Среднесрочный план по биологии 6 класс


Среднесрочное планирование уроков биологии в 6 «Б, В» классе. Учитель биологии Насирова Сахинур Махмутовна.
Дата Тема урока Цели уроков Ожидаемый результат Виды работ Ресурсы Оценивание Рефлексия
Введение 1 час 1 Наука о растениях – ботаника. Сформулировать начальные представления о растительном мире как мире взаимозависимом и включенном в единую систему с другими формами жизни. Знают понятие «биология», «ботаника», систему – принцип организации жизни. Презентация, индивидуальная работа Учебники, интернет Формативное Консультирование
Раздел I. Общее знакомство с растениями (3 часа). 1 Жизненные формы растений. Сформировать знания о жизненных формах растений, помочь выявить различия между дикорастущими и культурными растениями Знают и различают деревья, кустарники, травы, культурные и дикорастущие растения, приводят примеры Работа в группах на местности Природные объекты Взаимное Оформление своих наблюдений
2 Цветковые растения. Органы. Растения как живой организм и как биосистема. Лабораторная работа №1. Рассмотрение споровых, семенных растений. Сформировать знания об органах цветковых растений Знают вегетативные и генеративные органы, строение растения, умеют определять органы по гербарным образцам Презентация, работа в парах Гербарии, таблицы Взаимное Конструктивная таблица
"Знаю – узнал - хочу узнать"
3 Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений.
Продолжить формировать знания об условиях жизни растений и основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Знают роль растений, умеют приводить примеры из жизни Работа в группах на местности Природные объекты Формативное Консультирование
Раздел II. Клеточное строение растений (5 часов).
1 Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2. Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.
Сформировать знания об устройстве лупы и микроскопа, умение работать с ними, готовить микропрепарат, соблюдать ТБ Знают, как устроены лупа и микроскоп, умеют готовить их к работе, умеют готовить препарат из кожицы лука, соблюдают ТБ Работа в парах, презентация Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты Суммативное Оформление своих наблюдений
2 Клетка – основная структурная единица организма растения.
Лабораторная работа№ 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.
Сформулировать целостное представление о том, что клетка является универсальной минимальной единицей жизни и фундаментальным уровнем в системной иерархии живой природы. Знают, клетка – универсальная и минимальная форма жизни, ее строение, умеют приготавливать микропрепарат, рассматривать его и анализировать увиденное Работа в парах, презентация Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты Суммативное Оформление своих наблюдений, синквейн.
3 Жизнедеятельность клеток. Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа. Показать, что жизнедеятельность клетки представляет не статическое, неизменное состояние, а сложный и многоэтапный процесс развития. Этот процесс задается целями всего растения, но осуществляется по врожденной индивидуальной программе самой клетки. Знают основные процессы жизнедеятельности клеток: движение цитоплазмы, питание, дыхание, выделение, рост, размножение Работа в парах, презентация Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты Формативное Оформление своих наблюдений
4 Органические и неорганические вещества клетки. Сформировать представление о веществах, входящих в состав клетки, их значении для жизнедеятельности Знают неорганические и органические вещества и умеют определять их Работа в группах Лупы, лабораторные инструменты Само - , взаимооценивание «Конверты»
5 Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Показать разнообразие и сложность клеток растений и связать это с различием задач, которые они выполняют. Знают ключевые понятия: ткань, первичная и вторичная ткань, системы тканей, типы, виды тканей. Работа в группах, презентация Микроскопы, лупы, лабораторные инструменты Само - , взаимооценивание «Мишень»
Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена (14 часов). Глава I. Семя (2 часа).
