Формирование читательских интересов у младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования читательских интересов у младших школьников
6

1.1. Особенности формирования читательских интересов у младших школьников на основе изучения психолого - педагогической литературы
6

1.2. Особенности внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе
17

Вывод по 1 главе
23

Глава 2. Опытно - практическая работа по формированию читательских у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению
24

2.1. Планирование и организация работы по формированию читательских интересов у детей 3, 4 классов
24

2.2. Проведение и анализ работы по формированию читательских интересов у детей 3, 4 классов
26

Вывод по 2 главе
34

Заключение
36

Список литературы
38

Приложение
41




Введение

В наше время место книги в жизни подрастающего поколения меняется, поскольку на ее использование влияют как информационные технологии, так и телевидение. Чаще всего в качестве источника информации вместо книг ученики используют персональный компьютер. Но всем давно известно, что знания, фантазия, логика мысли и любовь к родному языку, умение логически и образно рассуждать воспитываются чтением. Уметь читать, быть читателем
· это высокое искусство, ему надо упорно учиться.
От начальной школы в значительной степени зависит, полюбят дети чтение, или возможно останутся равнодушными к литературе. Именно, у младших школьников необходимо сформировать читательский интерес и заложить прочный фундамент этической культуры личности. Навык чтения
· это основа, которая в будущем позволит наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности. Чтобы душа ребенка откликнулась на художественное произведение, зазвенела волшебной музыкой, надо, как отметил В.А. Сухомлинский, "суметь затронуть ее струну". [25]
Формирование читательских интересов привлекает внимание многих ученых и рассматривается в трудах К.Д.Ушинского, В.П.Вахтерова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.И.Омороковой, Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П. Чудиновой.
Актуальность исследования определяется тем, что проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет остается наиболее важной. Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что "современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением".  Снижение интереса к чтению является опасной тенденцией для любого общества, т.к. от уровня читательской культуры зависит возможность освоения каждым членом общества профессионального, материального, духовного, интеллектуального, эмоционального знания. От читательской культуры, в конечном итоге, зависит экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.  Приобщение человека к чтению необходимо начинать в раннем детстве силами родителей. С приходом ребенка в школу можно и, более того, нужно начинать вести систематическую работу по привитию ученикам любви к книге. 
Современные дети стали читать по-другому, другие книги. [21].
Вместе с тем, проблема «Формирование читательских интересов у младших школьников» не нашла должного отражения в современной педагогической литературе и требует дальнейшего изучения.
Цель исследования: исследовать эффективность содержания и форм внеклассной деятельности как средства повышения читательских интересов у младших школьников.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы и особенности формирования читательских интересов у младших школьников в психолого-педагогической литературе;
Определить содержание и методику формирования читательских интересов у младших школьников;
Опытным путем проверить эффективность внеклассной работы по литературному чтению в формировании читательских интересов;
Дать рекомендации по формированию читательских интересов обучающихся начальной школы.
Объект исследования - читательские интересы у младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования читательских интересов у младших школьников 3 и 4 классов во внеклассной работе по литературному чтению.
Гипотеза исследования: повышение читательских интересов у младших школьников будет эффективным, если внеклассная деятельность по литературному чтению проводится систематично и целенаправленно путем использования словесных методов (рассказ, беседа, объяснение, метод работы с книгой), наглядных методов (метод иллюстрирования и демонстрации) и практических методов (метод устного контроля, тестовая проверка знаний)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.











Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования читательских интересов у младших школьников

