Формирование информационной компетентности у младших школьников

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения.
Особая роль для приобретения этих качеств отводится начальной школе. Именно здесь ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании.
Поэтому именно в начальной школе происходит формирование компетентной личности. Компетентный человек – сформированная личность. Способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширить границы своих знаний и совершенствовать их.
Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширить границы своих знаний и совершенствовать их. Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
Искать – опрашивать окружение, консультироваться с учителями, получать информацию;
Думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
Сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
Приниматься за дело – войти в группу или в коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;
Адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Современная школа призвана не просто обеспечить ученика качественными знаниями, но и научить жить в информационном обществе, сотрудничать с людьми, решать жизненные проблемы, т.е. сформировать у школьника ключевые компетентности. К наиболее значимым компетентностям личности относятся коммуникативная компетентность, информационная компетентность, компетентность разрешения проблем.
В тексте Федерального образовательного стандарта для начальной школы (2004г.) мы видим перечень общих учебных умений, навыков и способов деятельности: (слайд 1)
Наблюдение объектов и явлений окружающего мира;
Устное описание по результатам наблюдения;
Сравнение объектов;
Обучение искусству диалога;
Овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;
Поиск необходимой информации в словарях;
Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам;
Представление информации в табличном виде;
Работа с моделями;
Навыки использования компьютера и пр.
(из Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М.: 2004. -221с.)
80% перечисленных в стандарте общеучебных умений являются умениями информационными, т.к. связаны с процедурами получения и обработки информации.


Слайд 2



















Информационная компетентность включает в себя различные способы деятельности:
Планирование информационного поиска; извлечение первичной (не обработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику) информации (где найти);
Обработка информации (укладка в голове); предметно-аналитическая деят.
Систематизация информации;
Объяснений и толкование информации (объяснить, как поняли); перекодир.
Представление информации в различных вариантах (презентации, рисунки, доклады);

Важно научить ребенка работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.
Основными показателями информационной компетентности личности является способность добывать информацию, перерабатывать её в выводы, аргументированно представлять вывод. (показатели информационной компетентностим у мл.шк. – таблица-слайд 3)







Показатели информационной компетентности у младших школьников
Компоненты
Показатели

Планирование информационного поиска
Делит информацию на известную и на неизвестную;
Указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
Выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
Пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте – по ссылкам.

Извлечение первичной информации
Проводит наблюдение (эксперимент) по плану в соответствии с поставленной задачей.

Извлечение вторичной информации
Извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям .

Первичная обработка информации
Систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;
Переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или символического представления в текстовое и наоборот.

Обработка информации
Точно излагает полученную информацию;
Задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
Находит выводы и аргументы в предложенном источнике информации



Слайд 4














Приемы ориентировки в мире информации базируются на вполне конкретных умениях (слайд 5):








Информационные умения
На этапе принятия учебной задачи
- умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос;
- умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу;

На этапе поиска информации
- умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией, сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности;

На этапе обработки информации
- умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей;

На этапе хранения информации
- осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.










Полагаем, что гармоничное развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда условий, таких как (слайд 6):
Мотивация информационно-поисковой деятельности учащихся.
Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.
Доступность информационных ресурсов.
Наличие времени для самостоятельной работы учащихся с разными информационными источниками.
Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.
Отсутствие жесткой регламентации процесса усвоения детьми умений информационной деятельности.
Повышение уровня познавательной самостоятельности школьника.





1.Мотивация информационно-поисковой деятельности учащихся.
Побудительным мотивом к поиску информации в разных источниках был и остается познавательный интерес, который возникает у ребенка в процессе учебной деятельности.
Наиболее эффективным методическим приемом, пробуждающим в детях интерес к самостоятельной познавательной ( в том числе информационно-поисковой) деятельности, является хорошо организованная педагогом на уроке проблемная ситуация.
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Учитель ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); ставит проблемные задачи (например, с недостаточным или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения) и пр. Учителя нашей школы разработали приложение к тематическому планированию по окружающему миру, в котором отразили проблемные вопросы, которые будут поставлены учителем на уроке и предполагаемые методы получения информации учениками.(слайд 7)




















Приложение к тематическому планированию по окружающему миру
(1 класс, автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова)
№п/п
Тема урока
Проблемный вопрос
Методы сбора информации

1.
Что такое окружающий мир.
Откуда берутся «почемучки»?
*подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке

2.
Где мы живем.
У природы есть ручки? Что она может создать?
*подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке; *просмотреть телепередачу; *воспользоваться Интернетом;

3.
Природа и ее изменчивость.
Какие чудеса творит природа?
*подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке; *просмотреть телепередачу; *воспользоваться Интернетом; *узнать в учебнике;

4.
Первые учебники человека.
Как из стрекозы сделать вертолет?
*узнать в учебнике; *подумать самостоятельно; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке; *просмотреть телепередачу; *воспользоваться Интернетом


Схема взаимодействия с информационными источниками при решении проблемных ситуаций предложена выше (слайд 8):
Уровень мотивации самостоятельной информационно-поисковой деятельности детей на уроке и за его пределами значительно зависит от степени заинтересованности школьников проблемой исследования. Для организации настоящих детских исследований учителю важно научиться задавать школьникам проблемные вопросы, которые заставят их размышлять и отстаивать определенную точку зрения, разбудят воображение, творчество, интеллектуальную активность.
При ответе на проблемный вопрос от школьника требуется не только поиск информации, а ее накопление. Анализ, сопоставление фрагментов информации, их оценка. Выработка собственной точки зрения по поводу содержания информации, выбраковка и обоснование этой выбраковки, структуирование значимой информации, представление итоговых результатов и выводов (слайд 9).
Таблица наблюдений 4. Наблюдение за птицами у кормушки.

