Роль коррекционно-развивающих игр на этапе автоматизации звуков


Выступление на м/ о учителей-логопедов района 02..03.2016г.
Учитель-логопед МБОУ «Нижнегорская школа-лицей №1» Беляева Л.Г.
Роль коррекционно-развивающих игр в логопедической работе с детьми на этапе автоматизации звуков (из опыта работы).
Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на дальнейшую возможность познания окружающей действитель-ности, а также на процесс обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о воспитании у детей четкой, внятной и выразительной речи, а так же предупреждение и исправление различных нарушений. Не секрет, что в наши дни увеличилось число детей, которые не только неправильно произносят отдельные звуки, но и обладают маленьким запасом слов, нарушают постановку слов в элементарных фразах, а также не могут выразить собственные мысли, у детей плохо развиты графомоторные навыки, снижено понимание и восприятие речи. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности. Дети не могут долгое время концентрироваться на одном процессе. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д. Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития. Нередко наблюдаются случаи, когда ребенок замыкается в себе, становится заторможенным, резко реагирует на высказывания, сделанные в его сторону. Это происходит потому, что ребёнок понимает, что говорит не так, как его сверстники.
Известно, что ситуация школьного обучения предъявляет высокие требования к ребенку. Чтобы дети с нарушениями речи могли успешно усваивать учебную программу, у них должны быть хорошо развиты восприятие, внимание, память (особенно зрительная), пространственная ориентация, графомоторные навыки и, конечно же, логическое мышление. Трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный характер. Дефицит речевых средств, приводит к серьёзным изменениям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.
Учитель-логопед дошкольного учреждения и школы должен учитывать эти моменты в организации коррекционной работы. Необходимо отметить, что при речевом нарушении логопедическая работа не ограничивается только коррекцией недостатка звукопроизношения, который бросается в глаза, а в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.
Предусматривается работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи и развитии интеллекта ребёнка.
Определяя содержание коррекционной работы по преодолению индивидуальных фонетико-фонематических затруднений, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующий о проблемах, которые испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей, стремиться к тому, чтобы восстановительная или формирующая работа с детьми протекала с учётом нейропсихологического подхода. Эта задача в основном решается на специальных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях и имеет следующую последовательность:
- на первых занятиях большое внимание уделяется развитию моторики артикуляционного аппарата, уточнению произношения имеющихся звуков;
- далее внимание уделяется постановке отсутствующих звуков;
- следующий этап автоматизация поставленных звуков на материале разной сложности (слог, слово, предложение, текст).
Автоматизация звуков — довольно длительный процесс, который, как правило, сопряжен с систематической и довольно тяжелой работой, требующей усилий со стороны педагога и самих детей, особенно при таких нарушениях речи, как алалия, дизартрия, ОНР.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для проведения коррекционной работы, так как дети быстро утомляются, отвлекаются, отказываются от монотонных повторений и однообразных заданий. Дети разные, и приходится их увлекать, заинтересовывать по- разному. Они хотят играть! И если занятия разнообразны, не похожи одно на другое, если они строятся в увлекательной форме, заставлять ребенка заниматься не приходится. Планируя коррекционную работу, логопед должен помнить, что игра в их жизни ребёнка является ведущим видом деятельности. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дети проявляют огромный интерес к играм. Только при одном воспоминании об интересной игре у малышей начинают гореть глаза, и они с нетерпением ждут дальнейшего развития событий. Благодаря игре любой ребенок чувствует себя более уверенно, он не боится попробовать свои силы в разрешении каких-либо задач или вопросов. Именно здесь он сам может создавать свой мир и быть полноправным его участником. И для того, чтобы наилучшим образом повлиять на становление личности ребенка, укрепить его уверенность в себе, сформировать хорошие умственные способности, необходимо обращать внимание на использование коррекционно-развивающих игр. Коррекционно - развивающие игры способствуют развитию речи детей: они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов. Они на логопедических занятиях занимают ведущую, доминирующую роль. Занятия, облеченные в игровую форму, вызывают у детей положительные эмоции, которые помогают пробудить интерес к данному заданию, мобилизуют их внимание, активизируют деятельность. Индивидуальные и групповые занятия строятся с обязательным использованием наглядного игрового материала, учитывается последовательность формирования лексико-грамматического строя речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительным процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.
Роль и основные функции коррекционно-развивающих игр
Особую роль в логопедической деятельности занимают коррекционно-развивающие игры, поскольку за счет них проблемы с дефектами речи ребенка исправляются гораздо быстрее. Следует отметить также, что коррекционные игры для детей дошкольного возраста несут в себе много положительных качеств: маленький ребенок, не осознавая проблем в своей речи, никогда не захочет их исправлять под влиянием строгих указаний и требований. В то же время коррекционно-развивающие игры в непроизвольной форме избавляют малыша от различных логопедических проблем; чтобы заставить ребенка бесчисленное количество раз повторять скучные и не всегда интересные задания для формирования правильного произношения, педагогу не обойтись без коррекционно-развивающих игр.
У детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и устоявшихся стереотипов. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре, он решает свою собственную задачу.