Особенности формирования читательских интересов у младших школьников на основе изучения психолого-педагогической литературы.
Формирование читательского интереса привлекает внимание многих ученых. Однако, учитывая, что для эффективной работы по данной проблеме необходимо определить реальные учебные возможности обучающихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания, вопрос о педагогических условиях формирования читательского интереса рассмотрен недостаточно. Отсюда возникает проблема: при формировании читательского интереса необходимо учитывать определённые педагогические условия.
Опираясь на исследования Ю.Бабанського, И.Малафиик, Н.Мойсеюк, К.Плиско, Савченко, В.Чайки и других, под методом рассматриваем способ взаимодействия учителя и учеников, который обеспечивает положительный результат развития читательских интересов. Конкретной его реализацией является прием, который выступает средством и отличается способностью включаться в различные методы.
Проанализировав типологию различных классификаций методов, наиболее оптимальными в пробуждении читательского интереса есть методы, которые соотносятся с источником информации, самостоятельной познавательной деятельностью учеников, контролем / самоконтролем (по И.Малафиик).
Согласно классификации методов по источнику информации, выделяются словесные, наглядные, практические методы.
Словесный метод содержит устное изложение учебного материала самим учителем и реализуются в начальной школе через рассказ, объяснение, беседу.
Так, в школьной практике широко применяется на уроках формирования читательских интересов рассказ, который предусматривает рассказ о писателях, об окружающем мире, о познавательных фактах и др. Он должен быть коротким - в пределах 2-3 минут, иногда до 5 минут.
Распространенным видом словесного метода является беседа, с помощью которой учитель подводит школьников к усвоению новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений, организует обсуждение прочитанных книг.
Стоит отметить, что метод беседы отличается от классного и внеклассного чтения. Во-первых, на уроках внеклассного чтения, ответы на вопросы должны быть более развернутые, чем на уроке классного чтения; во-вторых, на уроках внеклассного чтения все вопросы рассчитаны на самостоятельность школьников, на добывание дополнительных сведений - из других книг.
Ценным является тот факт, что беседа применяется на всех этапах работы над темой урока. Исходя из этого, следует выделить подготовительную, объяснительную, итоговую, контрольно-проверочную беседу.
Подготовительная беседа проводится с целью актуализировать знания детей, находящихся опорными для работы над новым материалом. На примере второго класса, Савченко отмечает, что при подготовке чтения произведения "А уже весна, а уже красная ... "стоит уточнить представления детей о весенних изменениях в растительном и животном мире, обобщить их наблюдения о явлениях природы в это время, эмоционально подготовить к чтению произведения "Весна пришла". С учетом этих задач учитель намечает вопросы для беседы: Какие изменения происходят в природе весной? Как светит днем солнце? Как изменились земля, воздух? Какие произведения о весне вы читали? [15, с.273]. Пояснительная беседа направлена на организацию усвоения нового материала через диалог учителя с учениками. Итоговая беседа предполагает вопрос для обобщения материала урока, выявление эмоционального отношения детей к изученному. Контрольно-проверочная беседа нацелена на проверку усвоенных знаний в виде фронтального опроса.
Вместе с тем, на уроке целесообразно использовать эвристическую беседу, на основе которой ученики проходят под руководством учителя весь путь поиска нового знания до его открытия.
Практика показывает, что на классном и внеклассном чтении эффективна беседа, направленная на анализ произведения.
М.Пентилюк выделяет различные виды анализа текста: лингвистический, который в свою очередь делится на грамматический и стилистический, структурный и смысловой [4, с.30]. Универсальным в процессе пробуждения читательских интересов является смысловой и структурный анализ, который предусматривает расчленение текста на части с целью раскрытия идейной его направленности, темы, смысла.
В программе начальной школы отмечается, что анализ произведений характеризуется уровнями: первичным, углубленным, структурным. В процессе первичного анализа ученики размышляют над тем, как начинается произведение, каким образом дальше разворачиваются события, чем он закончится. Предметом углубленного анализа становится выявление смысловых связей между персонажем, местом действия и событиями в эпическом произведении, составление характеристик действующих лиц, анализ их поступков, мотивов поведения. Осознание этих связей составляет основу начального представления о сюжете и композиции художественного произведения, выделение темы и главной мысли прочитанного. Структурный анализ содержания произведения имеет цель ориентировку учащихся в структуре текста, воспроизведения его с опорой на план различных видов, на рисунки и т.д. [9].
Как видим, на основе беседы осуществляется восприятие и понимание текста. Реализации метода беседы способствуют приемы: постановка вопросов, обсуждения ответов учащихся, формулирование выводов.
Основным видом словесного метода является метод работы с книгой, который предусматривает ознакомление с новой информацией в периодических изданиях, справочной литературе и т.д., чтение отдельных абзацев, предложений, в которых есть основная мысль произведения или описание людей, событий.
Кроме того, сущность этого метода, по мнению Я.Кодлюк и О.Янченко, заключается в организации усвоения учебного материала и формировании умений работать с книгой (с текстом, позатекстовым компонентами (вопросами, задачами, схемами, иллюстративным материалом), аппаратом ориентирования) [2, с. 3].
По мнению Г.Ткачук, чтения-огляди направлены на то, чтобы младший школьник соответствии со своим возрастом самостоятельно выделял внешние признаки содержания каждой книги, взаимно их соотносил и делал общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, сюжете, количестве произведений в книге, а потом ставил цель чтения и сразу же по-настоящему "погружался" в процесс усвоения содержания произведения "[19, с.7].
Как видим, на основе этого метода дети осознают связь между содержанием книги и ее внешними приметами.
Метод упражнений предусматривает многократное повторение учебных действий с целью формирование и совершенствование умений у младших школьников.
Проанализировав различные подходы до методических положений развития читательских интересов, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразными упражнениями являются мотивационно-ориентированные (направленные на создание ситуации и мотива общения, первичного представления о книги, периодических изданиях, ориентирование в смысле, теме урока и др.); коммуникативно-репродуктивные (нацелены на осознание жанра, понимание слов и выражений; воспроизведения прослушанного по образцу или выразительное чтение и т.д.); содержательно-информационные (ориентированные на осмысление текста); тренировочно-творческие (предусматривают работу учащихся как с текстом, так и с информационными средствами), закрепляющие (настроены на закрепление усвоенного материала) и контрольные (связанные с проверкой умений, свидетельствующие о сформированности читательских интересов).
Метод литературной игры реализуется на основе игровой деятельности, помогает определять жанровые особенности произведения, видеть компоненты произведения, воспроизводить в своем воображении прочитаное, понимать авторский замысел и определять свою позицию и др. [2].
Овладение читательскими интересами осуществляется благодаря различным видам литературных игр: а) инсценизации, викторины, шарады, кроссворды, ребусы; б) игры на усвоение понятий; игры для расширения читательского кругозора; обогащения читательского опыта; в) игры на первичное восприятие произведения; игры на углубленное восприятие художественного произведения; г) репродуктивные, познавательно - поисковые, творчески - деятельностные; д) предложенные учителем и созданные самими учащимися и др.
Ценностью литературной игры является возможность применения ее в структуре урока на всех его этапах.
Следовательно, эффективность использования литературных игр способствует обработке литературного произведения, пополнению литературных знаний, расширению читательского опыта.
С целью формирования читательских интересов используются на уроках наглядные методы обучения.
В содержание наглядного метода входят методы иллюстрирования и демонстрации.
Так, метод иллюстрирования в процессе развития читательских интересов применяется во время показа и восприятия предметов в их символьном изображении с помощью книг (титульного листа), портретов и фотографий писателей, звукозаписей (шум ветра, моря и т.д.). Метод демонстрации используется для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним строением. В читательской деятельности этот метод предполагает показ составных частей печатной литературы, приемов отыскания информации в библиотеке.
В связи с возникновением современных визуальных и аудиовизуальных информационных средств выделяют видеометод, который предусматривает применение мультимедиа, мультфильмов, фильмов и Интернета для "формирования новых знаний, их контроля, закрепления, обобщения, систематизации»[20, с.106].
Ведущим методом в формировании читательских интересов выступает метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ученые Г.Коваль, Л.Иванова, Т.Суржук подчеркивают, что в организации процесса развития читательских интересов самостоятельность определяется как добровольное, индивидуальное чтение учеников без непосредственной помощи учителя [1, с.175].
Читательская самостоятельность проявляется как в работе над текстом, так и в определенной читательской деятельности.
Итак, самостоятельная работа является обязательным элементом урока чтения. В содержание метода самостоятельной познавательной деятельности учащихся входят объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский метод и метод проблемного изучения материала. Среди этих методов мы выделяем репродуктивный, частично-поисковый и проблемный. Охарактеризуем их.
Сущность репродуктивного метода, по мнению И.Малафиик, заключается в обеспечении такого усвоения материала, при котором ученики были бы способны воспроизвести его, имея внешнюю опору в виде подсказки (уровень распознавания), или умели воспроизвести самостоятельно и применить полученные знания в простой, типичной ситуации (репродуктивный уровень) [3, с.231]. В читательской деятельности этот метод можно использовать при упоминании авторов (произведений), словарной работы (повторить произношение слов), выразительного чтения (подготовиться к выразительному чтению), перевода, обработки справочной литературы, отчетов о прочтении книги.
Частично-поисковый метод характеризуется тем, что часть знаний сообщает учитель, часть ученики получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы. На уроках чтения этот метод реализуется на основе выполнения творческих упражнений, бесед по содержанию текста с элементами выборочного чтения (прочитать описание), формулирование выводов на основе прочитанного (основной мысли) или таких работ, как: найти начало предложения или предложения, которое подтверждает мнение, нужную книгу и информацию из нее.
