Музыкально-логопедический досуг с элементами логоритмики


Музыкально-логопедический досуг с элементами логоритмики «Цветик-семицветик» (для детей подготовительной группы с ОНР).
Цели: развитие связной речи, развитие фонематического слуха, развитие звукового анализа, развитие мышления, памяти, внимания; закрепление навыков чтения и печатанья; закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой и общей моторики; развитие координации движений; развитие плавности и выразительности речи сопровождающейся движением рук; развитие чувства музыкального ритма; умение ориентироваться в пространстве; развитие слухового и зрительного внимания.Оборудование: домики для звуков, цветик-семицветик, картинки для звукового анализа, звуковые схемы, карточки для печатания слов, ребус, предложение, иллюстрация «чудо-зверя», костюмы Буратино и Буквоеда, искусственные цветы, фанерный домик, мяч, музыкальные инструменты (трещетки, металлофон, погремушки, угольники, бубны, колокольчик), фонограммы: «Песня о волшебном цветке» М.Пляцковского, пьеса «Веселые лучики», «Песенка о лете» Е.Крылатова, пение птиц, «Колыбельная».
Ход занятия.
Дети входят в зал под фонограмму «Песня о волшебном цветке» М.Пляцковского, здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Логопед: Ребята! Посмотрите, что я вам принесла: это волшебный цветик-семицветик. Стоит оторвать от него один лепесток, и он преподнесет нам любой сюрприз: может отправить нас в необычную страну, рассказать о новой интересной игре, может дать какое-нибудь задание или загадать загадки. Ну, что попробуем? Смотрите, он оживает. (Звучит один куплет «Песни о волшебном цветке»). Ну, что же ребята, я желаю вам, чтобы путь этот был радостным и успешным. Посмотрим, какой сюрприз нам преподнесет первый лепесток. Иди, сорви его, но прежде произнеси волшебные слова из сказки «Цветик-семицветик» с движениями.
Ребенок: Лети, лети лепесток Имитирует движение крыльев
Через Запад на Восток, поочередное движение рук в стороны
Через Север, через Юг движение рук вверх и вниз
Возвращайся, сделав круг руки перед собой, образуют круг
Лишь коснешься ты земли присесть, дотронуться до пола
Быть по-моему вели! Развести руки в стороны.
Ребенок срывает лепесток, появляются четыре художника.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Это художники. У нас сегодня все необыкновенное, волшебное. И наши гости тоже особенные, они пишут картины не красками, а стихами. Вы должны внимательно слушать и тогда узнаете, какое время года они описывают.
1-ый художник: Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки, как рога.
Логопед: Скажите, какое время года описал художник?
Дети: Зиму.
Логопед: Давайте встанем в круг и вспомним хоровод, который мы водили зимой.
Дети встают в хоровод, и исполняют с движениями один куплет песни С.Насауленко «Зимушка».
2-ой художник: У второго – синее небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки, первая трава.
Логопед: Скажите, какое время года описал художник?
Дети: Весну.
Логопед: Весна самое прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает. Просыпаются и оживают и наши весенние цветочки.
Девочки исполняют танец цветов под музыку «Веселые лучики».
3-ий художник: На картине третьего красок и не счесть,
Красная, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
Дети: Это лето!
Дети имитируют движения под песню Е.Крылатова «Песенка о лете»
4-ый художник: А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды,
Всюду бусы-ягоды, зреют по полям.
Кто же тот художник? Догадайся сам!
Дети: Это осень.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох
Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб, гриб
Кто нашел его, друзья?
Это я, я, я!
Поглаживание тыльной стороны ладони подушечками пальцев
Постукивание пальцами по коленям
Касаются 1 и 5 пальцами
Касание подушечками всех пальцев
Пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко
Приложить указательный палец к ладони
Касание большим пальцем поочередно всех пальцев
Касаются ладонями груди
Логопед: Молодцы, ребята! Угадали загадки художников. Посмотрим, какой сюрприз нам преподнесет второй лепесток. Иди сюда, сорви пожалуйста лепесток, который находится пятым по счету от красного.
Ребенок выходит, отсчитывает 5-ый лепесток, срывает его, называет какого он цвета.
Логопед: Ребята, лепесток предлагает нам поиграть в игру «Домики для звуков».
На ковре – красный, синий, зеленый домики. Это домики для звуков гласных, твердых и мягких согласных. Детям раздаются картинки, звучит музыка, все передвигаются по ковру, когда музыка стихнет, дети должны выделить 1-ый звук в названии своей картинки и встать возле нужного домика. Затем опять звучит музыка – нужно выделить последний звук в названии картинки и занять соответствующий домик.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Что же нам преподнесет следующий лепесток. Иди сюда, сорви, пожалуйста, лепесток, который находится между красным и желтым.
Ребенок называет какого цвета лепесток и срывает его.
Под музыку из фильма «Приключения Буратино» входит сердитый Буратино.
Логопед: Здравствуй, Буратино. Что же ты такой сердитый?
Буратино: Здравствуйте. Эта противная девчонка Мальвина дала слишком сложное задание.
Логопед: Не волнуйся, Буратино, ребята тебе помогут. Давай свое задание.
На магнитной доске помещаются три предметные картинки и три звуковые схемы. Дети определяют какая из звуковых схем соответствует картинке.
