Конспект урока по литературе по произведению А. Платонова Юшка

Урок русского языка
Учитель: РуденкоГалина Александровна
Учебник по литературе за 7 класс Часть 1: Коровина В.Я.
издательство: 20-е изд. - М.: Просвещение 2012 год.
Тема: «Спешите делать добро, пока не стало поздно»
по рассказу А.Платонова «Юшка»
Цель: 1. Продолжить знакомство с творчеством А.Платонова посредством чтения и изучения рассказа «Юшка»
2. Попытаться раскрыть значение слов «нравственность», «гуманизм», «милосердие».
3. Продолжить формирование умений:
а) давать полный, логически последовательно построенный ответ.
б) находить выразительные средства художественного текста.
в) видеть своеобразие авторского стиля.

Ход урока
1. Оргмомент
- Вспомните, когда вы впервые познакомились с творчеством А.Платонова?
- Чем удивил, привлек вас этот писатель?
2. Рассказ учителя о биографии писателя.
- Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестёр и братьёв, поэтому в 14 лет был вынужден пойти на работу.
Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» - разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром. Он прошёл суровую школу труда, и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудится над изобретениями. Уже в 15 – 16 лет он впервые пробует свои силы и в поэзии. Серьёзное, уважительное отношение к настоящему, художественному слову, правдивой и умной книги Платонов пронёс через всю свою жизнь.
В тяжёлые для народа 20 – е годы А.Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далёкие степные сёла. Голодал со всеми и, как все, работал, не покладая рук.
В 1924 г. Платонов оканчивает политехнический институт. В 1927 г. Переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе.
Скоро А.Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма.
3. Словарная работа по теме урока.
- Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его глубоко, важно разбираться в таких понятиях, как сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. Надо знать смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный. Каждый из вас получил листочек с этими словами, я просила вас поработать с толковым словарём и выписать их значение.
1 учащийся читает:
сострадание – сочувствие другому страданию, участие, пробуждённое горём, несчастьем другого человека.
сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
2 учащийся читает:
милосердие – готовность помочь кому – либо или простить из сострадания, человеколюбия.
гуманизм – человечность в отношении к людям.
блаженный – 1) в высшей степени счастливый, 2) юродивый – чудаковатый, помешанный или безумец, обладающий даром прорицания.
3 учащийся читает:
сокровенный – нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким.
кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
смирный - покорный, тихий, спокойный.
4. Беседа по рассказу «Юшка»:
- Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале рассказа!
Докажите текстом
Читается начало – 1 абзац – рассказа.
- какие детали отрывка говорят нам о блаженности, кротости Юшки!
(«Старый на вид, мал ростом, худ, сморщенное лицо; белые глаза, как у слепца, в которых всегда стояла влага»).
- Что вы можете сказать об авторском отношении герою, основываясь на этот отрывок!
(Преобладание повествовательных, невосклицательных, т.е. неэмоциональных предложений, слов нейтральной лексики, сочетания разговорно - обыденных слов типа «он плохо видел глазами», «в руках у него было мало силы» – помогает понять трепетное, сочувственное отношение автора к герою, являющемуся обыкновенным, но вместе с тем богатым душевностью человеком).
- Как дети относятся к Юшке! Как Юшка реагировал на жестокость детей! Почему!
Чтение эпизода встречи Юшки с детьми.
- Докажите, что Юшка на самом деле испытывает любовь к этим жестоким детям, и внутри себя не таит злость и ненависть
(«В его речи отсутствуют слова бранные, ругательные. Использование эмоционально – оценочных слов «родные мои», слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами «маленькие», просторечных позитивных слов «обождите», «чего вы» дают возможность понять нам доброе, нежное отношение к детям.)
- Но почему же дети так ведут себя по отношению к Юшке?
(«Они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и поэтому терзают его». Зло для детей источник радости и веселья, дети ждут зла в ответ на их зло, это для них – норма жизни, эту норму жизни дети списали с поведения взрослых, пытаются подражать им).
- Допустим дети не знают нравственные законы жизни, подражают поступкам взрослых, которые обижают Юшку.
- Почему же Юшка безропотно переносит издевательства односельчан! Почему он жалеет?
(Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжело жить людям, озлобленным и пустым, им хотелось быть полезными и нужными, но где - то в глубине души они чувствовали, что разменяли, растратили свои душевные качества, что они никогда уже не ощутят полноты счастья и радости. Злые, жестокие односельчане не могут простить Юшки того, что он понимает их, жалеет их, и поэтому слепо мстят за свою пустую душу блаженному Юшке. Мстят за то, что он, бедный, увечный, больной, оказывается среди них счастливым.)
- Как герою удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру! Что помогает Юшке жить!
- Заполните пустые места в овалах, вставляя слова, которые разъясняют значение слова «душевность»



- Посмотрим, что же вы подразумеваете под значением этого слова.
- Докажите примером из текста, что иногда душевная черствость может стоить человеку жизни и наоборот любовь, забота может помочь обрести счастье в жизни?
(Да, душевная чёрствость прохожего стоила герою жизни. Умирает Юшка, обиженный жестокостью людей, их равнодушием, погибает, как цветок растоптанный бездушным человеком.
А вот любовь, забота о дедушке – сироте приносила Юшке силы жить, радоваться своему счастью, не озлобится на окружающий мир, дарить всем свою душевную чистоту.)
5. Работа с эпиграфом урока
«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П.Гааз)
- Как вы думаете, подходят слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку?
- Какие произведения отечественной литературы проникнуты идеями милосердия?
Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела»
- Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова?
- Какие чувства вызывал у вас этот рассказ?
- Над чем писатель заставил задуматься?
6. Итог урока: - Нравственность! Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Запишите ассоциативный ряд.
Нравственность это- .
Чтение некоторых ответов.

7.Д/З. Письменный ответ на вопрос:
«Нужны ли нам сочувствие и сострадание».
15