Виды упражнений по методике преподавания русского языка


Фонетико - графические упражнения
Служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
- определите звуковое значение выделенных слов;
- расположите слова по алфавиту;
- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико- фразеологические упражнения
Готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходимо работать со словами и решению этих задач служат следующие упражнения:
- укажите (назовите, подчеркните) многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы);
-подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы) к данному слову;
- найдите в толковом словаре диалектные слова (профессиональные);
- определите значение, в котором употреблены выделенные слова (указанные учителем);
- составьте словарную статью какого- то слова (по его контекстам);
- составьте предложение с указанным значением данного слова;
- найдите лексическую ошибку в данном предложении.
Словообразовательные упражнения
Развивают у учащихся две группы умений: определять структуру слова и устанавливать структурно- семантические связи родственных слов. Для этих целей используют следующие упражнения:
- назовите слова, имеющие приставки и т.д.;
- обозначьте условными знаками части слова;
- подберите слова с такими то суффиксами;
- выполните графический диктант (запись не слова, а его схема);
- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок;
- заполните таблицу, используя данный пример;
- разберите слова по составу;
- определите в каком из слов приставки не выделяются;
- определите от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
- составьте цепочку однокоренных слов в порядке их образования;
- определите способ образования слова;
- подберите однокоренные слова к данному слову.
Морфологические упражнения
Закрепляют знания, полученные детьми по морфологии и служат основой формирования, как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
- опознание части речи; того или иного разряда этой части речи;
- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
- постановка слова в указанной форме;
- составление парадигмы слова;
- разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
- группировка слов по частям речи и их разрядам;
- составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
- полный или частичный морфологический разбор слова.
Синтаксические упражнения
Включают в себя работу, как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:
- ограничение одних синтаксических структур от других;
- определение структуры данной синтаксической единицы;
- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
- составление схем предложения;
- составление схем указанной структуры;
- полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений в разных структурах.