Метод проблемного изложения предполагает постановку учителем перед учениками проблемы и определения путей ее решения. К этому методу прибегают в тех случаях, когда содержание не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное. На уроках чтения это может быть задача: подумать, о чем может идти речь в рассказе, вспомнить ленивых героев из мультфильмов.
Следовательно, указанные выше методы обеспечивают развитие самостоятельности школьников. Для проверки уровня сформированности читательских интересов применяют метод контроля. Среди видов этого метода выделяем методы устного контроля и тестовую проверку знаний.
К методам устного контроля относятся фронтальный и индивидуальный опрос. Во время фронтального опроса учитель предлагает серию логически связанных между собой вопросов для учащихся всего класса. В процессе индивидуального опроса ученик имеет возможность самостоятельно выражать свои мысли, корректировать их и дополнять.
Тестовая проверка знаний или понимания произведения обеспечивает измерение уровня усвоения учащимися конкретных знаний, осмысления текста. В процессе формирования читательских интересов применяются тестовые задания закрытой (с предложенными ответами, из которых один является правильным) и открытой формы (со свободно конструированными ответами).
Таким образом, репродуктивный метод, частично-поисковый и метод проблемного изложения, которые обеспечивают формирование читательских интересов, позволят более точно управлять этим процессом.
Современные исследования убедительно свидетельствуют о том, что реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от отбора текстов, так и от правильной организации чтения. Вполне понятно, что работа с книгой требует специфических подходов. Для детей книга становится лучшим другом, окном в широкий мир познания. Именно дети, при условии правильной работы педагога и родителей, становятся лучшими читателями. Дети воспринимают книгу как опору, основу для получения или расширения новых знаний.
Задачи, стоящие перед начальным звеном образования, достаточно разнообразны. Необходимо научить детей сознательно усваивать материал, обогатить их язык. Дети должны получить начальные сведения по языку и литературе. Пробуждение и развитие интереса к речи и чтению создают более полное представление детей об окружающем мире. Сформированность навыка чтения является одним из важнейших условий успешного обучения в школе, самостоятельному познанию ими жизни из литературных источников.
Прежде всего, надо заинтересовать ребенка, чтобы он сам захотел читать.
Еще В. Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям" писал, что процесс обучения письму и чтению будет легким при условии, если грамота станет для ребенка яркой, увлекательной частью жизни, полной живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок должен запомнить, прежде всего, должно быть интересным [25, с. 16].
А что же такое интерес? Интерес - от латинского interest - иметь значение, проявлять эмоционально окрашенное отношение к объекту. Психологи давно разделили интерес на два основных вида: интерес к познанию и интерес к участию. Интерес к познанию заключается в приобретении и обработке информации.
Человек, которым движет интерес к участию, погружается в переживания других людей. Оба вида интереса сливаются в чтении художественной литературы и допускают дальнейшее деление.
Читательские интересы - лучшее отношение к произведениям определенного содержания и видов литературы. Его определяют многие факторы: условия общественной жизни, социальные идеалы, уровень общества, состояние литературы, возраст ребенка, его жизненный опыт, образовательный кругозор и тому подобное. Изучение и воспитание читательских интересов детей требует большого педагогического такта, всестороннего учета особенностей детской психики.
Наличие или отсутствие интереса к чтению - основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, не в том, что дети перестали читать, а в том, что в них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, которая становится для ребенка не интересной, а значит, и не эффективной. Книгой пользуются, с книгой работают, по ней учатся. Но не читают: если взять за чтение особого рода эмоционально творческую жизнь, что обогащает личность.
Однако большинство отечественных и зарубежных ученых утверждают, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания. В качестве главного признака читательского интереса был выделен аспект заинтересованности, поскольку в этом состоянии читателю не нужно напрягать волю, чтобы сосредоточиться, напротив, человека бывает трудно отвлечь, настолько большое желание продолжать чтение. Исследователи читательского интереса сделали важный вывод: для формирования читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем отбора книг, с учетом сложившихся воспроизвести заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, перехода в стойку риска читательской психологии личности [1, с. 35].
Читательский интерес, как устойчивое свойство личности, проявляется в следующем: в положительном отношении к самостоятельной читательской деятельности, заинтересованности конкретными книгами, в восторге самим процессом чтения, в желании поделиться радостью общения книгой с другими, в необходимости посещать библиотеку.
Интерес, возникает при чтении, если он настоящий - это чувство увлеченности, очарование ... Читатель чувствует, что он живет и действует в тех жизненных обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель.
Думающий над книгой юный читатель - это тот идеальный "продукт", который ждет от начальной школы современное общество, потому что по вопросу " какой я" и начинается, как известно, продуктивное самовоспитания, активный поиск молодым гражданином общественного применения своих возможностей, постоянное их совершенствования.
"Из книги начинается самовоспитание, индивидуальное духовная жизнь, -
писал Сухомлинский. - ... Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, нужно ввести ее в мир книг, потому что книга, особенно детская, - это орудие образования, это опыт, который написали и "выбросили" в общее использование» [25, с. 39].
Почему же увлеченность ребенка чтением такое редкое явление в наши дни? Главная причина, как говорят специалисты, неэффективность педагогической системы управления чтением детей, как в школе, так и в семье.
К сожалению, следует признать, что сейчас в большинстве семей читают, или "каждый для себя", или взрослые как развлечение - для ребенка, и учебно-воспитательный процесс, то есть его эффективность стремительно снижается, наблюдается тот волнующий спад спроса на книгу, объяснения которому одно - читательская необученность.
1.2. Особенности внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе.
Внеклассная работа по литературному чтению предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его в первую очередь любимым, но, к сожалению, в последнее время внеклассное мероприятие это готовый сценарий, отточенный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на репетициях. В основе подготовки и проведения внеклассных занятий должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся литературным чтением. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников. [ 5]
Внеклассная работа по литературному чтению – это работа, организованная после уроков с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития учащихся. Внеклассная работа по литературному чтению представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка. [ 7]
Рассмотрим эти возможности.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, так как на уроке литературного чтения у школьников мало возможности для проявления своих способностей. В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, заданный авторами и имеющий свою направленность, а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с фантастическими произведениями, и с современными научными достижениями.
В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая,репортерская, оформительская деятельность, работа по созданию презентаций. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. [ 12]
Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше. [ 10]
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Внеклассную деятельность по литературному чтению мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности.
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. [ 24]
Специфика внеклассной работы по литературному чтению проявляется на уровне следующих задач:
развитие интереса к чтению и как следствие формирование интереса к предмету литературного чтения в целом;
совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия художественного текста;
развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.
освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев. Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им процессом чтения как видом общения; в) чувством собственной значимости. Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка путем формирования читательских интересов. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной "Я-концепции" сформированы умения договариваться с товарищами, учитывать интересы и желания других людей, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т. д., то его взрослая деятельность будет успешной. Полноценная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии, примером может послужить инсценировка какого-либо литературного произведения.
Формирование у детей потребности в продуктивной деятельности путем читательской деятельности и её интерпретации в различных видах деятельности (подготовительные викторины, театральные постановки) формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью младшего школьника, необходимых знаний и умений.
Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе ученики усваивают моральные нормы поведения путем овладения нравственных понятий.
Развитие познавательного интереса к литературному чтению как интереса к чтению в целом - овладение приемом чтения как расширение читательского кругозора. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.
Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. Во внеклассной работе по литературному чтению они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса и самого педагога.
Цель и задачи внеклассной работы по литературному чтению придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.
Внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе призвана продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.
Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательских интересов и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Внеклассная работа по литературному чтению – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой. [ 7]
Педагог для ребенка прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.
Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.
Формы внеклассных занятий по литературному чтению: литературный праздник, литературная игра,литературная гостиная,диспут,концерт,интервью, эссе, кружок, олимпиады, конкурсы, викторины, экскурсии, электронные конкурсы,дискуссии, состязание чтецов. [ 29]
Очевидно, формы организации внеклассной работы по литературному чтению могут быть весьма разнообразными. Учитель обязательно должен продумывать виды деятельности, стимулирующие самостоятельную работу учащихся. Продумывая форму организации и виды деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности и интересы младших школьников. Это будет способствовать развитию мотивации участия каждого школьника во внеклассной работе по литературному чтению и развитию читательских интересов.

