Рабочая программа элективного курса по теме Элементы теории вероятности


Рабочая программа
элективного курса по математике для 9 класса
«Элементы теории вероятности»
Составитель: Фомина Т.Г учитель математике и информатике
Содержание
Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование курса
Содержание курса
Предполагаемые результаты
Требования к уровню подготовки
Литература
Пояснительная записка.
Появление стохастической линии изучения в школе вызвано велением времени, поскольку является следствием многих социально- экономических причин.
О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и комбинаторики речь идет очень давно.
Целесообразность развития комбинаторных возможностей интеллекта учащихся очевидна и с общих позиций теорий развитие личности, и с точки зрения различного рода практических приложений: развитие представлений о статистических закономерностях, формирование информационной культуры, оценка возможностей наступления событий и так далее. В общем, «эта способность нужна в жизни всякому».
Представленный элективный курс как раз и посвящен изложению тех понятий, фактов, задач и обстоятельств, с которых, собственно, берет свое начало стохастическая линия. Рассчитан курс на12 часов. В школе необходимо ознакомить учащихся с процессом построения модели, учить их анализировать, проверять адекватность построенной модели реальным ситуациям, развивать вероятностную интуицию.
Программа элективного курса предназначена учащимся 9 классов.
Цели курса:
Углубление знаний учащихся с учетом их интересов и склонностей, развитие математического мышления, воспитание у учащихся глубокого интереса к математике и ее приложению, воспитание и развитие учащихся инициативы и творчества;
Овладение конкретным математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи курса:
Расширение и развитие математики в общеобразовательной школе, сближение элективного курса с современной математикой как наукой дополнение отдельных разделов из курса математики.
Формы проведения: поурочная, тестовая, зачетная, лекционная.
Календарно - тематическое планирование курса
№ Содержание Кол-во часов Дата
1 Из истории возникновения теории вероятностей и комбинаторики. Правило умножения 1 2 Дерево вариантов 1 3 Перестановки. Выбор двух элементов 1 4,5 События достоверные, невозможные и случайные 2 6 Классическое определение вероятности 1 7 Вероятность противоположного события 1 8,9 Вероятность суммы несовместных событий 2 10,11 Размещения 2 12 Тестирование 1 Содержание программы.
Раздел 1. Исторический обзор.
Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики. Магические квадраты. Понятие вероятности и зарождение науки о закономерностях случайных вещей. Решение исторических задач.
Раздел 2. Введение в комбинаторику.
Комбинаторные задачи. Правило умножения. Дерево вариантов. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещения с повторениями. Размещения без повторений.
Раздел 3. Случайные события и их вероятности.
События достоверные, невозможные, случайные. Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Геометрическое понятие вероятности. Формула Бернулли.
Предполагаемые результаты.
В результате посещения курса у учащихся целенаправленно формируется постоянный интерес и изменение отношения к предмету, непосредственно ориентированного на подготовку продолжения образования по избранному предмету.
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся должны знать и уметь:
Правильно употреблять термины и формулы;
Решать задачи подсчетов вариантов, использовать правило произведения;
Применять формулы перестановок, размещений и сочетаний;
Правильно различать достоверные, невозможные и случайные события, равновозможные события;
Понимать классическую, геометрическую и статистическую модели вероятности.
Развитие мышления учащихся, то есть формирование у них умений и навыков применения различных приемов мыслительной деятельности, осуществляется следующим этапами:
Ознакомление учащихся с отдельными мыслительными приемами;
Совместное формулирование вывода по результатам изучения новой темы или решения задачи;
Выбор того или иного мыслительными приема.
Формирование у учащихся навыка работы с литературой осуществляется через формирование у них умений применения мыслительных приемов. Читая учебник или дополнительную литературу, учащиеся должны выделить главное из прочитанного, хорошо усвоить его и прочно запомнить. Этого они могут добиться только в том случае, если, изучая материал, выполняют активную мыслительную деятельность.
Литература:
Мордкович А.Г., Семенов П.В. События, вероятности, статистическая обработка данных: Доп. Параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.:Мнемозина, 2011.
Крестова А.П., Шпаргалка по теории вероятностей и математической статистике/ - М.: Издательство «Экзамен»,2008