Научно-практическая конференция «Восстание 60 богатырей»


Восстание «Алдан маадыр» Научно-практическая конференция г.Чадан 2013г. МБОУ СОШ №2 г.Чадана Куулар К-К. К. «Большим караваном года идут, забвенья тень за собой ведут.Но пламя костров, зажженных во тьме,памятью вечной живет на земле,Во мне живет и в тебе живет…Богатырей не забыл народ»(Е. Танова, поема «Оседлав лихого скакуна) Цель работы: 1. Выявить основные причины восстания тувинского народа против феодалов; 2. Уточнить места боевых действий; 3. Объяснить основные причины поражения повстанцев; 4. Определить роль восстания 60 богатырей в истории тувинского народа. Задачи:Из литературных и других источников собрать сведения о восстании 60 богатырей против иностранных и внутренних поработителей;Обработать полученные сведения;Написать доклад по итогам исследования и достойно выступить на научно-практической конференции. Методы исследования:Литературный методМетод опросаИнформационный метод Актуальность: Впервые я услышала о них еще в раннем детстве. Среди жителей хемчикских аалов ходили слухи о том, что 60 беглецов справедливо восстали против угнетателей, что несправедливо их казнили, что теперь их называют не беглецами, а богатырями. А за что они восстали и почему так жестоко пострадали, мне было не понятно. Становилось страшно: как это можно – отрубить человеку голову? Мое воображение долго не покидала картина по рассказам старших: отрубленные головы скатывались, разбрызгивая кровь по земле. Отрезанные головы развешивали на перевалах и перекрестках дорог, для устрашения людей. Она долго не стиралась из моей памяти. И поэтому актуальность моей работы в том, что я собрала и обобщила в виде слайдов редкие архивные материалы по празднованию юбилеев 90, 100, 110, 120-летия со дня восстания шестидесяти богатырей. Это продолжение все то же истории о Самбажыке, Дажыме, Садыяжыке и других богатырях ….Наряду с другими праздниками, юбилеи восстания 60 богатырей являются, пожалуй, самыми яркими, самыми значимыми событиями в жизни родного края. Где бы мы не находились, мы должны помнить, что мы родом из такого знаменитого места и должны быть достойны нашей истории. Основные причины восстания: Голод в конце 70-х начале 80-х гг XVIII века, привел к массовому разорению бедных аратов;Обременительные налоги, и так ухудшившие бедственное положение населения;Жестокий гнет и грабительский режим иноземных поработителей, оккупировавших Туву, а также гнет местных феодалов;Обострение классовой борьбы;Национальное и социальное угнетение;Ухудшением социального положения широких масс аратов. 1863 чылда Тывага чиижен орус, кыдат садыгжылар Хемчиктин чонун куруглаткан. Бир дунзе таакпы – 1 хой ортектиг, бир шаажан аяк – 1 ошку ортектиг садыглажып турганнар. Тывалар манчы хаанга бир чылда-ла 9000 эн эки киш кештерин тып бээр турган. Моолдарга бээр дээш, бир айда-ла араттардан 19980 аът, 3870 теве, 1799 ог, 279 майгын, 2480 ирттерни чыып берип турган. Баи и чиновники создавали из простых аратовшайки кайгалов-конократов.В случае поимки поличныминойоны безжалостно отдавалипод суд своих подручных.А сами оставались в стороне. Г. Суздальцев «На горе Кара-Даг» Сарыг-оол Саая «Алдан маадырлар» Оружие восставших Причины поражения восставших: Борьба против угнетателей была упорной и героической, но неравной;У восставших аратов не было единого руководства, ясной, конкретно разработанной программы борьбы;Они плохо представляли себе перспективу своей борьбы и ее конечные цели. В. Тас-оол «Перед казнью» Увозили для казни в Уластай 60 – богатырей, а 47 богатырям отрезали головы. Весной 1885 года привезли отрезанные головы в тальниковые корзины на верблюдах и выставляли, развешивали на перевалах, для устрашения людей. Значение восстания в истории тувинского народа: Восстание имело большое историческое значения для дальнейшей борьбы народа за свое национальное и социальное освобождение … эта борьба способствовала укреплению национального самосознания тувинцев как формирующейся народности в условиях феодального строя.