Буратино: Спасибо, ребята! Вы такие добрые и умные. А теперь давайте поиграем.
Проводится динамическое упражнение на координацию движений И.Лопухиной:
Мы на карусели сели
Завертелись карусели Дети встают парами, берутся за руки и кружатся
Пересели на качели
Вверх летели, вниз летели. Один стоит, другой приседает и наоборот
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем. Взявшись за руки качаются вправо и влево
Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает Весла в руки мы берем Садятся на ковер и гребут «веслами»
Быстро к берегу плывем К берегу пристала лодка, Встают с ковра прыжками и садятся на стульчики
Мы на берег прыгнем ловко Логопед: А привезла нас лодочка к цветику-семицветику. Подойди и сорви лепесток. Какой по цвету лепесток ты сорвал? Что бывает красного цвета (зеленого, синего и т.п.).
Ребенок отвечает на вопросы.
Логопед: Послушайте, что рассказал этот лепесток:
Возле двух лесных дорог, прямо на опушке
Есть волшебный городок, где живут зверушки.
Дружно, весело живут, и танцуют и поют.
И вас приглашают на веселый танец.
Дети выходят парами и исполняют танец «Полька».
Логопед: Ребята, в волшебном городке живет необычный зверь.
Выставляется иллюстрация «чудо-зверя».
Это что за чудо-зверь в цирке на арене?
Из кого составлен он – разберись скорее.
Чья голова у этого зверя?
Дети: Заячья.
Логопед: Чье туловище?
Дети: Волчье.
Логопед: Чей хвост?
Дети: Лисий.
Логопед: Чьи передние лапы?
Дети: Волчьи.
Логопед: Чьи уши?
Дети: Заячьи.
Логопед: Чьи задние лапы?
Дети: Лисьи.
Логопед: Скажите, а такого чудо-зверя можно встретить на нашей планете Земля?
Дети: Нет. Чудо-зверь живет в волшебной стране.
Логопед: Зовут чудо-зверя Зайцеволколис. Он выступает на арене цирка с предметом, название которого вы можете узнать, если поймаете в ладошки звуки, которые я произнесу, а потом из этих звуков составите слово: /м/, /а/, /ч/, /и/, /к/. Какое слово получилось?
Дети: Мячик.
Логопед: Я предлагаю вам сейчас тоже поиграть в мяч. Встаньте около своих стульчиков. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть одним словом несколько предметов, а вы, поймав мяч, кидайте его мне назад и называете любой из этих предметов.
Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя обобщения: овощи, фрукты, деревья, ягоды, одежда, мебель, посуда и т.д.Логопед: Ребята, мы сейчас с вами превратимся в обычных мишек.
Проводится релаксация.
Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.
Звучит фонограмма «Колыбельной», дети ложатся на ковер на спину и закрывают глаза.
Дети на спину легли и, как мишка, видят сны.
Тише, тише, не шумите, наших деток не будите.
«Колыбельная» сменяется пением птиц.
Птицы станут щебетать, будем глазки открывать
Просыпаться и вставать.
Дети открывают глаза, встают с ковра и садятся на стульчики.
Логопед: Ребята, отдохнули? Давайте посмотрим, какой еще сюрприз нам преподнесет цветик-семицветик. Иди, сорви, но прежде отгадай загадку:
Тридцать три сестрички ростом невелички,
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
Ребенок: Буквы.
Под фонограмму входит Буквоед.
Буквоед: Привет, привет. Я – Буквоед. Хочу посмотреть чему вы научились, наверное, и букв-то не знаете. Куда уж вам мои сложные задачки и ребусы отгадать!
Логопед: Ребята, давайте покажем Буквоеду, что мы знаем и любим родной язык. Давай, Буквоед, свои задания.
На магнитной доске картинки в названиях которых отсутствуют некоторые буквы. Дети выходят по одному, читают слово и вписывают маркером недостающую букву.
Буквоед: Ай-ай-я! Что же кушать буду я? Вот вам задание посложнее.
Логопед: Это ребус. Буквоед съел в слове почти все буквы, но картинка нам поможет прочитать слово. Кто догадался?
Дети: Это бабочка.
Логопед: Правильно. Посмотрите, Буквоед смешал все слова, помогите мне составить предложение.
Дети читают слова и составляют предложение: Бабочка села на цветок.
Буквоед: Проголодался я совсем, видно здесь я не поем!
Не хочу я знаек слушать! Не дают мне здесь покушать.
Логопед: Ребята, мы совсем забыли о цветике-семицветике. Он, наверное, заскучал без нас. Иди, сорви лепесток. Но куда- же он пропал? Не расстраивайтесь, найти его нам поможет волшебный колокольчик. Для этого надо завязать глаза и идти на звук колокольчика, он обязательно приведет нас к цветику-семицветику.
Ребенок с завязанными глазами идет на звук колокольчика, находит цветок, срывает лепесток.
Логопед: Этот лепесток музыкальный, он прислал нам инструменты и предлагает сыграть на них.
Дети берут музыкальные инструменты (трещетки, бубны, металлофон, погремушки, угольники) и в сопровождении музыкального руководителя исполняют «Турецкий марш» В. Моцарта.
Логопед: Вот последний лепесток на цветке остался.
Посмотрите, он сюрпризом сладким оказался.
Дети угощаются сладостями, прощаются с гостями и уходят в группу.