1 Внешнее и внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа № 5. Строение семян однодольных и двудольных растений. Сформировать знания о строении семян различных растений и научить анализировать полученные знания Знают строение семян однодольных и двудольных растений, умеют различать их части и анализируют увиденное Работа в парах, презентация Живые объекты, лупы, лабораторные инструменты, таблицы Суммативное Оформление своих наблюдений
2 Органические и неорганические вещества семени. Прорастание и распространение семян. Продолжить формирование знаний о группах веществ, входящих в состав семени, научить определять эти вещества, изучить процесс и разнообразие способов прорастания семян, выяснить условия, обеспечивающие этот процесс. Знают состав семян и умеют их определять, знают факторы прорастания и наблюдают за процессом Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров Живые объекты, лупы, лабораторные инструменты, таблицы Формативное, само и взаимооценивание «Дерево знаний»
Глава II. Корень (3 часа). 1 Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Лабораторная работа № 6.Изучение внешнего строения корней у проростков. Ознакомить с корнем как функциональной структурой, возникшей и развившейся в ответ на сложные условия наземного обитания растений. Знают функции корня, виды корней, корневые системы, умеют по внешнему виду определять все корни. Работа в парах, презентация Гербарные образцы, живые объекты, лупы, микроскопы, готовые микропрепараты Суммативное Оформление своих наблюдений
2 Зоны корня. Рост корня. Лабораторная работа № 7. Определение зоны роста (растяжения) у корня.
Сформировать знания о зонах (участках) корня, научить определять зоны корня Знают зоны корня, умеют определять зону роста, анализируют наблюдения за изменением длины корня у проростков Работа в парах, презентация Лупы, микроскопы, готовые микропрепараты Суммативное Оформление своих наблюдений
3 Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. Лабораторная работа № 8. Видоизменение корней.
Раскрыть понятие о видоизменении корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растений к условиям существования, показать биологическое и хозяйственное значения корнеплодов Различают видоизменения корней, приводят примеры Работа в парах, презентация Живые объекты, лупы Суммативное Оформление своих наблюдений
Глава III. Побег (5 часов). 1 Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Лабораторная работа № 9. Строение вегетативных и цветочных почек. Изучить основные части побега, особенности его строения и функции. Сформировать представление о почке как о зачаточном побеге Знают части побега и почки, их строение, функции, умеют анализировать результаты наблюдений Работа в парах, презентация Живые объекты, лупы Суммативное Оформление своих наблюдений
2 Внешнее и внутреннее строение листа. Функции листа, видоизменения. Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. Лабораторная работа № 11. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев.
Познакомить с особенностями внешнего строения листа, изучить микроскопическое строение и видоизменения в связи с выполняемыми функциями Знают строение листа, его функции и видоизменения, умеют работать с микроскопом Работа в парах, презентация Микроскопы, готовые микропрепараты Суммативное Оформление своих наблюдений
3 Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Лабораторная работа № 12. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.
Сформировать знания об особенностях внешнего строения стебля, его микроскопическом строении и особенностях роста стебля Знают виды стеблей, части стебля: кору, луб, камбий, древесину, сердцевину. Умеют определять возраст растений по годичным кольцам Работа в парах, презентация Микроскопы, готовые микропрепараты Суммативное Оформление своих наблюдений
4 Многообразие и видоизменения побегов. Лабораторная работа № 13. Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.
Познакомиться с видоизменениями побега, продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, доказывать соответствие строения частей побега выполняемым функциям Знают многообразие и видоизменения побегов, умеют различать их и приводить примеры Работа в парах, презентация Живые объекты, лупы Суммативное Оформление своих наблюдений
5 Побеги растений в зимнее время. Экскурсия «Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии» Раскрыть многообразие растений, их связи с окружающей средой, ознакомить с зимними явлениями в жизни растений Знают, какие изменения происходят в побегах в разные сезоны года
Работа в группах Природные объекты Формативное, взаимооценивание Оформление своих наблюдений
Глава IV. Цветок, плод (4 часа). 1
Цветок, его значение и строение. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа № 14. Рассмотрение строения цветка.
