Презентация Формирование читательских интересов учащихся начальных классов в процессе изучения природоведческой литературы Республики Коми


Формирование читательских интересов учащихся начальных классов в процессе изучения природоведческой литературы Республики Коми Работа учителя начальных классов Исаевой А. И.г. Сыктывкар 2016 Читательский интересэто направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Средства реализации НРКпроизведения устного творчества коми народа;авторские сказки;произведения классиков;современных писателей и поэтов Республики Коми. Понятие о читательских интересах младших школьников Задачи учителя начальных классовОсновной задачей является формирование и закрепление глубоких интересов детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Цель работы учителяЦель работы учителя начальных классов заключается в создании условий и стимулов для развития читательского интереса у младших школьников. Работа по формированию читательского интересаОсуществляется через: уроки литературного чтения;внеклассное чтение;интегрированные уроки;сотрудничество с библиотекой;клуб семейного чтения; литературные праздники и др. Этнокультурный компонентСтандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учеб­ные планы этнокультурного компонента, который раскрывает общее представление об окружающем мире через знание учащимися природных осо­бенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной. Региональная художественная литератураСредства региональной художественной литературы мотивируют учеников к овладению знаниями о природе, к восприятию ее красоты и способствуют формированию ответственного и бережного к ней отношения. Принципы формирования читательского интересахудоже­ственно-эстетический;тематический;литературоведчес­кий. Формы и приемы изучения природоведческой литературы Республики Коми в начальных классах Виды работы над текстомВ современной школе это:Чтение всего текста.Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.Чтение по готовому плану.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.Чтение цепочкой по предложению.Чтение цепочкой по абзацу.Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.Чтение самого красивого места в тексте.Установление путем чтения причинно-следственных связей.Нахождение и чтение образных слов и описаний. Цели приобретения знаний, умений и навыковНа уроках литературного чтения:Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему.Навык самостоятельного определения содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации).Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу. Умение целенаправленно читать детскую периодику и системно использовать ее на уроках. Цели приобретения знаний, умений и навыковНа уроках внеклассного чтения:Самостоятельное знакомство с книгой по трем показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации).Выбор книги из ряда книг по заданным признакам - предметам.Знакомство с писателем, рассматривание ряда книг писателя, умение найти фотографию или портрет, определение темы творчества писателя по сопоставлению ряда его книг.Самостоятельное называние персонажей и места действия, которые указаны в тексте произведения.Подбор заглавий для серии иллюстраций, помещенных в книге. Формы работы внеклассного чтенияУроки-устные журналы по темам “Золотая осень”, “Зимушка зима”, “Любите братьев наших меньших”.Уроки-утренники “Сказки бабушки Соломонии”, “В гостях у природы”.Уроки-викторины по произведениям коми писателей. Внеурочные занятия по внеклассному чтениюинсценировки;кукольные спектакли;конкурсы:на лучший рисунок, на лучшую поделку, на декламацию стихов. Организация чтенияСпособствует:формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;умению работать с литературой природоведческого характера;умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать свое мнение;формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Этнокультурные особенностиСогласуется с федеральным стандартом в части понимания коми литературы как:явления национальной культуры; средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;средства формирования умения самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;как результат, формирования читательского интереса. Список используемой литературы:Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.Бутенко И.А. Читатели и чтение. - М., 1997. Вертякова Э.Ф. Политкультурная региональная подготовка будущих учителей начальных классов // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С.17.Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников // Начальная школа . – 2003. - № 6. - С.23-27.Дубинина Э.Ф. Интегрированные уроки // Начальная школа. – 2004. - № 4. – С.65.Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. – 2003. - № 1. – С.20.Кравченко С.И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной активности ученика // Начальная школа. – 2002. - № 9. – С.45.Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа - 2000. - № 9. - С. 70-89.Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13. Спасибо за внимание.