Методическая разработка урока Ассортимент товаров


Лекция№5
ТЕМА: «АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ»
Цели урока: Формирование первоначальных знаний по теме ассортимент товаров.
Развивающая цель – развитие умений, правильно обобщать, умения классифицировать, выявлять связи, анализировать и делать выводы.
Воспитывающая цель – воспитание чувства ответственности за порученное дело, умение работать в коллективе, исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование урока: Учебник А.Н. Неверов «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» стр.19-20.
ХОД УРОКА
Организационная часть:
Организационный момент- 2 мин.
Сообщение целей урока.
Цель нашего урока научиться определять показатели качества товаров и их потребительские свойства.
Постановка задач перед обучающимися. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Процесс формирования товарного ассортимента в магазинах различных типов состоит в разработке и установлении в определенном порядке перечня товаров, образующих необходимую совокупность для торговли в соответствии с потребительскими свойствами.
II.Актуализация знаний.
Разбор типичных ошибок, допущенных на практической работе № 7
III.Первичное усвоение новых знаний
Ассортимент товаров
Под ассортиментом товаров понимают набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку.
Ассортимент, являющийся важнейшей характеристикой товаров, подразделяют на промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент — это номенклатура продукции, выпускаемой изготовителем (отдельным предприятием, объединением предприятий, отраслью промышленности).
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, находящихся в сфере обращения на предприятиях оптовой и розничной торговли. Он является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента.
Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем.
Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления.
Структура ассортимента - это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.
Групповой ассортимент характеризуется перечнем входящих в него групп товаров, сформулированных по следующим признакам:
• однородность сырья, из которого они изготовлены (металлоизделия, молочные продукты);
• потребительское назначение (продукты детского питания, обувь);
• способ производства (трикотажные изделия).
Широта ассортимента характеризуется числом наименований видов или разновидностей товаров, входящих в рассматриваемый ассортимент. Широта ассортимента является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента.
Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.
Глубина ассортимента определяется количеством разновидностей товаров в каждой товарной подгруппе.
Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя.
При группировке непродовольственных товаров по признаку единства потребительского назначения их объединяют в потребительские комплексы.
Потребительские комплексы - это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально - потребительскому признаку. Они разрабатываются по множеству вариантов, учитывающих размеры торговой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам:
• возраст;
• пол («Товары для женщин», «Товары для детей»);
• особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста»);
• торжественные события в жизни людей («Товары для новобрачных»);
• общественные события и праздники («Товары к началу учебного года»);
• покупательские привычки, обусловленные сезоном («Летняя мода, товары для дачи»).
Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется видом предъявляемого спроса, который может быть:
специальным - спрос на определенный товар или его разновидность, не допускающий его замену каким - либо другим, даже однородным товаром;
импульсивным - спрос, который обычно формируется и появляется под влиянием побуждений, предложения (рекламы, выкладки);
альтернативным - спрос, окончательно формирующийся в процессе выбора товаров, ознакомления с предложенным их ассортиментом.
По частоте спроса предлагаемые изделия разделяются на товары частого, периодического и редкого спроса.
Товарами частого спроса являются, например; хлеб и хлебобулочные изделия, бакалейные товары, молоко и молочные продукты, синтетические моющие товары, игрушки и т.д.
К товарам периодического спроса относятся деликатесы рыбной, мясной, молочной гастрономии, вина, одежда, обувь, головные уборы и т.д.
Товары редкого спроса - пианино, ковры, кружева ручной работы, ювелирные изделия и т.д.
Оптимальный ассортиментный набор предусматривает стабильный состав товаров специального (твердо формулированного) спроса, возможность введения в ассортимент изделий импульсивного и обновление товаров альтернативного спроса.
Все товары в зависимости от широты и внутривидовой номенклатуры подразделяются на товары простого и сложного ассортимента.
К товарам простого ассортимента относят виды товаров, наименование которых имеют небольшое количество ассортиментных признаков и насчитывают относительно немного разновидностей (сахар, соль, зубной порошок, спички и т. д.).
К товарам сложного ассортимента относят товары, номенклатура которых подразделяется по многим ассортиментным признакам и включает большое количество разновидностей (вина, сыры, а также значительная часть непродовольственных товаров). Из числа непродовольственных выделяют также сложные изделия (телевизоры, магнитофоны и т.д.).
Принципы формирования товарного ассортимента:
• обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе;
• обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина;
• установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;
• учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.
Для наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения эффективности торговли важное социальное и экономическое значение имеет также обеспечение в магазинах устойчивости товарного ассортимента. Это означает, что в торговом зале необходимо постоянно иметь товары всех групп, видов, наименований, которыми они должны торговать.
Устойчивость ассортимента — это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени.
Степень обновления ассортимента характеризует долю вновь поступивших в оборот товаров в их общем ассортименте.
Важное значение имеет ассортиментный минимум — перечень видов или наименований товаров, наличие которых на торговом предприятии определенного профиля, является обязательным.
В настоящее время это понятие заменено на понятие «ассортиментный перечень», представляющий собой документально оформленный перечень разновидностей или видов товаров, составляющий установленный ассортимент. Ассортиментный перечень для торговых предприятий утверждается органами местного самоуправления и его несоблюдение считается нарушением правил торговли.
Управление ассортиментом
Важное значение имеет проблема управления ассортиментом. Под понятием «управление ассортиментом товаров» понимаются действия, осуществляемые в торговле в целях установления, обеспечения и поддержания определенного ассортимента товаров путем регулирования прямых и обратных связей между торговлей, производством и потребителем. В первую очередь управление ассортиментом связано с его формированием, на которое оказывают влияние многие факторы. В первую очередь ассортимент зависит от уровня развития промышленного и сельскохозяйственного производства, а также уровня научно-технического прогресса, позволяющего осваивать современные научно-технические достижения для улучшения потребительских свойств товаров. Управление ассортиментом предусматривает проведение мероприятий по установлению объема и выявлению структуры потребностей покупателей, по учету спроса на продукцию и уровня материальной обеспеченности населения и т.д. с целью установления фактического ассортимента, соответствующего расчетному.
IV. Первичная проверка понимания и закрепление нового материала.
Устный опрос по вопросам изученного материала.
V. Информация о домашнем задании.
Выучить конспект, Учебник стр.19-20 подготовиться к практической работе №8.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия).