Доклад Формирование патриотического сознания на уроках литературы

Основной целью Государственной программы патриотического воспитания является формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению государственного долга и конституционных обязанностей.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях, в том числе в школе.
Перед сегодняшней школой ставится задача воспитания личности в духе казахстанского патриотизма и толерантности. Актуальность этой проблемы объясняется не только задачами методического плана, но и возросшим уровнем требований к обучению молодежи. «Для воспитания активного отношения к знаниям обучение от начала до конца должно быть воспитанием взглядов, воспитанием чувств и убеждений»- писал В.А. Сухомлинский. В наибольшей степени это относится к урокам литературы, воспитательные возможности которой велики. Воспитывать школьников патриотами - это значит, прежде всего, прививать любовь к родине, любовь к родному краю зарождается с детства. «Быть патриотом своей родины – значит носить Казахстан в своем сердце» - говорил Н.А.Назарбаев в своем обращении к молодому поколению страны. (Слайд №2)
Современное литературное образование ставит целью научить школьников активно воспринимать художественные произведения в контексте создавшей их культуры. Главной темой в диалоге культур при параллельном изучении казахской и русской литературы может служить их национальный космос, включающий национальный характер, т.е элементы национального опыта обряды и обычаи, символы и традиции.
История казахской и русской литературы убедительно свидетельствует, что культурные, социальные, политические связи между народами нашли отражение и в фольклоре, и в письменной литературе. Так при изучении в 5 классе темы « Семейно-обрядовая поэзия», связанная с рождением ребенка, знакомимся и с обрядами казахского народа: ак бата (благопожелание), когда впервые укладывают ребенка в колыбельку (бесик), в день разрезания пут ребенку, токым кагу (первый отъезд ребенка из дома), тилашар .
(Слайд №3, 4)
В 6 классе при изучении раздела мифология целесообразным посчитала знакомство с тюркской мифологией, взятые из книги К.Жанабаева «Золотая колыбель», а также мифами, записанными Ш.Уалихановым о происхождении богов, людей, о существовании трех миров. Это будет способствовать как развитию навыков сопоставления, умения установления связи, расширению кругозора, так и воспитанию интереса к далекому прошлому казахского народа, для понимания его менталитета. (Слайд №5)
У народа с высокой культурой, устойчивым стремлением к историческому познанию, с энергичным мышлением и крепким духом, несомненно, будут и стены крепкие, и сильное общество, и единство. Вот такие цели и задачи ставились Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым в рамках реализации Государственной программы «Культурное наследие».

Не зная истории страны – невозможно построить ее будущее. Приятие культурного наследия это основа исторической памяти народа, без которой не бывает истинного патриотизма. Познание богатого исторического пути казахской нации, ее культуры – самый благотворный и эффективный путь воспитания патриотизма и толерантности.

Казахстанский писатель Морис Симашко еще во времена, когда приветствовался застойно- классовый стиль написания произведений, написал свою известную книгу о Великом Бейбарсе. (Слайд №6 )
Как признается М.Симашко, толчком к написанию произведения послужило стихотворение А. Майкова «Емшан», строчка из которого стала эпиграфом к повести, а также продолжительные беседы с О.Сулейменовым о месте и роли кипчакских ханов в истории средневековья. В основе же стихотворения А .Майкова «Емшан» лежит легенда казахского народа. Это стихотворение написано под впечатлением разговора А. Майкова с выдающимся сыном казахского народа Ш. Валихановым. Идея произведения, выраженная в строчках «Смерть в краю родном милей, чем слава на чужбине», соотносится с казахской пословицей: « БасKа елде сaлтан болCанша, ™з елінде aлтан бол!».

