Конспекты занятий с младшими школьниками


Занятие 1
1.Приветствие, 2. Основная часть.
- Игра «Что изменилось».
Правила подвижной игры на внимание «Что изменилось?»
Расставьте предметы в ряд. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить, какие предметы и в каком порядке стоят на столе. Попросите детей отвернуться или крепко закрыть глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами. Если вы играете с дошкольниками,  не делайте более одного изменения! Теперь ребята могут повернуться (или открыть глаза). Кто первый заметит что изменилось?  Похвалите самого внимательного ребенка. Можно давать за правильный ответ фишки и определить лидера в конце игры.
Когда ребята хорошенько усвоят правила игры, можно поручить переставлять предметы детям. Например, тот, кто первым правильно ответил, становится водящим и переставляет предметы.
Вариант подвижной игры на внимание «Что изменилось?» с элементами рисования.
Ребятам с 6-7 и до 12-13 лет очень нравится такой вариант игры. Если вы играете вдвоем-втроем, то для игры нужны лишь  листок бумаги и карандаш. Если детей достаточно много, то «полотно» для рисунка потребуется большое – школьная  доска, или кусок ватмана, закрепленный на стене.
Все игроки располагаются так, чтобы видеть рисунок. Все дети закрывают глаза. Вы рисуете очень простой и обобщенный рисунок. Например, вот такой домик.

Все открывают глаза и говорят (можно и хором), что изменилось. Затем все дети по очереди выходят и дополняют рисунок деталями. Каждый раз остальные закрывают глаза, а потом определяют, что изменилось. Сначала это просто, но потом, в обилии деталей,  изменения начинают теряться. Если «художники» слишком увлекаются и рисуют слишком долго, то можно ввести дополнительное правило – рисунок должен быть закончен, пока вы считаете до десяти (могут считать хором все остальные дети).
Итогом игры станет большой коллективный рисунок.
В эту игру лучше играть небольшими группами до десяти человек. Если детей много, то одновременно можно запустить несколько «арт-проектов». Не обязательно делать начальный рисунок конкретным – домик, дерево и т.д. Можно провести прямую или волнистую линию, нарисовать абстрактную «кривулину». Это будит фантазию и воображение детей. Но такие творческие задания можно давать, когда дети играют не в первый раз и усвоили правила этой подвижной игры на внимание.
- Игра «Ищи безостоновочно». 
В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
Летает - не летает
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают". Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки.
- Игра «Карлики-Великаны».
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет "карлики" все должны сесть на корточки, а если скажет "великаны" все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры.
Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: "Кар-тошка! Ве-ревка! Кар-маны! Ве-дерко!". Победителем считается игрок, оставшиеся последним.
3. Рефлексия занятия.
Занятие 2
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Найди ошибку».
Задача игры:
Развитие слухового внимания и памяти.
Описание игры:
1 вариант. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьет поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет (О. Григорьев)
2 вариант. Прослушать стихотворение-путаницу и сказать, что в нем неправильно.
Тёплая весна сейчас –
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет? (Л. Станичев)
- Игра «Запомни пары слов».
Упражнение «Запомни пары слов».
Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например:
Яблоко-сад
Курица-цыпленок
Книга-читать
Пылесос-уборка
Корова-молоко и др.
Взрослый зачитывает ребенку пары слов, затем повторяет первое слово, ребенок за ним-второе. Для тренировки долговременной памяти повторить пары слов через час, через день.
- Закрашивание кружков.

- Игра «Заметить все».
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.
3. Рефлексия занятия.
Занятие 3
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Какой предмет самый большой».
- Игра «Найди и продолжи закономерность».

- «Найди лишнюю фигуру».

- «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.
Занятие 4
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Карлики-Великаны».
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет "карлики" все должны сесть на корточки, а если скажет "великаны" все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры.
Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: "Кар-тошка! Ве-ревка! Кар-маны! Ве-дерко!". Победителем считается игрок, оставшиеся последним.
- Графический диктант.

- Игра «Зашифрованные цвета».

- «Заучивание скороговорок».
Слуховая память (5 слов.) (7 слов.)
Для начала предложите детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии: Наш Полкан попал в капкан.
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
Грабли. - грести, полозья - ползти.
(7 слов.) метла - мести, весла - везти,
(8 слов.) Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.
(9 слов.)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
(10 слов.)
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.
(11 слов.)
У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и
накормила кошку. (12 слов)
На ком оборвется?
Занятие 5
1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Все наоборот».
Все наоборот
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта игра учит произносить слова наоборот. Ведущий называет слово, а они моментально читают его с конца. Неплохо также поиграть и в обратном порядке, когда один читает «перевернутые» варианты слов, а остальные называют оригиналы.

- Задача «Нарисуй бусинки правильно».
Цель: развитие внимания.
Ребенку дается задание: Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.
Уже нарисовано, например, 4 круга: большой – маленький – большой – большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.
Срисуй фигуру
-
Игра со счетными палочками .Взрослый выкладывает перед ребенком фигуру из спичек, дает время для запоминания и закрывает. Ребенок по памяти выкладывает так же, затем сверяют то, что получилось. Фигуры выкладывают от простых к более сложным.
3. Рефлексия занятия.
Занятие 6
- Игра «Что нового».
- Игра «Что изменилось».
Правила подвижной игры на внимание «Что изменилось?»
Расставьте предметы в ряд. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить, какие предметы и в каком порядке стоят на столе. Попросите детей отвернуться или крепко закрыть глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами. Если вы играете с дошкольниками,  не делайте более одного изменения! Теперь ребята могут повернуться (или открыть глаза). Кто первый заметит что изменилось?  Похвалите самого внимательного ребенка. Можно давать за правильный ответ фишки и определить лидера в конце игры.
Когда ребята хорошенько усвоят правила игры, можно поручить переставлять предметы детям. Например, тот, кто первым правильно ответил, становится водящим и переставляет предметы.
Вариант подвижной игры на внимание «Что изменилось?» с элементами рисования.
Ребятам с 6-7 и до 12-13 лет очень нравится такой вариант игры. Если вы играете вдвоем-втроем, то для игры нужны лишь  листок бумаги и карандаш. Если детей достаточно много, то «полотно» для рисунка потребуется большое – школьная  доска, или кусок ватмана, закрепленный на стене.
Все игроки располагаются так, чтобы видеть рисунок. Все дети закрывают глаза. Вы рисуете очень простой и обобщенный рисунок. Например, вот такой домик.

Все открывают глаза и говорят (можно и хором), что изменилось. Затем все дети по очереди выходят и дополняют рисунок деталями. Каждый раз остальные закрывают глаза, а потом определяют, что изменилось. Сначала это просто, но потом, в обилии деталей,  изменения начинают теряться. Если «художники» слишком увлекаются и рисуют слишком долго, то можно ввести дополнительное правило – рисунок должен быть закончен, пока вы считаете до десяти (могут считать хором все остальные дети).
Итогом игры станет большой коллективный рисунок.
В эту игру лучше играть небольшими группами до десяти человек. Если детей много, то одновременно можно запустить несколько «арт-проектов». Не обязательно делать начальный рисунок конкретным – домик, дерево и т.д. Можно провести прямую или волнистую линию, нарисовать абстрактную «кривулину». Это будит фантазию и воображение детей. Но такие творческие задания можно давать, когда дети играют не в первый раз и усвоили правила этой подвижной игры на внимание.
- Игра «Нарисуй правильно».

- Игра «Скажи на оборот».
- Графический диктант.

- Упражнение на распределение внимания.
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.