Вывод по 1 главе

В результате анализа научно - методической литературы можно сделать вывод, что формированию читательских интересов будет способствовать такая организация внеклассной работы, при которой: учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся; расширяется круг чтения младших школьников; систематически используются в учебно-воспитательном процессе разнообразные формы внеклассной деятельности.
Особенности формирования читательских интересов у младших школьников заключаются в следующем: в умении работать с литературой, соответствующей возрасту обучающихся, отборе содержания литературных произведений с учетом понимания содержания, интересов детей, развития их высших психических функций и умений; в умении анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение.
Особенности внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе заключаются в том, что необходимо целенаправленно и углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Глава 2. Опытно - практическая работа по формированию читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению
2.1 Планирование и организация работы по формированию читательских интересов у детей 3, 4 классов.
В соответствии с задачами опытно-исследовательской работы были определены три этапа.
На первом подготовительном этапе, проходило констатирующее исследование, где проводилось анкетирование. Составлялись анкеты для учеников начальной школы, и было организовано наблюдение по выявлению у них читательских интересов и отношения учащихся к чтению книг.
Второй этап – формирующий.
Цель этого исследования– развивать у младших школьников читательские интересы, используя различные формы и средства организации внеклассной работы по литературному чтению. Были проведены внеклассные занятия по литературному чтению, в разных формах.
Третий этап опытно- исследовательской работы – обобщающий. На этом этапе определился конечный результат эксперимента.
В исследовании принимали участие учащиеся 3,4 классов МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» . В экспериментальную группу вошли 14 человек из 3«а» класса. Из них 6 девочек и 8 мальчиков. В контрольную группу вошли 13 человек 4«а» класса. Из них 5 девочек и 8 мальчиков.
В соответствии темой исследования определены следующие задачи опытно-практической работы:
Выявить уровень сформированности читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению.
Опытным путем проверить эффективность внеклассной работы по литературному чтению у младших школьников.
Выявить динамику сформированности читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению.
На начальном этапе опытной работы для исследования уровня сформированности читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению использовалось: анкетирование и наблюдение за детьми во внеклассной работе по литературному чтению.
Также предусмотрена предварительная работа со школьниками:
Чтение литературных произведений.
Знакомство с иллюстрациями из книг.
Библиотечные уроки.
Детям предложено ответить на вопросы анкеты. Ответы детей показали, что чтение занимает у школьников малое количество времени. Многие дети ответили полно, выделили существенные признаки при раскрытии вопросов.
Основными параметрами оценки читательского интереса явились направленность, избирательность, глубина, широта, объём, в соответствии с которыми определены уровни развития читательских интересов (высокий, средний, низкий).
На основе анализа результатов диагностики поставлена цель – опытным путем проверить эффективность внеклассной работы по литературному чтению у младших школьников.
Для достижения поставленной цели спланирован и проведен ряд мероприятий по формированию читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению: литературные игры, КВНы, экскурсии, библиотечные уроки, беседы с рассматриванием картин, иллюстраций из произведений детской литературы.
2.2 Проведение и анализ работы по формированию читательских интересов у детей 3,4 классов.
На первом этапе в анкетировании принимали участие ученики двух групп. Им было предложено ответить на вопросы анкеты. Вопросы анкеты были составлены с целью выявить читательские интересы младших школьников (Приложение).
Каждый учащийся получил анкету, после чего начали отвечать на вопросы. Учитель перед началом выполнения этого задания обратил внимание детей на то, что ответы они дают, как считают правильным, оценки за ответы выставляться не будут.


Рис. 2.1 Деятельность детей экспериментальной группы в свободное время

Рис. 2.2 Деятельность детей контрольной группы в свободное время

Рис. 2.3 Читательская способность экспериментальной группы

Рис. 2.4. Читательская способность в контрольной группе
Из приведенных ответов учеников видно, что чтение занимает у школьников малое количество времени. Читать в экспериментальной группе любят 5 учеников, в контрольной лишь 3 ученика. 8 школьников из 27 читают книги, обсуждают прочитанное, имеют широкие читательские интересы и достаточно глубокие познания по интересам. Это говорит о высоком уровне сформированности читательских интересов. В основном учащиеся обоих групп читают энциклопедии (76%). Больше всего нравится читать о приключениях (36%) и магии (23%). Читают те книги, что советуют родители, либо новинки. Педагог принимает участие в работе по формированию и развитию читательских интересов у школьников. Но, соответственно, требуется специально организованная внеклассная работа по литературному чтению в данном классе.
На вопрос «Назовите любимого литературного героя», девочки написали весьма разные ответы. Некоторые написали – Суворов – историческая личность. Далее следовал вопрос «Назовите настоящего литературного героя», и 56% класса написали, что это Суворов, здесь сказался тот факт, что учительница накануне проводила классный час, где был рассказ о личности Суворова, его достижениях и подвигах. И беседа после анкетирования с учениками показала, что дети не читали о нем. Никто не смог назвать ни одного автора или произведения, в котором говорилось бы о А.В. Суворове-полководце.
Больше всего поразили ответы на вопрос: Кого можно назвать настоящим литературным героем? Белка и Стрелка (собаки, побывавшие в космосе) – дети смотрели телевизионные передачи, посвящённые этим животным накануне праздника, посвящённого Дню космонавтики. Это подтверждает наш вывод о том, что большинство учащихся смотрят телевизор, видео- и кинофильмы, нежели читают. Зато приятно удивил один ответ девочки, что настоящим литературным героем она считает Робинзона Крузо, прочитала одноимённую книгу Д. Дефо.
На вопрос «Назовите литературного антигероя», большинство ответов получили: Шапокляк, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Карабас-барабас, Людоед. Но, к сожалению, на вопрос, из какой книжки персонажи, ответа не было.
Результаты констатирующего исследования убедили в необходимости разработки содержания и проведения формирующего исследования по организации внеклассной работы по литературному чтению в экспериментальном классе.
Работа включала в себя: проведение внеклассной работы по литературному чтению с использованием различных форм и методов работы с учениками, родителями и библиотекой. Проведено 6 внеклассных работ по литературному чтению в период с октября по март 2016 г. с экспериментальным 4 классом:
экскурсия «Знакомство с библиотекой нашей школы»;
«Сказочный мир Пушкина» урок - КВН;
«Вспомним басни И. А. Крылова» урок - игра;
«Счастливый случай» урок - игра;
«Сказки Г.Х. Андерсена» урок - путешествие;
«Что за прелесть эти сказки» урок - викторина.
В октябре 2015 года организована экскурсия в библиотеку МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» (приложение). Цель экскурсии- знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге, вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Спустя неделю организована литературная игра «Сказочный мир Пушкина» (приложение).
Цель: - расширять круг чтения и развивать читательские интересы младших школьников. Использование творческих видов работ по литературному чтению.
В процессе подготовки ученикам дано творческое задание: нарисовать рисунок или сделать поделку на тему «Мой любимый герой Пушкина».
Учащиеся на подготовительном этапе организации литературной игры без энтузиазма восприняли идею повторить сказки А.С. Пушкина, но к творческим заданиям отнеслись с ответственностью, абсолютно все подготовили иллюстрацию, поделку к выбранной сказке. В связи с этим, часть детей ходили в библиотеку с целью узнать, какие же еще есть сказки у А.С. Пушкина. Некоторые подготовили иллюстрации к стихотворениям. Даже были выучены стихотворения и отрывки из сказок А.С. Пушкина, хотя это как задание им не предлагалось.
Урок- игра «Вспомним басни И. А. Крылова» проводилась в ноябре 2015 года (приложение ).
Цель: выявление и развитие читательских интересов школьников. Расширение круга чтения младших школьников.
Подготовка к викторине была масштабна: в течение всех четырех лет обучения школьники изучали басни Крылова. К занятию учащимся нужно было вспомнить содержание басни и прочитать другие басни Крылова.
Ученицы стали интересоваться произведениями в стихах. После внеклассной работы девочки приносили собрания басен не только Крылова, но и других баснописцев. Библиотекарь отметила, что девочки чаще стали приходить в библиотеку и брать книги для чтения.
В декабре провели игру «Счастливый случай» (приложение) с целью повышения читательского интереса, устранения пробелов в знаниях детей. Игра оживила детей, они активно отвечали на вопросы, прошли множество этапов игры, и можно было заметить, что пробелов в знаниях учеников стало намного меньше, школьники намного больше знают о детских книгах чем на начальном этапе эксперимента.
На завершении исследования проведены с разницей в неделю два урока внеклассного чтения: «Сказки Г.Х. Андерсена» (приложение) и «Что за прелесть эти сказки» (приложение). Цели: показать учащимся прелесть чтения, научить их любить книгу, продолжить знакомство с произведениями, развивать речь, память, умение выражать свои мысли и чувства; совершенствовать навык выразительного беглого чтения; приобщать учащихся к самостоятельному чтению.
Главной целью этих форм организации внеклассной работы по литературному чтению было повысить уровень заинтересованности детей чтением, развитие читательских интересов у младших школьников.
Наблюдение за поведением учащихся, изменением их отношения к процессу чтения в целом и проявлением интереса к чтению книг, убедило нас в верном отборе внеклассных занятий.
На этом этапе определился конечный результат исследования. В экспериментальном классе, после проведенных внеклассных работ по литературному чтению, было проведено анкетирование среди учащихся.
Цель – проверить эффективность отобранных в процессе анализа литературы и осуществлённых на практике условий организации внеклассной работы по литературному чтению для развития читательских интересов у младших школьников.
Детям обоих групп предложено вновь ответить на вопросы анкеты «Какой ты, сегодняшний читатель?» (приложение А)

