты – места сбора дани.

В 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое значение. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Руси.
22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали на СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Главного командования, 30 июня образован Государственный комитет обороны (ГКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Были проведены крупномасштабные мероприятия по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизация населения в армию и на строительство оборонительных сооружений, по эвакуации.
На рубеже 20-30 гг. XX в. руководство СССР приняло курс на ускорение индивидуального развития страны. V Всесоюзный съезд Советов утвердил первый пятилетний план, который предусматривал приоритетное развитие тяжелой промышленности