Конспект непрерывно непосредственной деятельности по обучению грамоте


Конспект ННОД
«Обучение грамоте»
для детей средней группы
Тема: Звуки С, СЬ, знакомство с твердыми, мягкими согласными
Задачи:
Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.
Учить различать и произносить изолированно звуки С, СЬ в игровых упражнениях.
Учить интонационно произносить звуки С, СЬ в словах, фразовой речи.
Продолжать учить делить схему на слоги.
Учить закрашивать листочки на березе. учить читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.
Материал: рабочие тетради, демонстрационный материал, цветные карандаши, картинки: слон, сушки, лисица
Ход ННОД:
I. Вовлечение в деятельность - работа проходит с подгруппой детей
- Ребята, послушайте там вроде, что-то льется? (обратить внимание детей на включенную воду)
- Пошлите, посмотрим, как льется вода? (если воду включить сильно, то она звучит твердо, а если воду включить тихо, то она звучит мягко)
- Посмотрите, у меня на доске тоже есть картинки таких кранов, давайте сядем за столы и поговорим про эти краны….
II. Работа по теме
Песенка водички… насоса
а. Работа с рабочими листами Песенка водички
- Если вода льется из большого крана, то ее песенка напоминает звук «С-С-С» звучит твердо, произнесем песенку большого крана…
- Если вода льется из маленького крана, то ее песенка напоминает звук «Сь-Сь-Сь» звучит мягко, произнесем песенку маленького крана…
б. Работа в рабочих тетрадях Песенка насоса
- А сейчас давайте откроем тетрадочки и посмотрим, какую песенку поет насос
- Посмотрите внимательно на верхние картинки, что вы видите?
- Здесь изображены - машина и велосипед.
- Какие колеса у машины? (большие)
- Какие колеса у велосипеда? (маленькие)
- Каким насосом качают колеса машине? (большим)
- Каким насосом качают колеса велосипеду? (маленьким)
- Когда качают колеса машине, издается такой звук (С-С-С) – твердый
- Когда качают колеса велосипеду, издается такой звук (Сь-Сь-Сь) – мягкий
- Давайте попробуем накачать колеса машине (С-С-С), тяжело качать колеса большие, твердо произносим
- Давайте попробуем накачать колеса велосипеду (Сь-Сь-Сь), маленькие колеса качать легко, мягко произносим.
2. Словесная игра «Подскажи словечко»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко», я вам буду читать стихотворение, а вы постарайтесь угадать слово, которое должно быть в конце
- На шесте – дворец
Во дворце певец,
А зовут его…(скворец)
- Верещунья – белобока,
А зовут ее …(сорока)
- На даче в лесу были разные птицы.
Сороки, стрижи, воробьи и ….(синицы)
- Динь-дон! Динь-дон!
В переугке ходит…. (слон)
- Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая,…. (сушки)
- Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ….(лисица)
- Какая песенка слышна во всех этих словах? (песенка насоса и песенка водички – «С-С-С» и «Сь-Сь-Сь»)
- Давайте посчитаем, сколько слогов во всех этих словах
Прохлапываем каждое слово, определяя количество слогов в каждом из них (вначале хлопают девочки, затем мальчики)
Физминутка «Пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
3. «Раскрась листья»
- Какое сейчас время года? (поздняя осень, т.к. еще месяц ноябрь, последний месяц осени)
- Давайте вспомним, какого цвета листочки были на деревьях осенью? (красные, желтые, оранжевые)
- Послушайте стихотворение «Осень - художница»
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела
- О чем я прочитала стихотворение?
- Давайте сейчас тоже превратимся в «Художников», возьмем цвета осени и раскрасим листики на березе в эти цвета
4. Заучивание стихотворения Г.Сапгира
- Посмотрите на последний рисунок на этой странице, что там нарисовано, послушайте стихотворение
Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался,
И самокат сломался.
- Чем слоненок удивил ребят?
- Что случилось потом?
- Давайте все вместе повторим стихотворение
- Назовите слова из стихотворения со звуком «С»
III. Итог ННОД
- С какой песенкой мы с вами сегодня познакомились?
- Назовите слова, в которых слышна песенка насоса и песенка водички
- Для того, чтобы вы хорошо запомнили как звучит песенка насоса и какой бывает звук «С и Сь»
Я приготовила вам небольшое задание, которое вы унесете домой, и выполните со своими родителями

21 НОЯБРЯ 2013 ГОДА В НАШЕЙ ГРУППЕ ПРОХОДИЛО ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Тема: Звуки С, Сь, знакомство с твердыми, мягкими согласными
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.
Учить различать и произносить изолированно звуки С, СЬ в игровых упражнениях.
Учить интонационно произносить звуки С, СЬ в словах, фразовой речи.
Учить закрашивать листочки на березе.
Учить читать стихотворение не спеша, четко выговаривая каждое слово.
Повторите дома звук «С и Сь»
1.Песенка «большого насоса» - «С-С-С» (твердый)
2.Песенка «маленького насоса» - «Сь-Сь-Сь» (мягкий)
3.Стихотворения Г.Сапгира
Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался,
И самокат сломался.
(учите отвечать на вопросы по стихотворению, строчками из него)
4.Выучите стихотворение, определите с ребенком все слова со звуками «С – Сь»
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
5. Нарисуйте на листе А4 картинки с данным звуком
Светлана Сергеевна

Повторите дома звук «С и Сь»
1.Песенка «большого насоса» - «С-С-С» (твердый)
2.Песенка «маленького насоса» - «Сь-Сь-Сь» (мягкий)
3.Стихотворения Г.Сапгира
Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался,
И самокат сломался.
(учите отвечать на вопросы по стихотворению, строчками из него)
4.Выучите стихотворение, определите с ребенком все слова со звуками «С – Сь»
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
5. Нарисуйте на листе А4 картинки с данным звуком
Повторите дома звук «С и Сь»
1.Песенка «большого насоса» - «С-С-С» (твердый)
2.Песенка «маленького насоса» - «Сь-Сь-Сь» (мягкий)
3.Стихотворения Г.Сапгира
Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался,
И самокат сломался.
(учите отвечать на вопросы по стихотворению, строчками из него)
4.Выучите стихотворение, определите с ребенком все слова со звуками «С – Сь»
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
5. Нарисуйте на листе А4 картинки с данным звуком
Повторите дома звук «С и Сь»
1.Песенка «большого насоса» - «С-С-С» (твердый)
2.Песенка «маленького насоса» - «Сь-Сь-Сь» (мягкий)
3.Стихотворения Г.Сапгира
Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался,
И самокат сломался.
(учите отвечать на вопросы по стихотворению, строчками из него)
4.Выучите стихотворение, определите с ребенком все слова со звуками «С – Сь»
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
5. Нарисуйте на листе А4 картинки с данным звуком
Повторите дома звук «С и Сь»
1.Песенка «большого насоса» - «С-С-С» (твердый)
2.Песенка «маленького насоса» - «Сь-Сь-Сь» (мягкий)
3.Стихотворения Г.Сапгира
Слоненок удивил ребят,
Слоненок встал на самокат,
Немножко покатался,
И самокат сломался.
(учите отвечать на вопросы по стихотворению, строчками из него)
4.Выучите стихотворение, определите с ребенком все слова со звуками «С – Сь»
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
5. Нарисуйте на листе А4 картинки с данным звуком