Название птицы
Какой корм едят
Как едят корм
Взаимоотношения в стае

воробьи
Пшено, семена
На кормушке, боятся ворон
Кормятся рядом, редко ссорятся

синицы
сало
На кормушке и под кормушкой, пугаются других птиц
Кормятся рядом

вороны
Сало, семена, пшено
На кормушке
Отгоняют всех, ссорятся

снегири
рябину
На кормушке
Кормятся рядом

Неизвестная птица (по описанию похожа на дрозда)
рябину
На кормушке и под кормушкой
Кормятся рядом


Объем такой работы может измеряться минутами ( в рамках урока), например: при ответах на вопросы «Какой способ вычислений при сложении двузначных чисел самый удобный?», а может измеряться днями, неделями «Модульное оригами» ( в случае переноса информационного поиска во внеурочную познавательно-поисковую деятельность):»


Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.

Лучшими стимулами к познавательному действию является не принуждение и не формальные рассуждения о пользе знаний, а реальный познавательный интерес и потребность к такому действию самого ребенка. Необходимо сформулировать проблемный вопрос так, чтобы он оказался интересен каждому ученику в классе, вне зависимости от уровня общего и интеллектуального развития ребенка.
В результате предварительного анализа проблемы (не без подсказки учителя) дети осознают, что для убедительного ответа на вопрос им потребуются дополнительный действий: наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение темы с родственниками, друзьями, чтение книг, использование Интернета и пр. (слайд 10)



9.
Значение воздуха на Земле.
Как поймать воздух?
*подумать самостоятельно; *прочитать в учебнике; *понаблюдать; *спросить родственников, друзей, учителя; *побывать в библиотеке; *просмотреть телепередачу; *воспользоваться Интернетом; *провести опыты (шарики, стакан)


Вероятные источники информации – не значит обязательные.
Добровольность в использовании разных источников информации для поиска ответа на заинтересовавший школьников вопрос заключается:
а) в свободе их выбора;
б) в проявлении собственной инициативы ученика по определению видов используемой информационных ресурсов.


Доступность информационных ресурсов. (из таблицы»Классификация информационных источников»))

Наличие времени для самостоятельной работы учащихся с разными информационными источниками.
Время ищем в процессе систематического обучения младших школьников рациональным приемам информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.
Пример1. Информационный поиск. За 1 минуту найти в детской энциклопедии как можно больше текстов из предложенного учителем списка. Положить закладки. Цель упражнения – увеличить скорость ориентировки в незнакомой книге.
Пример 2. Найти в задаче самую информативную фразу и решить задачу.
Пример 3. Требуется найти информацию по определенной теме. Источников больше, чем требуется. За короткое время наиболее точно выполнить задание.
Пример 4. На уроке возникает проблемный вопрос. Для поиска ответа на этот вопрос класс делится на группы. Школьники обращаются за помощью: 1 группа – к учебнику, 2 –к подборке книг, 3 – к присутствующему на уроке взрослому консультанту, 4 – к газетам и журналам, 5 – к компьютеру Задание –соревнование: найти информацию как можно быстрее.

Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.
Формирование и совершенствование системы информационных ценностей у ребенка происходит непосредственно в практической деятельности: при обучении приемам наблюдения, сравнения, проведения опытной и экспериментальной работы, при знакомстве с техникой познавательного общения, при анализе слова как источника информации, при работе с книгой и медиаресурсами.
Качественный рост в использовании школьниками определенного вида информационных ресурсов проявляется:
В увеличивающейся частоте выбора детьми этого вида источника для выполнения информационно -поисковой деятельности;
В увеличении количества учащихся, добровольно и охотно использующих данные источники информации;
В количественном и качественном росте найденной и логически обработанной школьниками информации (от отдельных устных сообщений по изучаемой теме до проведения дискуссий. Оформления альбомов, газет)

(слайд 11 )





















Уровни и критерии сформированности операционного компонента информационной культуры младшего школьника.

уровни
Информационный поиск
Предметно-аналитическая деятельность
Перекодировка информации
Хранение информации

низкий
Неумение сконцентрировать внимание на объекте.
Слабая техника чтения и письма.
Неумение сформулировать информационный запрос.
Эгоцентрическая речь (как препятствие для плодотворного общения)
Несамостоятельность в осуществлении простейших логических операций, подкрепленных наглядными опорами.
Неумение оценить адекватность источника информации запросу.
Копирование устного или письменного текста, его фрагментов.
Механическое запоминание увиденного, услышанного, прочитанного.