В современной школьной педагогике воспитательное и обучающее значение игры признается. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами школьника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности коррекционно-развивающей игры, как правило, не используются. Репертуар таких игр очень беден и охватывает узкий круг задач. Кроме того, не редко на занятиях развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность логопеда или простыми упражнениями, использование дидактических игрушек или пособий. Коррекционно-развивающие игры - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия. Коррекционно-развивающие игры характеризуются тем, что они
- содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила, в этом ценность игры: для чего эта игра создана, на что она направлена;
- цель игры должна формироваться не как передача конкретных данных, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка, коррекции всех компонентов речи;
- игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою;
- замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась;
- игровые действия всегда включают в себя игровую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками игры;
- решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, а в игре оно же и дает наибольшее удовлетворение;
- содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным;
- игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития детей и конечно для осуществления игрового замысла;
- важной особенностью коррекционно-развивающей игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Принципы использования коррекционно-развивающей игры.
В основе подбора коррекционно-развивающей игры лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр- забав через игры- задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;- единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение в коррекционной работе и для учебной деятельности и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Опыт работы с использованием таких игр, позволяют решать многие задачи.
Коррекционно-развивающие игры - обеспечивают психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий: ребенок чувствует себя более комфортно и расслабленно, не подавляя свою эмоциональную сферу;
- они дают возможность повысить речевую мотивацию;
- психическое состояние малыша начинает налаживаться и постепенно приходит в норму;
- постепенно проблемы с неправильным произношением исчезают, поскольку необходимые речевые задания выполняются с большим количеством повторений.
- стимулируют интерес учеников к занятиям, повышают заинтересованность ребёнка в исправлении собственного речевого недостатка
- компенсируют недостаточность фонематического слуха;
- повышают скорость запоминания и улучшают речевое продуцирование;
- активизируют и восстанавливают высшие психические функции: развитие слухового и зрительного внимания и памяти, развитие мышления;
- автоматизируют необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала;
- способствуют развитию тонких движений пальцев рук.
На сегодняшний день коррекционно-развивающие игры – это одно из наиболее эффективных методов в работе учителя – логопеда по формированию правильного произношения.
Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно, интересно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся всё занятие с детьми. При подборе и разработке игр необходимо учитывать направленность игры на коррекцию различных речевых недостатков.
Эффективность логопедической работы по постановке и автоматизации звуков в речи детей определяется не только квалификацией самого педагога, его владением методикой постановки звуков, но и творческим подходом к подбору необходимого речевого материала для каждого конкретного случая, на котором строятся занятия с детьми. Логопеды-практики всегда испытывают потребность в практическом, наглядном и игровом материале, опираясь на который можно организовать эффективные, результативные занятия с детьми. Чтобы коррекционно-развивающие игры на занятиях проходили с наибольшей эффективностью, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- игра может быть частью логопедического занятия;
- игры не должны быть длительными по времени (10—15 минут);
- в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.
- логопед должен ставить перед детьми только игровую задачу, а перед собой — учебную;
- перед игрой необходимо показать используемые в игре картинки, объяснить и проговорить те слова, которые могут быть сложными;
- игра должна проводиться в темпе, соответствующем возможностям конкретного ребенка, чтобы он имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку в произношении;
- игра должна быть в то же время живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должны присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выполнение,
- необходимое условие - забавное , красочное оформление;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом можно использовать двигательную активность;
- оценка за результат игры должна быть личностно-ориентированной, то есть оценивать успехи ребенка надо только в сравнении с его собственными прежними достижениями;
- в игре следует развивать навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно выполнять задания, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры логопед должен принимать непосредственное участие вносить коррективы и поправки в речь детей, отмечая наиболее успешных, дети должны чувствовать заинтересованность логопеда в игре, видеть в нем равноправного партнера;
- логопед не должен забывать радоваться и хвалить ребенка за старание, поощрять малейшие его успехи.
Виды коррекционно-развивающих игр.
Все коррекционно-развивающие игры, которые я использую в своей работе, могут быть использованы как часть занятия или как целое занятие, со всей группой или подгруппой, а так же с одним ребенком. Это зависит от цели коррекционно-развивающий игры. Основные виды коррекционно – развивающих игр.
- игры на развитие дыхания.
- игры на развитие артикулярного аппарата.- игры на развитие общей моторики.- игры на развитие мелкой моторики.
- игры на автоматизацию звукопроизношения- игры на развитие лексической стороны речи.- игры на развитие грамматичной стороны речи.
- игры на развитие связной речи.
- игры на развитие просодической стороны речи.
- игры направленные на развитие когнитивной сферы, формирование, учебных навыков
Очень важно создать игровые моменты в начале занятия. Они будут способствовать сосредоточению и собранности детей. Встречи со знакомыми сказочными героями (Красная шапочка, Незнайка, Айболит, Мальвина и Буратино, , Карлсон и др.) ставят перед детьми определённые цели и задачи, которые должны разрешить дети во время логопедического занятия.
Желаю творческих увлекательных логопедических занятий!