Современные подходы к написанию изложения (в помощь учителю русского языка)


В помощь учителю русского языка и литературыСоставительГонтаренко Л.В., учитель МБОУ гимназия № 10 ЛИК г.Невинномысск 2016 г. Современные подходы к написанию изложения Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Содержание презентации Подробное и сжатое изложение.Способы сжатия текста. Технология написания сочинения на основе текста изложения . Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Проблема, которую поможет решить учитель… ТЕКСТ ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений, потому что многие учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, не умеют отвлекаться от несущественной информации. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Психологическая природа вопроса По мнению психологов, краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям лишь 14% учащихся средних классов могут сделать такой пересказ. Часто слова краткий и короткий в применении к пересказу для школьников являются синонимами. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Что надо знать учителю при обучении сжатию текста Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Возьми на вооружение При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, НО основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.Текст можно подвергнуть сжатию разной степени, но во вторичном тексте должно быть сохранено основное и существенное из исходного текста. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста.Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя! Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Способы и приемы сжатия текста Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста: исключение подробностей; обобщение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности).При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Психолого-педагогические наблюдения Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Одни с трудом выделяют главное и находят существенное, увязая в бесчисленных деталях. Другие, напротив, сжимают текст настолько, что в нем уже не остается ничего живого и он больше становится похож на план или схему. И в том, и в другом случае мы имеем дело с трудностями процесса абстрагирования. Однако, как и любая другая способность человеческого мышления, способность к абстрагированию поддается тренировке. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Советы учителю Типы заданий, направленных на сжатие текста1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…). 2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. 4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.(См. пример текста на сжатие информации – приложение №1 к презентации) Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Задание 1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.Исходный текст Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия (176сл.). Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Текст сжатого изложения У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю. (90 слов) Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа приемы сжатия текста На этом примере можно показать учащимся конкретные приемы сжатия текста:1) исключение подробностей, второстепенных фактов («натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны»);2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи). Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Последовательность действий при обучении сжатому изложению Инструкция «Как писать сжатое изложение»1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, затем перепишите в чистовик. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Практика написания изложений с элементами сочинения(изложение «в чистом виде» не имеет того развивающего эффекта, который дают изложение с элементами сочинения и предшествующая ему работа по пониманию текста) Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста 1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…) Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Задания, направленные на умение выделять в тексте главное 1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно. 2. Найдите главное событие. 3. Расположите события по степени важности. 4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или выборочно). Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Задания, направленные на интерпретацию текста 1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что…3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу. 5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Задания, направленные на творческую переработку текста 1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о… . 2. Дополните текст похожими примерами. 3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле). 4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение. 5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием. 6.Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато. Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Алгоритм внутренней работы ученика с текстом • Что нового я узнал из текста?• Какие факты оказались для меня неожиданными? • Что я об этом думаю?• Как это соотносится с тем, что я уже знаю? • На какие размышления эти факты наталкивают меня?• Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, в литературе, в кино? • Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении? Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Что дает этап обдумывания для ученика? Разумеется, это еще не само сочинение, но этап обдумывания, осмысления текста и инвентаризации своих знаний и представлений очень важен на пути создания текста будущего сочинения. Если текст изложения посвящен интересному научному факту или актуальной нравственной (социальной, философской и т.п.) проблеме, можно дать предварительное задание Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Педагогический опыт показывает Наилучших результатов достигают те учителя, которые при подготовке к изложению обучают пониманию текста. Изложение, поставленное на «службу понимания», развивает ряд важных умений: понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения, выделять главное, вести диалог с текстом, составлять свое мнение о прочитанном, соотносить исходный текст с имеющимися знаниями и личным опытом . Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Литература Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995 Евграфова С.М. Секреты изложения // Русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2004. Главная страница газеты «Русский язык» • Содержание №19/2008 Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа Желаю успехов в обучении развитию речи школьников! Гонтаренко Л.В. Самообразовательная работа