Восстание «60 богатырей» на новом историческом этапе положило начало собиранию тувинских хошунов и сумонов под знаменем общенациональных интересов. Оно является свидетельством, что в это время произошел серьезный рост национального самосознания, пробудилось чувство Родины, проявилось желание бороться за ее светлое будущее, стремлению к независимости на протяжении столетий. Вывод: Не может быть полноценным человеком без памяти, не может быть и целенаправленного движения народа к будущему без учета уроков истории. Дает нам такие уроки и восстание «Алдан маадыр». Наша самая главная задача –помнить историю и беречь то, что своей кровью, ценой своей жизни подарили нам наши предки – возможность жить в свободной и независимой стране, веру в светлое будущее.В знак благодарности своим предкам названы очень много объектов культуры, написаны многие песни, рассказы, повести, поэмы, был даже снят фильм «Алдан дургун», спектакль «Самбажык». И отмечают через каждые 10 лет юбилей восстания. Таким образом, история нашего родного края пополняется все новыми и новыми страницами.Восстание Алдан маадыров была, есть и будет одной из самых ярких страниц в истории Тувы. Скульптура всадника на горе Кара-Даг установлен в честь празднования 90-летнего юбилея «Алдан-Маадыр» В честь 100-летия «Алдан-Маадыр» построен памятник на перевале Сарыг-Сиген Памятник установлен на местечке Оргу-Шол в честь 110-летия. Выполнен в виде огромного колчана для стрел. Здесь увековечены имена богатырей. 1. Аалчымай Ондар (Ишкин) 2. Авыкай Хертек (Хонделен) З. Айыыжы Монгуш (Чыргакы) 4. Ак-.оол Монгуш (Чадаана) 5. Амбыкай Ооржак (Алаш) б. Амыгылан Донгак (Хандагайты) 7. Араажы /Узун/ Ондар (Ишкин) 8. Бапыйжык Ооржак (Ак) 9. Белерген Улуг-Тулуш (О.Торгалыг) 10. Дагбажал /Узун-Дурттуг/ Ооржак (Ак) 11. Дажыма хунду Биче-Ховалыг (Чадаана) 12. Дажыпай /Далгыг/ Ооржак (Ак) 13. Дазанмай Хертек (Хонделен) 14. Дартый Ховалыг (Манчурек) 15. Дары-Хоо Ондар (Шеми) 16. Дондук Биче-Ховалыг (Чадаана) 17. Доржалай Сарыглар (Чадаана) 18. Донгурек Ооржак (Алаш) 19. Дочукей Ооржак (Алаш) 20. Дугаржал Ондар (Суг-Аксы) 21. Дыртык-.оол Сарыглар (Эдегей) 22. Кадатчы Ховалыг (Манчурек) 23. Каткыжывай Ондар (Ишкин) 24. Калбак Ондар (Шеми) 25. Кара-Дажыпай Монгуш (Чадаана) 26. Кенден Сарыглар (Дон-Терезин) 27. Кожагар-Комбулдай Ооржак (Алаш) 28. Конгаштай /Шивегей/ Ооржак (Ак) 29. Кок-Самбажык /Ээр-Хаай/ Монгуш (Чыргакы—Аксы) 30. Кок-Лама Сарыглар (Алаш) 31. Лоодайчап Ондар (Шеми)32. Лопсан Хомушку (Чыргакы)33. Мандыпай Ооржак (Алаш)34. Мойнакай Сарьглар ) (Эдегей) 35. Монге Куулар (Шеми) 36. Намзырай Адыг-Тулуш (О.Торгалыг) 37. Намнан Ооржак (Манчурек) 38. Номзуран Улуг-Тулуш (О.Торгалыг) 39. Номчулан Улуг-Тулуш (О.Торгалыг) 40. Одатчап Ооржак (Дон-Терезин) 41. Ожук - Каккан Ооржак (Кудугай) 42. Ойдупай Сарыглар (Эдегей) 43. Омаашкай Кара-Сал (Чадаана) 44. Оттукай Куулар (Шеми) 45. Садыяажык /Сарыылдыг/ Монгуш (Эдегей) 46. Самбажык /Шырбан/ Ондар (Шом.-Шум) 47. Самдан /Донгур/ Хертек (Алаш) 48. Севендей Кара-Монгуш (Чадаана) 49. Сангын Куулар (Чыргаа-Бажы)50. Севек Хертек (Эдегей) 51. Седенчап Ооржак (Дон-Терезин) 52. Сенди Хертек (Хонделен) 53. Серен Ондар (Ак) 54. Сембилдей Ооржак (Дон-Терезин) 55. Сорупкай Хертек (Эдегей) 56. Судупай Ооржак (Алаш) 57. Сумуя Монгуш (Чадаана) 58. Тежиккей Ондар (Ишкин) 59. Тогбужап Сарыглар (Алаш) 60. Узун-Белек Ховалыг (Чадаана) 61. Урдумай Кара-Донгак (Ишкин) 62. Чаш-оол Сарыглар (Кудугай) 63. Шожапай Кара-Донгак (Ишкин) 64. Шокар -.Даваажап Ооржак (Ак) 65. Шомба Улуг-Ховалыг (Чаа- Хол) 66. Шокар-Сегбе Биче-Ховалыг (Чадаана) 67. Ыжаакай Сарыглар (Алаш) 68. Яндак Ондар (Манчурек) Празднование на местечке Оргу-Шол в честь 120-летия юбилея восстания «Алдан маадыр». Автор памятников «Алдан маадыр» и других памятников Заслуженный работник культуры РТ Сарыглар О. Э.