Статья на тему Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы


Залалтдинова Л.Д.,
учитель высшей категории МАОУ «СОШ №40» г.Наб. Челны
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Процесс формирования УУД, является ядром современного образования. Как построить урок, чтобы каждый его этап способствовал формированию того или иного УУД? Стандарты нацеливают каждого учителя на освоение системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего включение каждого обучающегося в специально организованную учебную деятельность - образовательный процесс, который при сохранении основной структуры, строится по принципиально другой технологии. Изучение теоретических аспектов этого вопроса, представленных в трудах Выготского, Давыдова, Гальперина позволяет четко осознать структуру и компоненты учебной деятельности, помогает свою педагогическую деятельность выстраивать, исходя из этих аспектов. ФГОС предполагают иную позицию педагога: современному учителю необходимо видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать это развитие; относиться к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, проявлять собственную активность; уметь опираться на познавательные интересы каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию. Т.е. учителю необходимо создать условия, благодаря которым каждый ученик будет включен в учебную деятельность, способствующей его развитию, формированию его субъектной позиции. Что значит - создать условия? На мой взгляд, это прежде всего степень профессиональной компетентности учителя; направленность и особенности организации учебного процесса; межличностные отношения ученика с учителем, одноклассниками; и материальные условия реализации образовательного процесса, соответствующие требованиям ФГОС к условиям реализации основных образовательных программ. ФГОС не изменили основную форму организации учебного процесса, ею так и остался - урок. Но цель современного урока - создание условий, способствующих овладению обучающимся как предметными, так и метапредметными планируемыми результатами. Урок должен гарантировать доступность, качество, эффективность. На уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Современный урок -это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию деятельности. Конечно, учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УДД со следующими показателями: состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УДД. Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:1) вначале сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию к его самостоятельному выполнению;2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД 3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;4) в завершении организовать контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Опыт моей работы показал, что наиболее приемлемыми средствами достижения этой цели являются следующие: инициирование и позитивное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора; стимулирование ученика к самостоятельному использованию различных способов выполнения задания; использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт ученика; создание ситуаций, позволяющих ученику проявить собственные способности, возможности, интересы; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности и повышения степени самостоятельности в учебной деятельности; поощрение стремления найти свой способ решения задачи; анализировать способы работы других, выбирать и осваивать наиболее рациональные; использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности; обеспечение дозированности помощи взрослого. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию и развитию системы УДД.  Предлагаю часть приёмов и методов работы над коммуникативными УУД из личного опыта.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, поэтому работаю используя элементы Сингапурской методики .Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; - на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - ученик более точно оценивает свои возможности; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника,
-умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над коммуникативными УУД. Если описанный вид работы относится к группе коммуникативных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
Литература 1.Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образовании.-М.,2007. 2.Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения«Школа 2000…».-М.,2011. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373