Методический материал по физической культуре на тему Спортивные сооружения



«Общая характеристика физкультурно-спортивных сооружений учреждений основного образования учащихся.»
Исполнитель:
Наплекова Юлия Вдадимировна
Бердск 2016год
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ___________________________3-4
1. СПОРТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ______________________________5-7
1.1 СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ_____________________5-6

1.2 ОТКРЫТЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ___________________________6-7
2. КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ_________________________________________7-9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________10

3
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы формирования ценностей здорового образа жизни, повышения общего уровня здоровья нации и, в первую очередь, подрастающего поколения является одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации.
Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009. №1101-р, определила основной курс системы образования в области физической культуры и спорта: создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. [1]
В числе задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», являющейся сегодня стратегическим ориентиром модернизации образования, -сохранение и укрепление здоровья школьников.
Для достижения целей и задач, определенных в стратегических документах, необходима модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях, включающая совершенствование и расширение материально-технической физкультурно-спортивной базы общеобразовательных учреждений.
На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 года Председателем Правительства Российской Федерации В.В Путиным было дано поручение высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры по развитию сети плоскостных спортивных сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.
Настоящие рекомендации подготовлены во исполнение указанного поручения и адресованы органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органам.
Основными принципами развития сети плоскостных физкультурно-спортивных сооружений для общеобразовательных учреждений являются:
многофункциональность- возможность организации и проведения занятий по физической культуре различного формата;
возможность использования всеми возрастными категориями;
4
ориентация на более популярные виды спорта в конкретном субъекте РФ, общеобразовательном учреждении;
максимальное использование возможностей проектных решений через игру;
эстетическая привлекательность проектных решений;
простота, экономичность и функциональность в эксплуатации;
безопасность плоскостных физкультурно-спортивных сооружений, и оборудования.
Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики размещения, состава помещений и сооружений, оборудования физкультурно-оздоровительных комплексов, выполняющих важную роль в формировании здоровья и развитии спортивных показателей современного общества.Цель работы состоит в изучении особенностей спортивных сооружений учреждений основного образования.
5
1. СПОРТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
Спортивные сооружения учебных заведений играют существенную роль в общей системе физкультурно-спортивных сооружений страны. В некоторых населенных местах или изолированных небольших районах городов они — единственные сооружения для физкультурно-спортивной деятельности населения.
Спортивные залы школ составляют 65 % спортивных залов страны. Однако обеспеченность учащихся спортзалами в настоящее время такова, что на 1 ученика приходится лишь 0,3 — 0,4 м2 площади пола. Это 70 - 75 % от той нормы, по которой рассчитывались спортивные залы в отечественной практике. Разработанный в НИИ общественных зданий норматив (МГСН 4.06.96) составляет не менее 1,4 м2 на 1 ученика, т.е. фактическая потребность в залах при двух обязательных уроках в неделю, ежедневном "спортивном часе" в группах продленного дня удовлетворена всего на 25 %. Не соответствует школьной программе и номенклатура залов, так как в основном это залы 18 х 9 м (около 45 %) и 24 х 12 м (около 30 %). Залы рассчитаны на занятия одновременно лишь одного класса, их оборудование в большинстве случаев устарело.[2]
Особое значение приобретает использование школьных залов населением. Однако это редко осуществляется из-за организационных сложностей, а также не предусмотренного проектом автономного использования спортивной зоны школьного здания.
В каждой школе должны быть условия для занятий всеми основными видами спорта, т.к. функциональная структура каждого урока основана на комплектности, включая элементы общефизической подготовки, легкой атлетики, игр с мячом, гимнастики. Кроме того, программами предлагаются занятия боксом, борьбой, тяжелой атлетикой и соревнования по различным видам спорта. Спортивные залы школ должны быть рассчитаны на интенсивное многофункциональное использование со сменой оборудования и трансформацией зала не только между занятиями, но и в течение каждого из них.
6
Номенклатура спортивных залов в школьном комплексе должна соответствовать особенностям физкультурно-спортивной работы со всеми контингентами населения. Для академических и секционных занятий каждая параллель (включающая по одному классу с I по XI) должна иметь кроме зала 30 (36) х 18 м помещения для тренажеров (9x6 или 18 х 6 м) и площадку 24 х 15 (12) м (в отдельном зале или на площади трансформируемого зала), а также зал для младших классов 18 х 12 - 24 х 15 (12) м. Начиная с трех параллелей (33 класса) целесообразен секционный трансформируемый зал.[2]
Сейчас, когда рушатся ведомственные барьеры и сняты многие ограничения, возросла необходимость пересмотреть типологические характеристики спортивных сооружений учебных заведений, чтобы попеременно использовать их различными возрастными группами и для различных видов занятий — академических, оздоровительных, спортивно-досуговых и др. Экспериментальные проекты учебных заведений последнего времени уже разработаны с учетом проведения и физкультурно-оздоровительных занятий населения. Это не только улучшило функциональные параметры, но и значительно обогатило архитектурно-пространственную композицию сооружений.
1.2 ОТКРЫТЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Площадки для спортивных игр и игровые поля-представляют собой плоскостные сооружения, имеющие специальную разметку, покрытие и специальное оборудование. При определении мест размещения площадок наряду с технологическими требованиями необходимо учитывать требования санитарного законодательства и проектную документацию образовательного учреждения.
Размечая площадки для спортивных игр их следует ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Освещение устанавливается не ниже 2.5 метров.
Обычно на пришкольных участках оборудуются площадки для волейбола, баскетбола, минифутбола, гандбола, стритбола.
Так же специально оборудуется зона для занятий легкой атлетикой с беговыми дорожками с разметками на 30, 60, 100 метров, прыжковой ямой, разметкой для челночного бега, сектором для метания гранаты.
7
В составе физкультурно-спортивной зоны пришкольной территории рекомендуется предусмотреть сооружение гимнастической площадки. Места установки должны иметь прочные фундаменты. Размеры и конструкции гимнастических снарядов должны соответствовать анатомо-физиологическим особенностям обучающихся, и всем категориям обучающихся. Оборудование должно быть из высококачественных материалов. Все пособия должны быть полированными, покрытыми масляной краской, острые углы в них закруглены.
Организация на пришкольной территории полосы препятствий, тренажерных и развивающих площадок способствует совершенствованию двигательных умений и навыков обучающихся. Оборудуется полоса препятствий на ровной площадке, лучший грунт- земляной с травяным покровом, либо земля с песком. Препятствия прочно закрепляются, места соприкосновения рук с препятствиями должны быть гладко обработанными.
Универсальные спортивные площадки предназначены для занятий несколькими видами спорта. Вариантов комбинаций имеется множество. Общеобразовательное учреждение может само самостоятельно составить свой вариант в соответствии с приоритетами в развитии физической культуры и спорта и интересами обучающихся. Универсальные площадки удобны компактны и расширяют диапазон образовательных услуг. Возведение таких площадок особенно подходит для небольшой пришкольной территории.
2. КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ
В результате кооперированного использования сооружений достигается социально-экономический эффект, который определяется следующими исходными позициями:
- Экономия средств на строительство новых сооружений для физкультурно-оздоровительных занятий населения может быть достигнута путем ис­пользования резервов в режимах работы сооружений учебных заведений (вечерами и по воскресеньям), и сооружений сети общего пользования (утром). Реализация 8 - 10 % выявленных резервов в течение 5 лет может дать экономию в 3,5 — 5,0 % суммы ежегодных затрат на спортивное строительство.
8
-Улучшение типологических характеристик сооружений для кооперированного использования различными социально-демографическими группами населения. При суммировании градостроительных нормативов, определяющих потребности каждой из этих групп, появляется возможность создавать сооружения, отвечающие технологическим требованиям занятий, а также специализированные сооружения для различных видов спортивной и физкультурно-оздорови­тельной работы.
-Сокращение времени доступности сооружений, поскольку при единой сети на каждом сооружении смогут заниматься и учащиеся, и работающие и проживающие в зоне действия сооружения.
-Экономия дефицитных городских территорий за счет кооперированного (попеременного) использования открытых полей и площадок (прежде всего — спортивного ядра) и исключения их дублирования. Когда в жилом районе одна из школ (базовая, со спортивным уклоном) или ПТУ (ССУЗ) размещается возле районного физкультурно-спортивного ядра, экономятся 0,5 — 0,7 % территории жилого района. [2]
В последние годы прослеживаются некоторые общие тенденции проектирования спортивных сооружений учебных заведений. Увеличивается доля строительства по индивидуальным проектам. Прежде всего это относится к вузам, но и для массовых сооружений разрабатывается все больше разнообразных экспериментальных проектов, в том числе региональных. Расширяется строительство бассейнов. Интенсивнее используются участки учебных заведений. В сооружения вводятся оздоровительные элементы. Предусматривается возможность использования сооружений населением.
