ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Информационная компетентность является системообразующей компетенцией, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетенциями.
Возникает вопрос, что понимать под информационной компетентностью. А. В. Хуторской, рассматривая это понятие, говорит, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Основным показателем информационной компетентности личности является способность добыть информацию, переработать её в выводы, аргументированно представить полученный вывод.
Предложенные приёмы развития информационной компетентности многогранны, они взяты из технологии критического мышления, системы развивающего обучения Л.В.Занкова, технологии проведения учебной дискуссии. Они могут быть использованы на разных этапах урока и позволяют учителю реализовывать системно-деятельностный подход в обучении.

Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.
Приём «кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер – в переводе означает пучок, созвездие. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, они соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Такая работа проводится уже в первом классе на уроке окружающего мира, например, при изучении темы «Живая и неживая природа». Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо.
Ученики получают возможность классифицировать, структурировать, обобщать и систематизировать информацию по заданным основаниям.
Применение приёма «шляпы Эварда де Боно» позволяет на практике прививать детям навыки самостоятельного мышления. Шесть шляп шесть разных способов мышления. Данный прием удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Красная шляпа – эмоции, белая шляпа – определения понятиям, желтая шляпа – оптимисты, черная шляпа – пессимисты, зеленая шляпа – определенная (специальная) информация, голубая шляпа – вопросы по тексту. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе детям предлагается поработать в группах с текстом «Грозные ветры», примерив на себя одну из шляп, чтобы выяснить значение ветра. Группе учащихся в красной шляпе необходимо проанализировать свои эмоции после прочтения текста. Ученикам в белой шляпе дано задание перечислить разновидности ветров и дать им определение; учащимся в жёлтой шляпе – найти в тексте всё хорошее о ветре; порассуждать, зачем он нужен, какой была бы жизнь без ветра, а в чёрной шляпе – найти сведения об отрицательном воздействии ветра. Ученикам в зелёной шляпе предлагается найти в тексте информацию, в которой рассказывается об использовании ветра человеком. Ученики в голубой шляпе должны продумать вопросы к одноклассникам по тексту. В результате использования этого приема дети приобретают навыки чтения
информации по заданному направлению, объясняя логику выбора основания.
Прием «6-ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов. Так, при работе во 2 классе с текстом И.Акимушкина «Броненосцы» детям предстояло ответить на вопросы: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её.
Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Каждая группа определяет в тексте необходимую информацию и озвучивает её классу, остальные учащиеся внимательно слушают и записывают её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, т.е. демонстрируют операционно-деятельностную составляющую информационной компетентности.
Приём «несоответствий» (коллизий) можно использовать с первых шагов обучения в школе, когда учащиеся встречаются с расхождением произношения и написания слов, написанием одних и тех же слов, то с большой, то с маленькой буквы (Шарик, шарик), отличием однокоренных слов и слов, близких по смыслу. Возникающие коллизии используются для возбуждения интенсивной учебной деятельности школьников, усиления их интереса и активности на уроке. Например, коллизия каждый раз возникает при изучении вопроса о происхождении человечества на Земле. На уроке возникает дискуссия, в ходе которой учащиеся отстаивают либо гипотезу естественного развития живой природы, либо гипотезу божественного вмешательства, либо гипотезу инопланетного происхождения человека. Отстаивая свою точку зрения, ребята обращаются за помощью к энциклопедиям, Библии, периодической печати; используют сведения, полученные при просмотре телепрограмм или от взрослых.
Приём «Выбор задания». На уроке обучения грамоте дети сами придумывают различные задания к записанным на доске буквам: Т, о, э, И, У, Н, с, а, к. Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям.
Совершенствование информационной компетентности связано с расширением круга используемых источников информации и с расширением умений по их использованию, а также с увеличением доли самостоятельности учащегося при работе с информацией. Учитель перестает выступать перед учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение, в связи с чем актуально использование парных и групповых форм организации учебно-познавательной деятельности, особенно при переходе к системно-деятельностному подходу в обучении.









13PAGE 15






15