Изучить особенности строения цветка как органа размножения. Сформировать понятие о соцветиях и их биологической роли Знают строение цветка, умеют определять части цветка, классифицируют соцветия, приводят примеры Работа в парах, презентация Модели, таблицы Взаимооценивание Оформление своих наблюдений
2 Цветение и опыление растений. Виды опыления. Лабораторная работа № 15. Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Изучить особенности опыления как части генеративного процесса, познакомиться со способами опыления Знают, что такое опыление и какие бывают способы опыления, умеют приводить примеры Работа в парах, презентация Таблицы, схемы Взаимооценивание Оформление своих наблюдений
3 Образование плодов и их разнообразие. Сформировать знания о процессе образования плодов, научиться различать типы плодов по признакам Знают классификацию плодов, умеют их различать и приводить примеры Презентация Живые объекты, таблицы Взаимооценивание «Яблоко знаний»
4 Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Экскурсия «Мир растений на подоконнике»
Помочь учащимся усвоить, что каждый этап в жизни растений находится под контролем целого комплекса внешних воздействий Знают, что растение как живой организм, реагирует на внешние воздействия специфическим изменением характера роста и физиологического состояния Работа в группах Природные объекты Формативное, взаимооценивание Оформление своих наблюдений
Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов). 1 Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения. Изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности Умеют анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи, ухаживать за растениями Работа в группах, индивидуальная, презентация Таблицы Взаимооценивание, самооценивание «Вершки и корешки»
2 Дыхание растений. Сформировать представление об особенностях дыхания и его значения для растения; показать черты отличия процессов воздушного питания и дыхания растений Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы Работа в группах, индивидуальная, презентация Таблицы Взаимооценивание, самооценивание «Устьица»
3 Космическая роль зелёных растений (фотосинтез). Раскрыть особенности воздушного питания растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; показать планетарное и эволюционное значение фотосинтеза Знают сущность процесса фотосинтеза, его отличия от дыхания Работа в группах, индивидуальная, презентация Таблицы Взаимооценивание, самооценивание «Пластиды»
4 Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Раскрыть роль воды в жизни растений, показать взаимосвязь всех частей растения в передвижении воды. Сформировать знания об экологических группах растений по отношению к воде Знают значение воды в жизни растения, умеют характеризовать и определять растения, относящиеся к разным экологическим группам Работа в группах, индивидуальная, презентация Таблицы Взаимооценивание, самооценивание «Выбор есть!»
5 Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Лабораторная работа № 16. Черенкование комнатных растений Познакомиться с разнообразием способов размножения и особенностями бесполого размножения, раскрыть особенности вегетативного размножения цветковых растений Умеют различать способы размножения растений и применять полученные знания при размножении комнатных растений. Работа в парах Таблицы Суммативное Оформление своих наблюдений
6 Рост и развитие растений. Изучить понятия «рост» и «развитие» организма, раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения Знают понятия роста и развития организма, особенности индивидуального развития растения Работа в группах, индивидуальная, презентация Таблицы Взаимооценивание, самооценивание «Росток»
Раздел V. Основные отделы царства растений (21 час). 1 Понятия о систематике растений. Начать формирование знаний о классификации растений, познакомить с основными систематическими группами растений, сформировать умение распознавать однодольные и двудольные растения Знают что такое систематика, таксоны, умеют характеризовать растения, умеют составлять концепт-карты классификации растений.
Индивидуальная, парная, групповая работы  Карточки для дифференцированного опроса, маркеры,карточки с разноуровневым тестом, сообщения уч-ся Взаимопроверка, самопроверка, суммативное оценивание "Бабочка", "Как я себя ощущал на уроке"
Глава V. Отдел Водоросли (2 часа). 1 Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа № 17. Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучить особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей растительного мира Знают особенности строения, жизнедеятельности и местообитания одноклеточных водорослей и их многообразие Индивидуальна, парная, групповая, фронтальная работы микроскопы, лаб.оборудование, ватман, маркеры, печатные карточки, учебник Взаимопроверка, самопроверка, суммативное оценивание Оформление своих наблюдений, «Хламидомонада» по принципу «Да-нет»
2 Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Изучить особенности строения многоклеточных водорослей, продолжить формирование навыков работы с дополнительным материалом Знают строение, жизнедеятельность и многообразие многоклеточных водорослей, умеют работать с дополнительным материалом
Индивидуальна, парная, групповая, фронтальная работы Микроскопы, лаб.оборудование, ватман, маркеры,учебник Взаимопроверка, самопроверка, формативное оценивание «Кораблики» «Каким было мое путешествие?"
