Открытый урок в 5 классе По волнам знаний (Древняя Греция)


По волнам знаний (повторительно - обобщающий урок по теме “Древняя Греция”, 5 класс).
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- научить детей принимать полученные знания в практике работы с картой, исторической картиной, понятиями, деталями;
-способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учащихся, умению работать в группе.
Оборудование: карта “Древняя Греция”; картины “Афинский акрополь” и “Народное собрание в Афинах”; аппликация ”Корабль- парусник”; конверты с заданиями.
Для проведения урока созданы две команды.
Ход урока
Учитель. Сегодня я приглашаю вас в путешествие на корабле- паруснике в Древнюю Грецию. Вы видите, что корабль этот необычный, и поплывем мы по волнам знаний. Чтобы ветер поднял паруса знаний, мы должны будем выполнить задания, которые на них записаны. Кораблик маленький, и в Древнюю Грецию первой попадает команда- победительница.
Конкурс I. “Визитная карточка”
Учащихся предлагается сложить название команды по карточкам с изображением букв.
1-я команда
А Ф И Н Я Н Е

2-я команда
С П А Р Т А Н Ц Ы
Конкурс II. “Кто лучше знает?”
(проверка умения работать с картой)
Учитель. Этот конкурс связан со знаниями исторической карты.
Вопросы командам:
- Покажите на карте и определите словами местоположении колоний Массилия, Сиракузы, Пантикапей. Херсонес.
Конкурс III. “О ком и о чем сказано?”
(проверка знаний исторических фактов)
Кому принадлежат следующие слова?
Мать, черная земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
- Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?
- В каком году Солоном были проведены преобразования?
(594г, до н.э.)
2. О каком событии идет речь?
О, чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине:
Верны законам своим, мы здесь костьми полегли.
(Фермопильский проход.)
- Каковы итоги этого сражения?
3. Кто возглавил Спартанское войско?
(Царь Леонид.)

Конкурс IV. "Проверь себя"
(объяснение смысла понятий и "крылатых" выражений)
Задание командам:
1. Полис, метек, акрополь, агора;
-троянский конь;
-ахиллесова пята;
-нить Ариадны.
2.Демократия, архонт, илот, ареопаг;
-лаконичная речь;
-гордиев узел;
-марафонский бег.
Физкультминутка.
Конкурс V. "Прояви творчество"
(работа с картиной)
Задания командам:
1. Перед вами картина "Афинский акрополь". Представьте себе, что вы - экскурсовод, которому нужно познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших мест Афин. Проведите экскурсию.
2. Перед вами картина "Народное собрание в Афинах". Какие вопросы могли обсуждать на Народном собрании граждане Афин? "Оживите" картину.
Конкурс VI . "Выбери и впиши правильный ответ"
(тесты)
Задания командам:1. В Греции:
а) много ровной земли, пригодной для пашни, есть крупные реки;б) много плодородной земли и пастбищ;
в) поверхность земли гористая, крупных рек нет, дожди выпадают регулярно.
2. "Четвертый лишний". Из четырех слов три связаны между собой по смыслу. Четвертое- лишнее - зачеркните и объясните свой выбор : Зевс, Посейдон, Аид, Ахиллес.
Лишнее ______, потому что ______.
1. Священными для греческого крестьянина были три растения:
а) ячмень, финиковая пальма, инжир;б) крапива, береза, ель;в) оливковое дерево, пшеничный колос, виноградная лоза.
2. "Четвертый лишний".
Эсхил, Софокл, Аристофан, Солон.
Конкурс модельеров VII. Учитель заранее выбирает группу пятиклассников, склонных к моделированию верхней одежды. По иллюстрациям в учебнике и дополнительной литературе эта группа готовит в натуральную величину или на куклах модели верхней одежды, которую носили жители Древней Греции, с коротким рассказом-объяснением модели – что она из себя представляет, кто ее носил и т.д.
Конкурс VIII. "Заморочки из бочки"
Желающие достают бочонок с номером. Под каждым номером - вопрос (бочонки из игры "Лото").
1. Что представляла собой агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан?
2. Что такое акрополь? Что вы знаете об афинском акрополе?3. Кто создал статую Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне? Что вы знаете об этом скульпторе?
4. Как греки представляли себе всестороннее развитие человека? Сохранилась ли такая точка зрения в наши дни?5. Какие вы знаете семь чудес света? Расскажите об одном из них.
6. Что вы знаете об Александре Македонском? Что вас привлекает в нем? Что не нравится?
7. Назовите древнегреческие сосуды. Для чего их использовали? Учитель. Паруса нашего корабля подняты благодаря вашим знаниям по истории Древней Греции. Команда ... может отправляться в путешествие. И я желаю вам, как говорили древние греки: "Доброго пути и свежей воды!".
Домашнее задание: ввиду повторительно-обобщающего характера урока не задается.