Рис. 2.5 Деятельность детей экспериментальной группы в свободное время

Рис. 2.6 Деятельность детей контрольной группы в свободное время

Рис. 2.7 Читательская способность экспериментальной группы

Рис. 2.8 Читательская способность в контрольной группе
Анкетирование показало, что у учеников экспериментального класса повысился интерес к чтению. Дети предпочитают читать книги разнообразные по тематике, но наиболее любимыми являются произведения о животных и растениях, о приключениях, о детях и школе.
У детей контрольной группы читательский интерес за время проведение эксперимента снизился на 15%.
Все дети экспериментального класса записаны в школьную библиотеку, а некоторые (23%) являются читателями городской библиотеки.
В ходе анкетирования выяснилось, что 32% учащихся знают о читательских предпочтениях своих друзей. Это значит, что дети беседуют друг с другом о книгах.
Анализ результатов диагностики по итогам опытно-практической
работы показал, что 15 детей достигли высокого уровня сформированности читательских интересов, 11 детей достигли среднего уровня и 1 ребенок – низкого уровня сформированности читательских интересов.
Вывод по 2 главе
На основе методов анкетирования и наблюдения выявлено, что уровень сформированности читательских интересов изменился. Для достижения данного результата разработан и реализован ряд мероприятий направленных на формирование читательских интересов у младших школьников.
В процессе работы по формированию читательских интересов у младших школьников во внеклассной работе по литературному чтению использовались такие средства и методы воспитания, как литературные игры, КВНы, экскурсии, библиотечные уроки, беседы с рассматриванием картин, иллюстрации из детской литературы.
В экспериментальной группе в начале формирующего эксперимента наблюдалось пассивное отношение к чтению и низкий читательский интерес, но в ходе проведения эксперимента читательский интерес стал выше.
В контрольной группе, где не проводились мероприятия по формированию читательских интересов, не произошло значительных изменений, уровень развития читательских интересов остался низким. В эспериментальной группе, где проводились разработанные мероприятия с учетом выявленных условий организации внеклассной работы, произошли изменения в уровне развития читательских интересов от низкого к среднему. Для получения более высоких результатов необходима продолжительная работа в этом направлении.
Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что работа по формированию читательских интересов у учащихся дала положительные результаты.
Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза: повышение читательских интересов у младших школьников будет эффективным, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов во внеклассной работе по литературному чтению доказана полностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Читательский интерес ребенка – выделение из огромного мира литературы определенной книги, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение.
Формирование читателя сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.
Немаловажным фактором формирования читательских интересов является внеклассная работа, она имеет огромное развивающее, обучающее и воспитательное значение. Главными задачами внеклассной работы являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе.
Результаты проведенного исследования подтвердили, что читательские интересы формируются, если проводится целенаправленная и систематичная работа по развитию читательских интересов во внеклассной работе по литературному чтению.
В процессе опытно - экспериментальной части работы наша гипотеза подтверждена. Цель работы выполнена. Выбранное направление работы является правильным, работу над формированием читательского интереса следуют продолжать.

Методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию читательских интересов:

развивать у детей интерес к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;
приучать детей пользоваться дополнительной литературой, развивать потребности к самообразованию;
при проведении внеклассных занятий обязательно учитывать принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний;
организовывать литературные викторины;
внеклассные мероприятия проводить в игровой форме;
проводить поэтические вечера;
устраивать встречи с писателями.

