Языковая личность Ф.М. Достоевского


Языковая личность Ф.М.Достоевского ВыполнилаЦветкова Юлия 3 РКН В богатой личности Достоевского хотелось бы выделить четыре лика: художниканевротикаморалистагрешника Художник "Братья Карамазовы" – самый грандиозный роман из когда-либо написанных, а "Легенда о Великом Инквизиторе" - одно из наивысших достижений мировой литературы, которое невозможно переоценить. К сожалению, психоанализ вынужден сложить оружие перед проблемой писательского мастерства. Моралист Достоевский уязвим, скорее всего как моралист. Признавая его высоконравственным человеком на том основании, что высшей ступени нравственности достигает только тот, кто прошел через бездны греховности, мы упускаем из виду одно соображение. Ведь нравственен тот, кто реагирует уже на внутренне воспринимаемое искушение, не поддаваясь ему. Грешник Восприятие Достоевского как грешника или преступника вызывает резкое сопротивление, которое не годится основывать на обывательской оценке личности преступника. Откуда вообще возникает соблазн причислить Достоевского к преступникам? Ответ: из-за выбора художником литературного материала Невротик Что же тогда доказывает существование невроза в строгом смысле этого слова? Достоевский сам называл себя эпилептиком из-за своих периодических тяжелых припадков, с потерей сознания, судорогами и с последующим дурным настроением. При таких обстоятельствах наиболее вероятно, что эта так называемая эпилепсия - лишь симптом его невроза. Работа с ключевыми словами романа Ф. Достоевского“Преступление и наказание” Одна из необходимых составляющих читательского мастерства – языковое чутье, в том числе умение замечать своеобразие автора. Другими словами, умение видеть черты “языковой личности” автора. Владение этим навыком поможет и понять литературное произведение, и оценить его художественное своеобразие. Мономан Слово в романе употребляется 6 раз. Мономан – это человек, мысли которого сосредоточены и крутятся только вокруг одной идеи. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона “мономания” определяется как “одностороннее однопредметное помешательство, ограниченное “одним пунктом” расстройство психики” Идея, теория “Слово “идея” в романе употребляется довольно редко. Зато чаще встречаются его синонимы. Например, слово “теория”. Кстати, слово “идея” обычно используется в значении “теория”. Именно в таком значении оно употребляется в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем в 5-й главе третьей части, где следователь высказывает свои предположения (теорию) насчет статьи Раскольникова Сердце В романе слово упоминается в двух значениях: сердце как орган (“На цыпочках подошел он к двери, приотворил ее тихонько и стал прислушиваться вниз на лестницу. Сердце его страшно билось”) и как душа (“Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем, что я хорошо в ней изучила”) Мучение На всем протяжении романа повторяется слово “мучение” и его производные. Первый раз мы можем заметить это слово в самом начале: “А ты, мучитель мой! ” – обращение Катерины Ивановны к мужу. Духота Мы встречаемся с этим словом уже в первой части романа: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль…” Каждый раз, когда Раскольников попадает на улицу, его преследует духота. Проба Слово “проба” встречается в романе достаточно часто. На мой взгляд, это не случайно. Совершая свою пробу, Раскольников пробовал что-то в своей жизни изменить. Воскресение Слово “воскресение” употребляется в романе не так уж часто. Но в трех местах это слово очень важно. А именно: в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, в разговоре Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой и в эпилоге. Символика цвета В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Желтый цвет Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Красный цвет После убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Зелёный цвет Зеленый — цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, “африканском” сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется.