Разработка урока черчения на тему Чертёжные инструменты

1
Тема урока: Введение Чертежные инструменты и принадлежности, рациональные приемы работы чертежными инструментами.
Цель урока: Ознакомить учащихся с учебным предметом «Черчение», его значением
в практической деятельности людей, чертежными инструментами и
принадлежностями, правилами работы с чертежными инструментами.

Образовательная:
Ознакомить учащихся с чертежными инструментами принадлежностями,
Развивающая:
Развивать умения и навыки работы с чертежными инструментами.
Воспитательная:
Воспитать аккуратность, четкость, внимательность при выполнении работы
Ход урока
I Организационный момент Сообщение темы и цели урока
II Сообщение познавательных сведений
Рост производительных сил и научно-технический прогресс предъявляют высокие требования к подготовке инженерно-технического персонала.
Одним из условий успешного овладения техническими знаниями является
графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи.
Черчение - это учебная дисциплина, которая излагает правила выполнения и чтения чертежей.
Чертеж - это документ, содержащий графическое изображение изделия или части, по которому изготовляется, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие.
Чертежи пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой национальности, если умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины.
Значение чертежей в науке и технике велико. По чертежам строители возводят жилые дома, фабрики, заводы, дороги, мосты и другие инженерные сооружения. Машиностроители по чертежам изготовляют машины, станки, турбины. Монтажники по чертежам собирают и устанавливают оборудование на фабриках, заводах, электростанциях и на других объектах. Также по чертежам изготовляют одежду, шьют обувь, делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу для изучения сложной медицинской техники. Знания , полученные на уроках черчения понадобятся вам в бедующем
Из истории развития чертежа
Оформление и содержание чертежей изменялись с развитием общества. Изображения различных предметов - рисунки - появились как средство общения людей еще до создания письменности.
Уже в древности люди изображали на земле, на камнях диких зверей, будущие строения, различные тропы для охоты.
Позднее подобные изображения появились на предметах домашнего обихода - сосудах, вазах и на другой утвари. Так возникли первые изображения предметов и явлений, которые человек наблюдал в окружающей его жизни.
Первые упоминания о чертежах относятся к середине XVII века. Вначале изображения выполнялись от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно было лишь приближенно. Этот чертеж нуждался в словесных пояснениях, поэтому на нем делались различные надписи.

При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земной поверхности, на месте будущего сооружения (рис. 2, 3). В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов.
Только в эпоху Петра 1 было введено обязательное изображение предметов на чертежах в масштабе. Стало быстро развиваться кораблестроение, потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе чертежи. Здесь уже применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа удавалось показать размеры трех измерений судна: длину, ширину и высоту.
В XVIII веке чертежи выполнялись чрезвычайно тщательно, С обводкой цветной тушью. На этих чертежах делались условные разрезы изделий с раскраской, а разреза разными цветами в зависимости от вида материалов изделий. Чертежи И. И. Ползунова и И. П. Кулибина наглядно показывают отличные познания этих изобретателей в области построения точного проекционного чертежа изделия.
Значительного совершенства практика построения чертежей достигла в начале ХХ века. Индустриализация стран, создание машиностроения и других производств, строительство новых фабрик, заводов привели к более широкому использованию чертежей. Это вызвало необходимость разработать единые правила составления и оформления чертежей. Такие правила были составлены в виде отдельных стандартов.
Чертежные инструменты и принадлежности
Для выполнения чертежей каждый учащийся должен иметь набор инструментов и материалов.
Линейки. Для проведения прямых линий применяют линейки длиной от 250 до 300 мм, изготовленные из дерева или пластмасс. Обязательно нужно проверить прямолинейность кромок, чтобы не было никаких зазубрин, сколов, вмятин.
Рейсшина. Для проведения параллельных линий при черчении используют рейсшину. Она состоит из линейки со вставленным роликом, поэтому ее иногда называют подвижной линейкой. Если длина рейсши300 мм, то она может заменить линейку. На современных рейсшинах расположены окружности разных диаметров, что дает нам возможность не применять циркуль при выполнении чертежей.
Чертежные угольники. Для черчения используют два вида угольников: углы одного из них - 90', 45' и 45', углы другого - 90', 60' и 30'. Изroтовляют угольники из дерева или пластмасс. Перед работой угольником необходимо проверить
прямолинейность его сторон (кромок) и точность углов.
Транспортир. Для измерения углов и построения их на чертеже применяют транспортир. Вы проходили по алгебре и геометрии, как пользоваться транспортиром.
Готовальня. Это комплект чертежных инструментов, уложенный в футляр. Готовальня может содержать различное количество чертежных инструментов. Однако для черчения вполне достаточно одного цыркуля-измерителя (кругового). Циркуль нужно проверить на предмет его рабочего состояния. Из наконечника циркуля стержень должен выступать на 5 ... 7 мм. Концы иглы и пишущего стержня при работе циркулем располагают на одном уровне. Стержень должен четко оставлять на бумаге· следы окружностей. Если окружность выходит блеклой, нужно заменить стержень запасным.
Бумага. Чертежи, как правило, выполняю на плотной чертежной бумаге. Бумага выбирается такая, чтобы с нее хорошо стирались резинкой карандашные линии. В основном на уроках черчения в школе используют формат бумаги А4.
Ластик (резинка для стирания написанного). Служит для удаления с чертежа ненужных линий. различных надписей и изображений. Желательно, чтобы ластик был мягкий, белый и чистый применяемый только для работ по черчению.
Лекала. Для вычерчивания кривых линий: используют шаблоны, называемые лекала. Лекала бывают различной формы и величины. В основном их изготавливают из пластмассы.
Кривую линию строят по точкам и намечают сначала от руки. После этого прикладывают лекало так, чтобы кромка его проходила через три-четыре точки кривой линии, и прочерчивают этот участок карандашом. Затем передвигают лекало с таким расчетом, чтобы кромка его совпадала с частью ранее проведенной кривой и проходила через три-четыре точки нового участка кривой линии, и опять прочерчивают этот уча ток карандашом. Так повторяют до тех пор, пока вся кривая линия не будет обведена по лекалу
Карандаши. Для черчения выпускают карандаши марки «Конструктор», а также другие комплекты, применяемые для чертежей . Их изготовляют различной твердости: твердые, мягкие и средние. Твердые карандаши имеют обозначения Т, 2Т, 3Т и т. д. (чем больше цифра стоит при букве Т, тем тверже
карандаш); мягкие карандаши М, 2М, 3М (чем больше цифра при букве М, тем мягче карандаш); карандаши средней твердости обозначаются буквами ТМ. На уроках по черчению в школе достаточно использовать карандаши Т, 2Т, ТМ, М, 2М.
На импортных карандашах вместо обозначений Т, ТМ, М соответственно ставят Н (твердый), мягкий), НВ или F (средней твердости).
Для выполнения чертежей приходится применять два карандаша: один твердый - для построения изображений тонкими линиями и второй мягкий - для окончательной обводки линиями требуемой толщины.
Карандаши очиняют перочинным ножом в специальной точилке. Затем
затачивают графит с помощью мелкозернистой шкурки. Карандаш заостряют
двумя способами: для твердого - на конус, для мягкого - в виде лопаточки.
Общая длина заостренной части карандаша должна равняться 20-25 мм, в том числе длина обнаженного и заостренного графита 5-8 мм.
Организация рабочего места.
Правильная организация места работы сокращает время выполнения чертежа, меньше устает организм, и улучшается качество работы.
При дневном освещении рабочий стол необходимо ставить ближе к окну с таким расчетом, чтобы свет падал на стол спереди или слева. При работе вечером, при электрическом освещении, рабочий стол следует ставить так, чтобы светильник находился над столом несколько левее середины стола и на расстоянии не более 1-2 метров от него.
Все чертежные инструменты и принадлежности следует класть на стол справа от чертежной доски так, чтобы ими можно было пользоваться не вставая. При выполнении чертежей сидеть прямо, не сгибая спину.
Чтобы чертеж был чистым и аккуратным, каждый раз перед черчением все инструменты протирают сухой тряпкой, моют руки.
IV Практическая работа
Учащиеся выполняют упражнения по проведению параллельных, наклонных линий, окружностей.
V Закрепление изученного материала
1 Что нового узнали на уроке?
2 Чему научились?
VI Домашнее задание
§1.1, 1.2 стр 3- 12