Номенклатура спортивных залов в школьном комплексе должна соот­ветствовать особенностям физкультурно-спортивной работы со всеми кон­тингентами населения. Для академических и секционных занятий каждая параллель (включающая по одному классу с I по XI) должна иметь кроме зала 30 (36) х 18 м помещения для тренажеров (9x6 или 18 х 6 м) и площадку 24 х 15 (12) м (в отдельном зале или на площади трансформируемого зала), а также зал для младших классов 18 х 12 - 24 х 15 (12) м. Начиная с трех параллелей (33 класса) целесообразен секционный трансформируемый зал 45 (42) х 24 м, делящийся на 3 части. Для 3 x 3 параллели возможен зал 75 (72) х 24 м, делящийся на 5 частей (секций), с габаритами, кратными площадке 24 х 15 (12) м, размещаемой поперек зала. Нескольким малым залам для спортивных игр и легкой атлетики следует предпочесть общие трансформируемые многоцелевые залы, желательно с несколькими рядами трансформируемых мест для зрителей. При нескольких смежных залах или в
9
секционном зале длиной 75 м и более целесообразна беговая дорожка длиной 60 м. Для уроков физкультуры в I — IV классах и для занятий на тренажерах могут быть использованы помещения с сеткой колонн 6 х 6 м при высоте 3 -4 м. Для внеклассных занятий и работы с населением нужны кроме того специализированные залы для гимнастики, бокса, борьбы, тяжелой атлетики. При каждой площадке в зале для занятий одного класса должно быть два блока раздевальных с душевыми и санузлами, а также инвентарная. [1]
В спортивном комплексе школы кроме спортивных залов и помещений для тренажеров должны быть тир и медико-восстановительный центр. При крупных школьных комплексах (или на группу школ) предусматривается строительство бассейна, так как программами физического воспитания предусматривается необходимость 10 занятий в год в бассейне для каждого школьника.
Однако следует учитывать тенденцию последних лет - разукрупнение школ. Уменьшается наполняемость класса. Не рекомендуется проектирование школ с численностью учеников свыше 1100 чел. (22 + 22 класса).
Вместо жесткой ступенчатой системы ведомственно разобщенных физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых сооружений вблизи жилья эффективнее создавать комплексную систему кооперированных сооружений. Одной из наиболее массовых форм такого комплекса может стать блок школьных залов. Тогда основным направлением интенсификации использования школьной базы становится создание приближенных к жилью кооперированных культурно-оздоровительных центров, где дети и взрослые занимаются культурно-массовой, просветительной, физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельностью.
Спортивные залы, как и культурно-просветительные помещения школ (актовые залы, библиотеки), при использовании их населением по 3 часа в день и по 7 часов в воскресенье полностью удовлетворяют потребность населения микрорайона (квартала) в физкультурно-спортивных и культур­но-массовых занятиях.
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ситуация со спортивными сооружениями на сегодняшний день очень неблагополучна. Школы загружены, помещений для занятий физической культурой катастрофически не хватает, что сказывается на качестве обучения и на отношение к нему учащихся. Выходом из создавшегося положения может стать создание при школе культурно-спортивного центра. Уже на стадии проектирования необходимо трактовать школу как общественный центр или его часть, увеличивать количество и размеры залов, предусматривать их трансформацию и многоцелевое использование, включать крытые бассейны. Начата разработка проектов комплексов школ с выделенным блоком, включающим 3 — 4 спортивных зала, бассейн, столовую, актовый зал и трактуемых как социальный центр микрорайона. Во многих проектах прослеживается тенденция расширения функций блока залов, предусмотрено их автономное использование, продуманы помещения для физкультурных занятий и отдыха младших классов. Появляются предложения создания на базе школ общественного центра или межшкольного комплекса с учреждениями культуры, спорта, общественного питания.
Все это конечно окажет неоценимую поддержку в укреплении здоровья, повышению физической подготовки, вовлеченности в занятия физической культуры и спортом не только школьников, но и остальных групп населения ближайших районов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурлаков, И. Р. Спортивно-оздоровительные сооружения и их оборудование / И. Р. Бурлаков, Г. П. Неминущий. ― М.: СпортАкадемПресс, 2002. ― 135 с.
2. . О.Р. Каратаев, Е.С. Каратаева, А.С. Кузнецов. «Спортивные сооружения»: учебник / – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2011.