Список литературы

Абакумов, С.И. Творческое чтение [Текст]/ С.И. Абакумов. – М. Политиздат, 1982.- 120 с.
Агапова, И. А. Занимательные литературные игры и викторины для детей [Текст]/И. А. Агапова.- М.: Рипол Классик , 2007.- 188с.:ил.
Бесова, М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе : сценарии праздников в начальной школе [Текст]/ М.А. Бесова.- Ярославль: Академия развития, 2012.- 240с.
Бодрова, Н.А. Методы организации и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах средней школы [Електронний ресурс] / Н. А. Бодрова. – Куйбышев, 1967. – 22 с
Богданова, О.Ю. Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. – М.,2008, С. 594
Бутенко, И.А. Читатели и чтение / И.А. Бутенко. – М. : Просвещение, 1997. – 123 с. 3. Киричук Е.И. Учебник
Бушнина, Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. – М., 2012. – С. 59.
Вахтеров, В.П. О внеклассном чтении учащихся // Образование. -1961.-Ко 1.-С. 66-80.
Выготский JI.C Воображение и творчество в школьном возрасте. 1967.-93с. 
Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы//Педсовет – 2013 – №3 – С.14-17
Граник, Г.Г. Когда книга учит[Текст]/ Г.Г. Граник. М.: Педагогика, 1991. 229с.
Гончаренко Н.И. Внеклассная работа в начальной школе. – Л., 2011. – С. 164.
Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников.//Начальная школа. – 1989г. – с. 33-38.
Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М.: Учпедгиз, 1953.-349 с.
Жинкин Н.И. Речь, как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 160 с.
Закржевская, Е.Д. Поиграем на досуге: сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше [Текст]/ Е.Д. Закржевская.- Ростов- на Дону: Феникс, 2011.- 416 с.
Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Методическое пособие. 1, 2, 3, 4 кл. – Просвещение. – 2012 г.
Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н.Оморокова. – М.: Аркти, 1999. – 160 с.
Пашнина, В.М. Сказка в гости к нам идёт. Праздники, конкурсы, викторины для 1-4 классов. - Ярославль: Академия развития, 2015.- 144 с.
Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги [Текст]/ Н.А. Рубакин .- М.: Политиздат, 1977. – 230с.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа -2013.-№1.-С. 11-18.
Светловская Н.Н. «Детская книга пришла в школу» // Начальная школа - 2011. - №1.-С.
Светловская Н.Н. Как обучить чтению, или как разорвать замкнутый круг // Начальная школа - 2011. - №3.- С. 8-13.
Светловская Н.Н. Пичеоол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н.Светловская. - М.: Академия, 2011. - 282с.
Сухомлинский В.А. « Сердце  отдаю  детям »,  Киев, 2000г.- 288 с.
Тихомирова, И.И. Как воспитать таланливого читателя [Текст]: сб. статей / И.И.Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013.- 319 с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря).
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: 1968.
Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994. N 3. С. 98-102.
Шепелева В.И.. Принципы организации внеклассной работы, М., 2012- 135 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся
«Какой ты, сегодняшний ЧИТАТЕЛЬ?»
Дорогой друг! Расскажи о том, что и как ты читаешь. Нам очень интересно.
Любишь ли ты читать книги?_____________________________________
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
играть с друзьями, смотреть ТВ, компьютерные игры, рисовать, читать книги, слушать музыку, интернет (подчеркни один вариант)
Что о своем любимом занятии ты узнал из литературы? Из каких книг?
Если можешь, назови их?________________________________________
«Читать книгу мне было бы интересно потому, что»________________
Как ты выбираешь себе книги для чтения?___________________________
О чем ты любишь читать больше всего?_____________________________
Назовите любимого литературного героя.____________________________
Назовите настоящего литературного героя.___________________________
Назовите антигероя?______________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экскурсия в школьную библиотеку
Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома.
А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка». А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах. Часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с книжным фондом, мы делаем книжные выставки. В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг».
Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
Не рисовать, не писать ничего в книгах;
Не вырывать листы, не вырезать картинки;
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
Не читать книги во время еды;
Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
Пользоваться закладкой.
Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.
Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка, что зовется (Чебурашка).
(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:
Городок их маленький, но в нем народ удаленький.
Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:
Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.
Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).
Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.
В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
В какой сказке происходит это действие?
(«Муха-цокотуха»)
А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы
Высоко они летят. Далеко они глядят.
Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)
Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.
В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.








ПРИЛОЖЕНИЕ


Урок- КВН по чтению в 4-м классе на тему: «Сказочный мир Пушкина»
Дидактические средства: Портрет А. С. Пушкина, газета, посвященная жизни и творчеству А. С. Пушкина, выставка рисунков учащихся на тему «Моя любимая сказка», книжная выставка А. С. Пушкина.
Ход урока:
Из числа учащихся выбираются 2 команды «Лукоморье» и «Синеморье» по 8 человек в каждой, остальные дети делятся на 2 команды болельщиков.
Ведущий (учитель):
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
В сказках постоянно происходит всякие чудеса: то молодая царевна, надкусив яблоко, погружается в непробудный сон, то умелец Балда проучает чертей, то кот ученый рассказывает сказки. Сейчас мы вспомним сказки, которые читали в классе и на уроках внеклассного чтения. И автор этих сказок- великий русский писатель А. С. Пушкин.
С помощью волшебной палочки я открываю дверь в прекрасный мир сказок А. С. Пушкина и приглашаю к нам в гости героев его сказок. (Предлагается угадать, из каких сказок пришли в гости и как их зовут: Старик со старухой, Додон, Черномор, три девицы, Царевна- лебедь, черт, Жучка, и др. Дети называют героев и названия сказок.)
Ведущий:
На нашей выставке работ много героев из разных сказок А. С. Пушкина. Ваша задача- найти за 30 секунд трех героев из одной и той же сказки.
Ведущий:
Как называются сказки, нарисованные ребятами? (ребята называют сказки)
Ведущий:
А сейчас проведем конкурс на лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.
С какими словами обращалась к волшебному зеркальцу царица?
Что кричал петушок сидя на спице?
Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
С какими словами обращался старик к золотой рыбке?
Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане?
Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом Петушке».
Задания болельщикам:
На столе лежат предметы, относящиеся к сказкам А. С. Пушкина (яблоко, обрывок сети, золоченые орехи, и т.д.) за 30 секунд команды болельщиков должны определить, из каких сказок взяты эти предметы.
Чья команда даст точный ответ зеркальца злой мачехе в конце «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
Ведущий:
Конкурс на лучшего чтеца. Необходимо продекламировать любимое стихотворение А. С. Пушкина. (Команда «Лукоморье» и команда «Синеморье» выбирают чтеца)
Комар: В класс влетает «комар»- ученик в шапочке и костюме комара, исполняющий роль почтальона. Командам надо узнать, кто отправил телеграммы.
В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене. (Третья «сестрица»)
Да вот веревкой хочу море морщить.
Да вас, проклятое племя корчить. (Балда)
Представление выполненного домашнего задания. (команды поочередно представляют свою репродукцию на сюжет сказок А. С. Пушкина)
Ведущий:
Вопрос болельщикам: есть ли в сказках Пушкина герои русских народных сказок? (Кощей Бессмертный, Баба- Яга)
Викторину завершает КВН.
Угадайте из каких сказок взяты следующие строки?
В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет
В кого превращала Царевна- лебедь князя Гвидона?
Вспомните, как описал Пушкин Царевну- лебедь?
Кому принадлежат слова: «Я на свете всех милее, всех румяней и белее»?
Какому герою принадлежат слова? «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно!»
В конце урока жюри подводит итог урока, называет победителя.



ПРИЛОЖЕНИЕ


Урок- игра по чтению в 4-м классе на тему: «Вспомним басни И. А. Крылова» Класс разбивается на команды, в каждой свой капитан.Команда, первая ответившая на вопрос, получает жетон- открытку. Можно предложить командам записывать ответы. Капитаны зачитывают ответы по очереди: ответившие правильно получают жетоны. По количеству жетонов- открыток определяется победитель.
Содержания конвертов с вопросами:
Кто так говорил? «До того ль, голубчик было В мягких муравах у нас Песня, резвость всякий час. Так, что голову вскружило» (Стрекоза)
Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть в квартет»? (Проказница Мартышка, Осел, Козел, косолапый Мишка)
Внимание!- «Черный ящик»! С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что там за рожа». Что за предмет находится в ящике? (зеркало)
Назовите героиню, которая совсем «без драки» хочет «попасть в большие забияки». (Моська)
Внимание!- «Черный ящик»! В нем находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки)
Персонажи какой басни И. А. Крылова восхваляли друг друга, «не боясь греха». (Кукушка и петух)
Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню)
Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»:
кто смеялся «вперед чужой беде»?
Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?
Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
Один из героев, которые «вести с поклажей воз взялись».
Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
Ответы: 1. Голубь, 2. Обезьяна, 3. Муравей, 4. Ворона, 5. Моська, 6. Рак, 7. Слон.
Инсценируйте басни «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак».









