Конспект внеклассного мероприятия Твори добро
















Час этики






























Твори добро!
Час этики
Цели и задачи:
сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
расширить знания школьников о доброте и о ее роли в жизни каждого человека;
формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию доброжелательного отношения к людям;

Ход мероприятия

Учитель. Уважаемые родители! Дорогие ребята! Я рада, что сегодня мы снова с вами вместе! Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого ни взрослый, ни ребенок не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

О каком качестве пойдет речь? О доброте.
Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта... Добро... Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей.

Ученики читают:
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л.Толстой)

Родители читают:
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В.Розов)

Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей.)

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.

Дерево первое «Пословицы о добре»
Учитель. В народе всегда относились к доброте по-особому. (Родители и дети получают пакет с разрезанными пословицами и поговорками. Они должны собрать их в предложения)

Карточки с пословицами:
1. На добрый привет... (добрый ответ).
2. Про доброе дело... (говори смело).
3. Жизнь дана на... (добрые дела).
4. Учись доброму... (дурное на ум не пойдет).
5. Спасибо - великое... (дело).
6. Добрые дела (красят человека).
7. Без добрых дел (нет доброго имени).
8. Доброе слово дом построит, (злое слово дом разрушит).
9. От добра (добра не ищут).
10.Доброе слово - (половина счастья).
11.При солнышке тепло, (при матушке добро).
12.Доброе слово (и кошке приятно).
13.Худо тому, (кто добра не делает никому).
14.Не ищи красоты - (ищи доброты).
15.Доброе дело (дороже богатства).
16.Красоту уносят годы, (доброту не унесут).

Дерево второе «Доброе сердце»
Ведущий. Как я уже сказала, доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. Уважаемые мамы, как бы вы поступили, если бы дети принесли домой бездомного котенка или щенка? Дети, как бы ваши родители поступили, если бы вы принесли домой собаку или кошку? (Выслушиваются ответы детей и их родителей)

Ученик читает стихотворение М. Садовского «Доброе сердце».

Я как-то в дом принес щенка.
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
-Ну, что ж, - сказала мама, - пусть он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка...
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
-Ну, что ж, - она сказала, - пусть он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка...
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка...
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут -
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдется место!
Учитель. Выберите пословицу, отражающую смысл стихотворения. (Доброе дело дороже богатства).


Дерево третье «Где спряталось добро»
Задание - вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро».
(Родители и дети по очереди называют слова и словосочетания)
(Примеры: добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и др.)

Исполняется песня «Будьте добры»
Давайте с вами будем
Всерьёз, не для игры,
Ко всем зверям и людям
Добры, добры, добры.

Будьте добры,
Это нам говорит Новый год.
Будьте добры,
Только к доброму радость придёт.
Будьте добры,
Пусть зажгутся веселья костры.
Будьте добры,
Ну, пожалуйста, будьте добры!

Чтоб стал наш мир похожим
На яблоню в цвету,
Дари, дари прохожим
Тепло и доброту.

Будьте добры,
И тогда обойдёт вас беда.
Будьте добры
В Новый год, и потом, и всегда.
Будьте добры!
Здравствуй, утро счастливой поры!
Будьте добры,
Я вас очень прошу,
Ну, пожалуйста, будьте добры!


Дерево четвертое «Копилка добрых поступков»
Выбирается пять человек. Они должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день, затем вслух похвалить себя за это: «Я молодец».
Ведущий. Дома вы можете завести «тетрадь добрых поступков» и записывать их. А можете их рисовать. И не забудьте написать: «Я сделал это здорово. Молодец!» Ученые считают, что осознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
Некоторые ребята уже завели такую тетрадь. (Показ тетрадей)
Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
(Л Татьянuчева)

Учитель. Какая пословица подходит? (Добрые дела красят человека, Жизнь дана на добрые дела)
Учитель. Ребята, а какие слова могут обидеть? (Ответы детей.) Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно»

Дерево пятое «Добрые слова»
Учитель. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
Показываю детям карточки с изображением солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: «грубый», «злой», «жадный», «бессердечный», «лживый», «жестокий». (Задание детям и родителям - подобрать к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.)
Учитель. Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие, честное слово.

Вредные советы
Учитель. Ребята! В книге Григория Остера «Вредные советы» дан один из советов. Внимательно послушайте его и скажите, что в нем неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данной ситуации.
Совет:
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
-Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

Учитель. Молодцы! Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или злого? (Ответы детей: у доброго.) А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «дерево дружбы».

Дерево шестое «Дерево дружбы»

Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Ученики объясняют смысл пословицы «Красоту уносят годы, доброту не унесут» .

Учитель. Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Чтобы сад стал еще краше и ярче, в нем не хватает цветов.
(Дети и родители вырезают из цветной бумаги цветы. В центре цветов пишут слова, обозначающие качества доброго человека. Дети прикрепляют свои цветы рядом с деревьями).
Какой чудесный получился у нас сад! В нем расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность. Этот сад мы не смогли бы создать без помощи наших любимых родителей, которые с самого вашего раннего детства стараются воспитать вас добрыми и человечными.
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
А закончить встречу мне бы хотелось песней.

Дети поют песню «Дорога добра» (сл. ,Ю. Энтина, муз. М.Минкова):
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот пуrь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди .
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо –
 Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Тест «Добрый ли ты человек?»
Напротив каждого вопроса поставить один ответ:  «да» или «нет». Вопросы: 1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям и родным? (да - 1) 2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе неинтересна, дашь ли ты это понять собеседнику? (нет - 1) 3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре? (да - 1) 4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение? (да - 1) 5. Часто ли ты используешь злые шутки? (нет - 1) 6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность? (нет - 1) 7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует? (да - 1) 8. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь? (нет - 1) 9. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека? (да - 1) 10. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности? (да - 1) 11. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей? (нет - 1)
Подсчет очков.   Одно очко за «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 9, 10.   Одно очко за «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 11. Результаты. Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять своей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид. Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.


Учитель. Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Всем нам счастья, мира! Пусть радость и добро царит в ваших семьях всегда!








13PAGE 15


13PAGE 14915




15