Глава VI. Отдел Мохообразные (2 часа). 1 Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Лабораторная работа №18. Внешнее строение мхов.
Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями Знают строение мхов, особенности их жизнедеятельности и многообразие зеленых мхов Работа в парах, презентация Гербарные образцы, таблицы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
2 Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. Познакомить со средой обитания и распространения мхов, раскрыть их роль в природе и хозяйственной деятельности человека Знают особенности строения сфагнума, его значение и условия формирования Работа в группах, индивидуальная, презентация Гербарные образцы, таблицы Взаимопроверка «Капельки»
Глава VII. Отдел Папоротникообразные (3 часа). 1 Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Лабораторная работа № 19. Внешнее строение папоротникообразных.
Выявить особенности строения папоротников, хвощей и плаунов, признаки их более высокой организации по сравнению с мхами Знают строение и особенности высших споровых растений, умеют их различать Работа в парах, презентация Гербарные образцы, таблицы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
2 Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека. Сформировать знания об особенностях строения и обитания хвощей, значении их в природе и практической деятельности человека Знают особенности строения, многообразие и значение хвощей Работа в группах, индивидуальная, презентация Гербарные образцы, таблицы Взаимопроверка «Облака»
3 Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека. Сформировать знания об особенностях строения и обитания плаунов, значении их в природе и практической деятельности человека Знают особенности строения, значение и многообразие плаунов Работа в группах, индивидуальная, презентация Гербарные образцы, таблицы Взаимопроверка «Копилка»
Глава VIII. Отдел Голосеменные растения (4 часа). 1 Общая характеристика и многообразие голосеменных растений. Лабораторная работа № 20. Внешнее строение голосеменных.
Ознакомить с многообразием и главными особенностями голосеменных растений в сопоставлении как со споровыми сосудистыми, так и с цветковыми растениями Знают особенности строения и многообразия голосеменных растений Работа в парах, презентация Гербарные образцы, таблицы Суммативное Оформление своих наблюдений
2 Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной. Лабораторная работа № 21. Изучение строения шишек и семян хвойных растений.
Познакомить учащихся с размножением голосеменных растений, показать преимущество семенного размножения перед споровым. Знают особенности размножения голосеменных растений Работа в парах, презентация Гербарные образцы, таблицы Суммативное Оформление своих наблюдений
3 Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека Знают голосеменных в природе и жизни человека Работа в группах, индивидуальная, презентация Таблицы Взаимопроверка «Лестница»
4 Охрана леса и хвойных лесов. Обобщить знания по теме «Голосеменные», выделить меры по охране лесов Знают значение хвойных лесов в природе и способы охраны природы в них Работа в группах, индивидуальная, презентация Таблицы Взаимопроверка «Альпинисты»
Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (9 часов). 1 Общая характеристика и многообразие покрытосеменных растений. Экскурсия «Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы».
Продолжить знакомство с цветковыми растениями, выделить их характерные черты, познакомить с многообразием Знают характерные признаки цветковых и умеют приводить примеры
Работа в группах Природные объекты, таблицы Формативное Оформление своих наблюдений
2 Семейство Крестоцветные. Лабораторная работа № 22. Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных.
Охарактеризовать семейство крестоцветных и показать их отличительные признаки, познакомить с многообразием Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства крестоцветные и умеют их различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
3 Семейство Розоцветные. Лабораторная работа № 23. Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных.
