К вопросу о роли музейной педагогиги


Кулакова Э.И.,
учитель истории и обществознания МБОУ «Нагорненская средняя общеобразовательная школа»
п. Нагорный, Елизовский район, Камчатский край
К вопросу о роли музейной педагогики в духовно – нравственном воспитании школьников
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под духовно – нравственным воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом [1].
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Школа организует свою работу в рамках ФГОС во взаимодействии учебной и внеучебной деятельности. Школьное историческое образование может реализоваться через разнообразные виды уроков героикопатриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссионные, театрализованные, уроки мужества, уроки – характеристики [3]. Центр музейной педагогики – составляющая часть этой большой работы.
Музейная педагогика вносит значительный вклад в духовно – нравственное воспитание школьников.
Актуальность проявляется в том, что:
1.Общество в условиях духовного кризиса нуждается все в большей степени в единой идеологической концепции, опирающейся на сохранение истории. Один из возможных удачных путей реализации этой концепции создание творческих объединений учащихся, клубов, обществ, музеев.
2. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.
3. Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики.
В настоящее время музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев – суть новой Образовательной парадигмы XXI века.
Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.
Цель музейной педагогики заключается в создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. Задачи музейной педагогики являются воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы; воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога и другие.
Школа как социальный институт своим главным предназначением — обучать и воспитывать — располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему помогали оживлять учебный процесс, приобщать детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, прививали навыки исследовательской работы.
Целью «кабинета Славы» МБОУ «Нагорненская средняя школа» является: эффективное использование потенциала музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащегося.
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох. Остановимся на направлениях деятельности кабинета «Славы».
Поисково-исследовательская деятельность.
Данной деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны – одна из задач этого направления деятельности. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующем альбоме, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.
Создание родословного древа, изучение судьбы семьи в контексте истории города, страны; формирование семейного (домашнего) архива, мини-музея – другие задачи рассматриваемого направления деятельности.
Так, например, составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа — посильное дело для любого школьника, даже младшего возраста. Приемам работы с генеалогическими источниками несложно обучить. Совместная деятельность объединит членов семьи разных поколений.
Говоря о семейных реликвиях, подчеркнем, что проводя опросы школьников, мы с тревогой обнаружили, что в их числе подрастающее поколение называют современные игрушки, малозначительные предметы и даже домашних животных.
Важнейшая задача краеведения — усилить внимание к семейному наследию. Сначала следует выявить и описать наиболее ценные предметы: различные документы, награды, письма, особо памятные вещи (в том числе предметы домашнего быта), о которых можно рассказать увлекательные истории. Пока не поздно — записать рассказы бабушек и дедушек об их жизни. Они заполнят первые страницы семейной летописи.
Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки и бабушки.
Экспозиционная (оформительская) деятельность
Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: разработка концепции будущей экспозиции; разработка архитектурно-художественного решения экспозиции; культурно-массовые мероприятия, проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, работа с местным населением.
Экскурсионная деятельность.
Данное направление характеризуется, тем, что проводится коллективный осмотр музея под руководством ответственного по заранее намеченной теме и специальному маршруту в сочетании показа и рассказа об истории экспонатов.
Рассмотренные нами направления деятельности могут осуществляться разными формами работы в рамках музейной педагогики.
К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, посещение музеев.
Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Наиболее распространенной групповой формой работы в рамках музейной педагогики является экскурсия. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Можно выделить следующие виды экскурсии: по месту проведения и объектам показа; по характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные); по целевому назначению; по составу экскурсионных групп.
Методика ведения экскурсии освещает отдельные приемы, обособляя каждый из них, в целях его изучения, описания, выработки рекомендаций для его наиболее эффективного использования. В практике же ведения экскурсии они выступают не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что наибольшая эффективность экскурсионного восприятия достигается в процессе комплексного воздействия различных ощущений – зрительных, слуховых и т.д. Взаимосвязи и взаимодействия экскурсионных приемов построены, прежде всего, на сочетании показа с рассказом, беседой, моторными приемами – как общими приемами ведения экскурсии. В любом из этих сочетаний основным опорным методом работы экскурсовода остается показ музейных экспонатов.
Методика ведения музейных экскурсий учитывает специфику разных типов музейных предметов, экспозиционных материалов и других объектов экскурсионного показа.
Индивидуальные формы предполагают работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Собственный опыт работы в кабинете «Славы» позволил прийти к выводу, что для успешной и грамотной организации и реализации рассмотренных нами направлений деятельности музейной комнаты необходимо иметь научно-учетную документацию (акты приема-сдачи документов, книга первичного учета (книга поступлений), инвентарная книга); справочный аппарат (картотеки и системы картотек (возможно в компьютерном варианте), позволяющие обнаружить и быстро найти музейный предмет в фондах (инвентарные, систематические, тематические, топографические, предметные, хронологические, географические и др.); материалы музееведческого и краеведческого характера (сюда входят научные паспорта (итог монографического изучения отдельных предметов или целых коллекций) и описания музейных предметов, а также научные каталоги музейных собраний (свод данных в краткой литературной форме о систематизированных и достаточно изученных коллекциях).
В музее необходимо комплектовать также материалы, связанные с научно- исследовательской деятельностью самих школьников и педагогов: дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие работы и т.п.[2].
Таким образом, школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, внедрять музейную педагогику в учебно-воспитательный процесс, формировать гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы.
Библиографический список
1. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. «Просвещение» 2009. –24 с.
2. Овчинникова Н.П., Ульянова Н.С. Воспитание учащихся в духе патриотизма – одна из важнейших задач современной школ. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 9. – С. 47
3. Персин А.И. Краеведческая работа в школьных музеях. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 10. – С. 54