стартовый
Умение концентрировать внимание на объекте.
Признаки социализации речи.
Умение получать информацию с помощью вопросов.
Умение принимать учебную задачу и формулировать информационный запрос. Осознанность чтения.
Элементарные умения в проведении процедуры описания наблюдаемого объекта.
Умение определять тему, сюжет, главные слова текста.
Способность адекватно оценивать выбранный источник с точки зрения его соответствия информационному запросу.
Копирование текста, его фрагментов с выделением главного.
Элементы логического запоминания информации, опыт хранения информации в сжатом (устном, письменном, графическом) виде.

базовый
Умение вести целенаправленное наблюдение.
Умение получать информацию на слух. Умение пользоваться домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации.
Овладение процедурой сравнения объектов. Умения давать толкования, классифицировать понятия. Умение структуировать информацию, видеть ключевые слова в тексте. Способность оперативно и адекватно оценивать выбранный источник с точки зрения его соответствия информационному запросу.
Сжимание информации в той же системе кодирования, использование своих слов и формулировок. Творческий опыт сжимания информации с изменением системы кодирования.
Рациональные способы хранения информации в соответствии с особенностями своей памяти. Наличие привычек эффективной организации труда.

опережающий
Умение инициировать и эффективно вести познавательную беседу. Способность ограничивать (сужать) круг поиска информации рациональными приемами.
Избирательное отношение к источникам информации, умение объяснить свои предпочтения.
Умение использовать информацию, поданную в прямой и косвенной форме. Умение участвовать в дискуссии, высказывая суждения, осознанно пользуясь аргументами и фактами.
Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером.
Сжимание информации с изменением системы кодирования на более рациональную (с точки зрения индивидуальных особенностей ученика).
Использование кодированных записей компьютера как средства хранения информации.









Отсутствие жесткой регламентации процесса усвоения детьми умений информационной деятельности.

В обучении младших школьников информационной деятельности мониторинг осуществляется прежде всего не ради оценивания детских усилий и достижений, а с целью максимально оперативного реагирования на индивидуальные проблемы детей в усвоении способов работы с информацией. Поэтому планирование учителем работы по формированию информационных умений младших школьников должно быть гибким.


Повышение уровня познавательной самостоятельности школьника.

Среди наиболее важных показателей,свидетельствующих о динамике познавательной самостоятельности учащихся, отметим:
Рост познавательной мотивации (активное и добровольное включение каждого ребенка в выполнение учебных заданий необязательного характера);
Сокращение времени на выполнение самостоятельных работ за счет рационализации учебного труда;
Рост творческой составляющей в учебной деятельности школьника;
Выход познавательной и творческой активности школьника за рамки учебного времени.
Забота учителя о повышении уровня познавательной самостоятельности каждого ученика, поощрение ребячьей инициативы в организации разнообразной информационно-поисковой деятельности создают хорошие условия для развития информационных умений учащимися начальных классов.

Практика показывает, что до 90% времени на уроке основными источниками информации для младших школьников служат голос учителя и учебная книга. Как правило, за «бортом» оказывается огромное море печатных изданий – старая и новая детская литература, газеты и журналы, современные детские энциклопедические издания, словари. Часто остаются невостребованными в учебном процессе полезные радио- и телевизионные программы федерального и регионального уровня. Еще не везде нашли распространение компакт – диски образовательного характера. Не полностью используются возможности сети Интернет для сбора информации по актуальным вопросам, связанным с образовательными потребностями младших школьников. При этом информационная всеядность детей в возрасте 6-10 лет исключительно велика. И, как известно, на неухоженном поле растет бурьян.
Научить другого человека можно лишь тому, что умеешь сам. Качество информационных вкусов, потребностей, ценностей ученика начальных классов напрямую связано с желанием и умением учителя регулярно и комплексно работать с разными источниками информации.

Вкус к работе с информационными ресурсами проявляется:
В стремлении искать необходимую информацию, используя при этом все доступные источники;
В наличии избирательного отношения школьника к информации в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;
В самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации.
Задача учителя – развивать, совершенствовать, корректировать информационные вкусы школьников, помогать воспитанникам в освоении приемов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.









Операционный компонент
информационной культуры




Информационные умения (совокупность конкретных действий, вариативное и творческое применение которых позволяет рационализировать процесс учения)


Основные источники информации:
- познавательное общение;
- литературные источники;
- наблюдение;
- опыты, эксперименты;
- медиаресурсы

Способы работы с информацией:
- информационный поиск;
- предметно-аналитическая деятельность;
- перекодировка;
- хранение информации

Классификация информационных источников

Медиаресурсы:
Телевидение,
Радио,
Журналы,
Газеты,
Кино,
Аудиозаписи,
Видеозаписи,
Компакт-диски,
интернет

Опыты, эксперименты:


Наблюдение:
За собой (ощущения, переживания),
За другими людьми (их словами, эмоциями, поступками),
За окружающим миром (природой, обществом, рукотворными предметами)

Литературные источники:
учебник,
словари,
энциклопедии,
научно-популярная литература,
художественная литература

Познавательное общение:
одноклассники,
учитель,
родственники,
знакомые,
люди разных профессий




15