Охарактеризовать обширное семейство розоцветных, дать оценку его процветания с точки зрения врожденного запаса генетических возможностей к адаптации, заложенных в способности к широкому разнообразию плодов и семян Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства розоцветные и умеют из различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
4 Семейство Пасленовые. Лабораторная работа № 24. Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых.
Познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые, выявить значение растений этих семейств для человека, формировать умение составлять морфологическое описание растения Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства пасленовые и умеют из различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
5 Семейство Бобовые. Лабораторная работа № 25. Строение цветка и плода растений семейства Бобовых.
Познакомить с бобовыми, одним из крупнейших семейств двудольных цветковых и выделить критерии, выдвигающие бобовые в процветающее семейство Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства бобовые и умеют из различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
6 Семейство Сложноцветные. Лабораторная работа № 26. Строение цветка и плода растений семейства. Сложноцветных
Познакомить с семейством Астровые, самым крупным семейством среди двудольных растений и сформулировать признаки, сочетающиеся с его преуспеванием в мире растений Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства сложноцветные и умеют из различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
7 Семейство Лилейные. Лабораторная работа № 27. Строение цветка и плода растений семейства Лилейных.
Познакомить с обширным порядком Лилейных, куда входят семейства Лилейные, Спаржевые, Луковые Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства лилейные и умеют из различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
8 Семейства Луковые. Лабораторная работа № 28. Строение цветка и плода растений семейства Луковых.
Познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейства луковых, их биологическими особенностями Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства луковые и умеют из различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
9 Семейства Злаки. Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки. Экскурсия «Весеннее пробуждение представителей Царства растений».
Ознакомить с обширным семейством злаковых, имеющих важнейшее значение как источник питания населения планеты Знают характерные признаки и видовое многообразие семейства злаковые и умеют из различать Работа в парах, презентация Таблицы, гербарные образцы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (3 часа). 1 Развитие растительного мира. Понятие об эволюции. Изложить важнейшие принципы, лежащие в основе развития растительного мира, сформировать понятие об эволюции и ее этапах Знают суть понятия «эволюция», этапы эволюции, умеют их характеризовать Работа в группах, презентация Таблицы Формативное «Вершина эволюции»
2 Происхождение и многообразие культурных растений. Практическая работа №2. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
Познакомить с начальными представлениями и понятиями о сортах и селекции Знают понятия сорта, имеют представление о селекции как науки, ее истории и значении Работа в парах, презентация Таблицы, живые объекты Формативное Оформление своих наблюдений
3 История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы. Практическая работа № 3. Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка.
Познакомить с этапами окультуривания растений человеком, иллюстрируя примерами Знают этапы окультуривания, историю появления главных народнохозяйственных культур и их значение Работа в группах, презентация Таблицы, гербарные образцы Формативное Оформление своих наблюдений
Раздел VII. Царство Вирусы (2 часа). 1 Особенности строения вирусов как примитивных форм организации. Сформировать знания о строении вирусов, истории открытия и видовом разнообразии Знают строение вирусов, умеют приводить примеры и различать их Работа в группах, презентация Таблицы Формативное «Шарики»
2 Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями. Ознакомить с мерами профилактики вирусных инфекций Знают способы профилактики и меры борьбы с вирусами Работа в группах, презентация Таблицы Суммативное «Пирамида»
Раздел VIII. Царство Бактерии (3 часа). 1 Общая характеристика бактерий. Понятия о прокариотах и эукариотах. Лабораторная работа № 30. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.
Начать формировать знания о характерных признаках бактерий, понятиях о прокариотах и эукариотах Знают строение бактерий и особенности процессов жизнедеятельности, умеют различать клетки прокариот и эукариот Работа в парах, презентация Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
2 Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Лабораторная работа № 31. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.
