Фрагмент урока по русской литературе для 6 класса Милосердие и сострадание в рассказе А.Платонова Юшка


Фрагмент урока русской литературы в 6 классе.
Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А.Платонова «Юшка».
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Вопросы:
- Каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?
- Что вы почувствовали, читая произведение?
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим о милосердии и сострадании. Слова всем известные, но вот всеми ли понимаемые? Полноценный, нравственный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других людей. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегает себя от жестокосердия, безразличия, морального убожества.
Работа над темой урока.
Все учащиеся класса разбиваются на группы, каждой группе дается задание. Учащиеся в группе выбирают спикера, составляют план работы, распределяют обязанности и приступают к работе.
І группа. Внешность Юшки и его душа.
1) Найти и зачитать портрет героя.
2) Проанализировать художественные средства, используемые автором.
3) Какая деталь в портрете Юшки, на ваш взгляд, самая важная?
4) Можно ли сделать на основании портрета вывод о душе героя?
5) Какова же душа Юшки?
Итог: записать ключевые слова.
ІІ группа. Дети и Юшка.
1) Как дети относятся к Юшке?
2) Почему они жестоки с ним?
3) Как Юшка оттвечает на их издевательства?
4) Чему радуются дети, а чему – Юшка?
Итог: записать ключевые слова.
ІІІ группа. Взрослые и Юшка.
1) Как относятся к Юшке взрослые?
2) Что взрослых особенно раздражает в Юшке?
3) Зачем люди бью Юшку?
4) Чему взрослые учат детей на примере Юшки?
Итог: записать ключевые слова.
ІV группа. Юшка и природа.
1) Что деда Юшка, уходя и города?
2) Как герой показывал свою любовь ко всему живому?
3) Как изменялся Юшка на природе?
Итог: записать ключевые слова.
V группа. Юшка и прохожий.
1) Чем прохожему помешал Юшка?
2) Почему Юшка впервые отвечает обидевшему его?
3) Что рассердило прохожего?
4) Хотел ли он убить Юшку?
Итог: записать ключевые слова.
VІ группа. Юшка и сирота.
1) Какова тайна Юшки?
2) Что сделал Юшка для сироты?
3) Почему девушка приехала в город, где жил герой?
4) Почему через много лет постаревшую сироту называют «дочерью доброго Юшки»?
Итог: записать ключевые слова.
Ключевые слова используются далее для составления кластера, который на стадии осмысления позволяет структурировать учебный материал.