ПРИЛОЖЕНИЕ


Игра по чтению "Счастливый случай"
Подготовительная работа: таблицы для оформления кабинета, таблицы с кроссвордами, иллюстрации к художественным произведениям, предметы, используемые в сказках, песочные часы.
Добрый день, уважаемые гости!
Мы с вами на игре "Счастливый случай", целью которой является общение с художественными произведениями.
Главными действующими лицами будут две команды учащихся 2 класса.
1команда "Всезнайки", капитан .
2команда "Эрудит", капитан .
Девиз 1 команды "Хотим все знать".
Девиз 2 команды " Книга - наш лучший друг, без нее, как без рук."
Гейм 1."Разминка".
Дается 1 минута, за это время нужно ответить как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ- 1балл.
Вопросы для 1 команды.
-"Бедный поп подставил лоб".Кому?(Балде)
-Жилище Бабы Яги?
-Второе название скатерти?
-Кто из обитателей болот стал женой царевича?
-Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет?
-Что потеряла Золушка?
-Веселый человечек-луковка?
-Лиса- спутница кота Базилио?
-Прозвище дяди Степы?
-Содержимое Страшилы?
Вопросы для 2 команды.
-Шарманщик, смастеривший Буратино?
-Музыкант из цветочного города?
-Царь из сказки А. С Пушкина?
-Оружие железного дровосека?
-Самый умный коротышка Цветочного города?
-Почтальон деревни Простоквашино?
-Кто потерял хрустальную туфельку?
- Кем стал гадкий утенок?
-Какой волшебный предмет был у Алладина?
-Кто попал в Зазеркалье?
Гейм2. "Заморочки из бочки".
Из бочки каждый участник достает себе номер вопроса на маленьком бочонке и отвечает (один- из 1 команды, один- из 2 команды и т. д.) Вопросы на листочках перед участниками.
Из каких произведений взяты строки?
1."Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит:"Ай!"-и прыг на диван".
2."В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их звали потому , что они были маленькие".
3.В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверек. Звали его Чебурашка.
4."У одних родителей мальчик был. Звали его Федор."
Игра "Добавь нужное слово".
-Сказка Ш. Перро "Красная ..." (шапочка)
-Сказка Ш. Перро "Синяя ..." (борода).
-Волшебная повесть А. Погорельского "Черная ..." (курица).
-Рассказ А. Куприна "Белый ..."(пудель)
-Рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Серая ..."(шейка).
-Рассказ В. Бианки "Оранжевое ..."(горлышко).
Гейм 3. " Ты мне, я тебе".
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома. Могут быть использованы вопросы из предлагаемого перечня .
Вопросы 1команде.
-От кого убежала посуда?
-Из чего солдат варил кашу?
-Кто носил сковороду на голове?
-Из какого города были герои сказки "Бременские музыканты?"
-Кто написал рассказ "Живая шляпа?"
-Кого вылепили старик со старухой из снега?
-Кто спас Муху-цокотуху?
Вопросы 2 команде.
-Назовите имена трех поросят из сказки "Три поросенка".
-Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца?
-Из какой сказки выражение : "Остаться у разбитого корыта"?
-Кому лиса помогала делить головку сыра?
-Что держала в клюве Ворона в басне "Ворона и Лисица"?
-Чем Волк ловил рыбу в сказке "Лисичка-сестричка и серый Волк"?
-Кто написал сказку "Аленький цветочек"?
Гейм 4."Темная лошадка"
"Темная лошадка" предлагает три вопроса.
-К какому произведению эти иллюстрации? (дом. зад.)
-Что перепутал художник?
-Кому принадлежат эти волшебные вещи?
1.Золотое яичко.
2.Хрустальная туфелька.
3.Зеркальце.
4.Цветик-семицветик.
5.Золотой ключик.
6.Скорлупа грецкого ореха.
7.Красная шапочка.
Гейм 5."Гонка за лидером".
Команды соревнуются ,кто быстрее даст ответ на вопрос.
-Кто говорил такие слова :"Симсим, открой дверь!
-В кого превратились 11 братьев-принцев из сказкиГ.-Х.Андерсена?
-На чем летела лягушка на юг?
-Кто из литературных героев был другом маркиза де Карабаса из сказки Ш.Перро?
-Кто из литературных героев был обманут в стране дураков?
-Кто такой дядя Федор?
-Кто подсказал Павлику волшебное слово?
-Черепаха ,подарившая Буратино золотой ключик?
6.Подведение итогов. Награждение победителей.






ПРИЛОЖЕНИЕ


Урок внеклассного чтения: « Сказки Г.Х.Андерсена».
Цели урока:
- дидактические: обобщение и систематизация знаний сказок Г.Х.Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев, определять главную мысль произведения; самостоятельное изучение сказок Г.Х.Андерсена, анализ характеров главных героев, определение главной мысли;
- воспитательные: на примерах героев сказок Г.Х.Андерсена воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, формировать умение работать в коллективе;
 - развивающие: посредством различных видов искусств развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту.
                                                                Ход урока
1. Организация. Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
2. Психологический настрой. Подарим друг другу улыбки и начнём урок.
3. Вступительная беседа ( звучит музыка П.И.Чайковского «Марш оловянных солдатиков»).
Ребята, сегодня у нас заключительный урок- викторина по большой теме « Сказки Г.Х.Андерсена». Прежде чем начнётся викторина, давайте вспомним, какую подготовительную работу мы провели.
4. Мотивация деятельности учащихся
А вы не боитесь, что такое количество сказок, героев, событий перепутается у вас в голове? Ведь на каждом отдельном уроке мы разбирали только одну сказку, а сегодня  будем говорить обо всех прочитанных сказках сразу. Давайте поставим перед собой такую цель: к концу урока понять достаточно ли внимательно вы прочитали произведения, можете ли вы определить главную мысль, хорошо ли знаете героев каждой сказки.
Викторина:
1. Кто из героев сказочника знает огромное количество сказок?
2. Сколько зонтиков носит с собой  Оле-Лукойе?
3. Угадай, из какой сказки этот отрывок: « Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки- периной, а лепестки розы- одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днём играла на столе».
4. Из какого цветка появилась Дюймовочка?
5. За кого замуж вышла Дюймовочка?
6.Сколько лет исполнилось Русалочке, когда ей разрешили выплывать на поверхность моря?
7. Какое слово составил Кай из льдинок?
8. Давайте из слов «вечность» составим другие слова.
9.Что положили под матрас принцессе из сказки « Принцесса на горошине»?
10. Назовите главных героев сказки « Свинопас»?
( звучит « Турецкий марш» Моцарта. Отгадавшим, вручаются специальные значки .)
5. Теперь настало время ваших музыкальных, поэтических загадок.
( каждая команда отгадывает, из какой это сказки).
6.Литературная. ( Каждая команда самостоятельно выбирает чтеца и отрывок, который будут исполнять)
7. Творческая работа. Дома вы готовили сочинения-отзывы на понравившуюся сказку. Зачитывают.
8.Итог урока. Наш урок подходит к концу. Прежде чем мы скажем героям сказок Андерсена « до свидания», давайте ещё раз перечислим, чему они учат. Что нам сегодня удалось сделать на уроке, в чём убедиться?
ПРИЛОЖЕНИЕ