Продолжить формирование знаний о характерных признаках бактерий, их отличиях от растений, раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий Знают формы бактерий, умеют их различать и иллюстрировать примерами, различают процессы жизнедеятельности Работа в парах, презентация Таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты, влажные препараты Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
3 Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека. Познакомить с различными группами бактерий и их ролью в природе и жизни человека Знают роль бактерий в природе и жизни человека, способы профилактики и меры борьбы с болезнетворными бактериями Работа в группах, презентация Таблицы Суммативное «Хочу все знать!»
Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы (4 часа). 1 Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лабораторная работа № 32. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов.
Познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, с ядовитыми и съедобными грибами, правилами сбора грибов, технологией их выращивания Знают признаки грибов, особенности строения и жизнедеятельности и виды шляпочных грибов Работа в парах, презентация Таблицы, муляжи Суммативное Оформление своих наблюдений
2 Плесневые грибы. Одноклеточные грибы – дрожжи. Лабораторная работа № 33. Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.
Раскрыть особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве Знают признаки, особенности строения, жизнедеятельности и виды плесневых грибов и дрожжей Работа в парах, презентация Живые объекты, лупы Суммативное Оформление своих наблюдений
3 Многообразие грибов. Лабораторная работа № 34. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.
Познакомить учащихся с грибами-паразитами, показать роль грибов в круговороте веществ в природе, раскрыть пути использования грибов в различных областях народного хозяйства Знают признаки, особенности строения, жизнедеятельности и виды грибов-паразитов, значение и использование грибов Работа в парах, презентация Таблицы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
4 Лишайники, их строение и многообразие. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Лабораторная работа № 35. Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников.
Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека Знают признаки лишайников, особенности строения и жизнедеятельности и виды, роль в природе и значение в жизни человека Работа в парах, презентация Гербарные образцы, таблицы Взаимопроверка Оформление своих наблюдений
Раздел Х. Природные сообщества (6 часов). 1 Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Практическая работа №4 Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.
Раскрыть понятие о растительном сообществе, познакомить с типами растительных сообществ, раскрыть понятия «растительность», «типы растительности» Знают о растительном сообществе, их типами, растительности, умеют различать эти понятия, иллюстрируя примерами Работа в группах, презентация Таблицы Формативное Оформление своих наблюдений
2 Характеристики природного сообщества растений как биосистемы. Практическая работа №5. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
Сформировать знания о приспособленности организмов к среде обитания Знают о способах приспособленности организмов к среде обитания Работа в парах, презентация Таблицы Самооценивание Оформление своих наблюдений
3 Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Практическая работа №6. Работа на пришкольном опытном участке.
Изучить приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе, дать представление о развитии и смене природных сообществ Умеют различать виды приспособленности организмов к совместному проживанию в сообществе, знают о причинах смены сообществ Работа в группах, презентация Таблицы Формативное Оформление своих наблюдений
4 Понятие о биогеоценозе как совокупности живых организмов и условий среды обитания. Практическая работа №7. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.
Сформировать знания о биогеоценозе Знают и умеют характеризовать биогеоценоз Работа в группах, презентация Таблицы Формативное Оформление своих наблюдений
5 Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Экскурсия «Жизнь растений в сообществе» Экскурсия «Лес (парк) как природное сообщество».
Сформировать знания об искусственных и естественных экосистемах Знают характерные признаки искусственных и естественных экосистем, умеют их различать

Работа в группах, презентация Таблицы Взаимооценивание Оформление своих наблюдений
6 Роль человека в природе. Красная книга. Экскурсия «Весна в жизни природного сообщества» Экскурсия «Жизнь растений в весенний период года»
Ознакомить учащихся с существующими представлениями о сохранении растительных сообществ и с воплощениями этих представлений в условиях противоречивых интересов заинтересованных сторон Знают о мерах по охране растительных сообществ, значимости Красной Книги Работа в группах, презентация Таблицы Взаимооценивание