Презентация по литературе на тему М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени


М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый в русской прозе социально-психологический и философский роман. «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов



История создания романа В журнале «Отечественные записки» опубликованы:1839 г. – «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и «Фаталист»начало 1840 г. – «Тамань»апрель 1840 г. – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»1841 г. – Предисловие ко всему роману (2-е издание)


«Герой нашего времени» – это «история души человеческой».Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям , история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Композиция романа{8799B23B-EC83-4686-B30A-512413B5E67A}Сюжетный порядокХронологический (фабульный) порядокПредисловие (1841) ко всему роману12«Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера – повествователя с Максимом Максимычем. Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Переезд через Крестовый перевал Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя75869«Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным С включением сообщения о том, что Печорин умер1011Предисловие к «Журналу Печорина»История до того, как Печоринр попал на Кавказские минеральные воды1«Тамань»Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью2«Княжна Мери» Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости3«Фаталист»История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы4 Сюжет – события в том порядке, в котором о них сообщает автор. Фабула – совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. сюжет фабула 1. Предисловие к роману 1. Предисловие к «Журналу Печорина»2. «Бэла» 2. «Тамань»3. «Максим Максимыч» 3. «Княжна Мери»4. Предисловие к «Журналу 4. «Фаталист»Печорина»5. «Тамань» 5. «Бэла» 6. «Княжна Мери» 6. «Максим Максимыч» 7. «Фаталист» 7. Предисловие к роману Такое построение дает автору возможность: максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; проследить историю его внутренней жизни; образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию

Повествователи в романеМаксим Максимыч: излагает внешние события, при этом не понимая Печорина.Офицер – рассказчик: человек его круга, писатель, он лишен сочувствия к Печорину, дает его объективное описание со стороны.Печорин о себе в «Журнале»: бесстрашно, не стараясь ни в чем себя оправдывать, анализируя свои мысли и поступки.

Жанры составляющих частей романа«Бэла» и «Княжна Мери» - повести.«Тамань»– новелла.«Максим Максимыч» и «Фаталист» – рассказы. Повесть – литературный жанр описательно-повествовательного характера, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя. Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, изображающее один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой. Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. Система «двойников» в романеГрушницкий Печорин Вернер позёр, шут трагическая , циникстрадающаяфигура Эволюция героя Печорин полон жизни, энергии, способен «Тамань» на сочувствие Активно добивается цели, «Княжна Мери» сострадает. Ищет спасения в любви, «Бэла» добивается, но… Не дорожит ни своей, «Фаталист» ни чужой жизнью. Не способен на элементарное «Максим Максимыч» движение к человеку «… и умер где-то в Персии»