«Что за прелесть эти сказки».
«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать»,– писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.  
Цель: показать учащимся прелесть чтения, научить их любить книгу.
Задачи:
 1. Способствовать развитию интереса к литературному чтению.
 2. Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, правила культуры общения с книгой, умение ориентироваться в книге.
 3. Развивать речевые умения, память, наблюдательность, активность, самостоятельность.
Ход урока
Звучит «Песня Чебурашки» (музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского). Появляется ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня, 27 октября, в последний понедельник октября отмечается Международный День школьных библиотек и мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника «Что за прелесть эти сказки!». А помогать мне будут Фея и мальчик Паж, а из какой они сказки мы с вами поговорим чуть позже. И начнем мы наш праздник с разминки.
Разминка
Фея: Ну что, ребята, поиграем? Я начну, а вы кончайте, Только в рифму отвечайте!
Фея задает вопрос, ребята отвечают хором.
В сказке лошадь непростая: Чудо-грива золотая, По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок Удивительный конек, Удивительный конек,
По прозванью... (Горбунок)
Ведущая:
Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)
Фея: Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. А однажды бегемота, Вынимал он из болота. Добротою знаменит, Это доктор... (Айболит)
Ведущая: Его хозяин мальчик Робин, Его приятель Пятачок. Он раз был облаку подобен; Он прост, но он не дурачок. Для него прогулка праздник, И на мед особый нюх. Это плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух)
Фея: Он знаком всем малым детям,
Обожают все его,
Но таких на целом свете
Не найдешь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигренок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется... (Чебурашка)
Ведущая: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А сейчас настало время сказочной викторины. Вам предлагается ответить на два вопроса: о какой сказке идет речь и кто автор этой сказки. Тот, кто даст правильный ответ, получит от меня приз.
Итак, внимание!
Столяр Джузеппе - Синий нос Полено как-то в дом принес. Он начал ножку мастерить, Для кресла или стула. Полено стало говорить, И в нос его щипнуло. («Буратино», А. Н. Толстой)
Фея: Фруктово-огородная страна, В одной из книжек детских есть она, А в ней герой мальчишка неплохой, Он храбрый, справедливый, озорной. («Чиполлино», Дж. Родари)
Ведущая: Собрались на именины гости:
Много и больших и малышей.
Вдруг явился к ним, трясясь от лютой злости,
Жуткий и коварнейший злодей.
Да, злодей умел ужасно злиться,
Он хозяйку чуть не погубил.
Прилетел тогда бесстрашный рыцарь
И злодею голову срубил! («Муха-Цокотуха», К. Чуковский)
Фея: Кто-то пасть свою открыл. Кто-то что-то проглотил. Потемнело все вокруг, Ой, какой везде испуг! («Краденое солнце», К. Чуковский)
Ведущая: Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете, Поехать на сказочный бал. («Золушка», Ш. Перро)
Фея: Сейчас потолкуем о книжке другой: Тут синее море, тут берег морской.
Старуха заставит Старик выйдет к морю, Он невод забросит, Кого-то поймает, И что-то попросит. («Сказка о рыбаке и рыбке», А. Пушкин)
Ведущая: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И все-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру «Узнай сказку по отрывку». Тот, кто знает, отвечает и конфету получает!
Слушайте внимательно!
Фея: Петушок-петушок, золотой гребешок. Масляна головушка, шелкова бородушка, Выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Петушок-Золотой гребешок»)
Фея: Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя»)
Ведущая:
Красна девица грустна Приближается весна. Ей на солнце тяжко. Слезы льет, бедняжка. («Снегурочка»)
Фея: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Фея: Да, таких прекрасных знатоков сказок я еще не видела! Какие вы молодцы, ребята! И знающие, и любопытные, одним словом талантливые! А мне бы хотелось узнать: Умеете ли разгадывать кроссворды? Давайте попробуем!

1. Из какой сказки взяты эти строки: «Горшочек был увешан бубенцами, а когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку: „Ах, мой милый Августин! Все прошло, прошло, прошло!" Но только самое занятное в горшочке то, что если подержать над ним в пару палец сейчас можно узнать, что у кого готовится в городе». («Свинопас», X. К. Андерсен)
2. Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»? (Герда)
3. Из какой сказки взяты эти строчки?
Маленькие дети, Ни за что на свете, Не ходите в Африку, В Африку гулять! В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы.
(«Бармалей», К. Чуковский)
4. Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку? (Золушка)
5. Из какой сказки следующие строчки: «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом сукне сидела девочка, совсем крошка, и такая она была нежная и хорошенькая...»? («Дюймовочка», X. К. Андерсен)
6. В какой сказке были такие приключения у солдата?
«Открывает солдат первую дверь. В комнате сидит собака, глаза с чайные чашечки, таращится на солдата.
Хороша, красотка! сказал солдат, посадил собаку на ведьмин передник, набрал медяков, сколько влезло в карманы, закрыл сундук, водворил собаку на место и пошел в другую комнату». («Огниво», X. К. Андерсен)
7. Из какой это сказки?
Ехали медведи, На велосипеде, А за ними кот Задом наперед.
(«Тараканище», К. Чуковский)
8. Кто написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке»? (А. Пушкин)
Фея: Ребята, вы меня сегодня покорили. Это просто чудо! Вы такие волшебники!
Появляется Паж.
Паж: Нет, это не чудо. Мы не волшебники. Мы еще только учимся. А дружба помогает нам делать настоящие чудеса.
Фея: Ты прав.
Ведущая: Ребята, а вы знаете, из какой сказки этот милый мальчик-паж?
Да верно, из сказки «Золушка».
Ведущая: Ребята, предлагаю вам последнюю викторину, но не простую, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.
Музыкальная викторина
Включается магнитофонная запись.
Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Все лежу, все лежу, И на солнышко гляжу!
(«Как львенок и черепаха пели песню»)
С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается в улыбки.
(«Крошка Енот»)
В траве сидел кузнечик, В траве сидел кузнечик, Совсем как огуречик Зелененький он был. («Незнайка») Я играю на гармошке, У прохожих на виду. 
К сожаленью, день рожденья, Только раз в году.
(« Чебурашка»)
Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги!
(«Бременские музыканты»)
Расскажи, Снегурочка, где была? Расскажи-ка, милая, как дела?
(«Ну, погоди!»)
Ведущая: Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Молодцы! А сейчас учащиеся 3класса, 4А и 4Б классов приготовили нам песенку о библиотеке. Приглашаем их. (Поют песню).
Фея: Сегодняшний праздник это чудо, которое вы сотворили своими руками. А какой праздник без сюрпризов? Где моя волшебная палочка? (Паж подает волшебную палочку.) Внимание!
Фея взмахивает палочкой, и... Паж несет коробку с подарками для всех участников праздника.
Ведущая: Итак, подведем итоги. Правильные ответы дали...










13PAGE \* MERGEFORMAT144115




Диаграмма 6Рисунок 1