Приступая к обсуждению темы «Дикие животные» в разделе «Человек и природа» в 7 классе, можно познакомить учащихся со стихотворением «Волчата» О.Сулейменова и сравнить его с рассказом М. Ауэзова «Серый лютый».
Когда мы будем изучать тему «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы», на уроке по внеклассному чтению рассмотрим произведение Р.Сейсенбаева «День, когда рухнул мир». Писатель Р.Сейсенбаев впервые поведал миру горькую правду о семипалатинской трагедии. Рассказ был переведен на многие языки мира, а в Англии был даже включен в школьную программу по внеклассному чтению.
На этом же уроке говорим о общественном движении «Невада – Семипалатинск», о О.Сулейменове. О человеке, который поставил перед собой цель, восстановить утерянное этносом, его высказыванием: «Хватит щеголять своей забытостьюМы сами отыщем корни и с глубиной прошедшего обретем широту настоящего, высоту будущего. Жеті сырын білмеген - aлт емес. Знай семь веков, как семь своих предков.Не жди уважения – заслужи его. С гордым будь горд: он – не сын пророка.С вежливым будь вежлив: он – не раб твоего отца.Следуй этим заповедям отцов и возвысишь степь, не унизив горы!» Деятельность О.Сулейменова как главы движения «Невада-Семипалатинск» нашла отражение в его творчестве: в апреле 1992 года в ТЮЗ г.Алматы состоялась премьера спектакля по пьесе О.Сулейменова и Б.Макаева «Заман акыр».В ней показана трагическая судьба семьи, испытавшей последствия ядерных взрывоа.А в октябре того же года О.Сулейменов переводит в фонд театра миллион рублей. (Слайд №7)
На таких уроках и решается проблемма патриотического воспитания на личном примере поэтов и писателей нашей страны, вызывающих в сознание детей стремление принести пользу своей Родине. Так рассматривая тему экологической катастрофы, мы говорим о патриотах своей страны.
Национальное своеобразие, национальная сущность литературы осознаются сильнее всего в сопоставлении с другой литературой, и лишь при встрече, диалоге разных культур становятся понятными особенности собственной культуры. «Современник и почти сверстник А. С. Пушкина, Махамбет Утемисов для казахской поэзии, для духовной культуры казахского народа имеет почти такое же значение, как и автор «Евгения Онегина» - для русской!» - считает исследователь творчества Утемисова В. Иночкин.
В творчестве Утемисова и Пушкина находим размышления о назначении поэта и поэзии. У Махамбета- воинственный призыв к вооруженной борьбе, у Пушкина – пробуждение добрых чувств и прославление свободы .Великие поэты разных народов размышляли в своих произведениях о роли поэзии в жизни человека и общества. Исследуя творчество представителей двух разных культур, мы находим не только оригинальность, своеобразие освещения этой проблемы каждым из поэтов, но и близость их позиции.
Махамбет напоминает собратьям о времени тревожном, боевом, пробуждает в джигитах чувство чести и достоинства, готовность к борьбе:
Пока скакуна не смиришь ты, ездок,
Пока не выхватишь острый клинок,
Пока не услышишь ты клич боевой
Возможно ль тебя назвать храбрецом?
И сравнить эти строки со знаменитыми пушкинскими:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Жизнь и творчество этих поэтов - яркий пример служения своему Отечеству. (Слайд №8)
Воспитывать школьников патриотами – это значит, прежде всего, прививать любовь к Родине, любовь к родному краю. Поэтому мы должны развивать это чувство, приучая детей видеть красоту родной природы.
Поэтика степного пространства, раскрытая в произведениях А.П.Чехова, Н.В.Гоголя, имеет много общего. Гоголь воспел красоту и богатство степи, Чехов описал ее изнутри, увидев в ней элемент национальной культуры. В природном космосе казахов степь занимает особое, значительное место. Казах – дитя степи, поэтому она для него и дом, и родина, и вселенная. Абай стал зачинателем пейзажной лирики в казахской литературе. О казахской степи ученики читают стихотворение поэта из Восточного Казахстана П. Васильева «Затерян след в степи солончаковой». (Слайд №9)
Изучая тему «Горный пейзаж в поэзии и прозе», рассматриваем пространства гор в стихотворениях А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова, В.С.Высоцкого и стихотворение в прозе И.С.Тургенева. (Слайд №10,11)
Здесь же можно предложить ученикам показать красоту и гор Кокше на примере легенд и поэмы С.Сейфулина «Кокшетау». (Слайд №12-26)
Воспитывать школьников патриотами - это значит прививать любовь к Родине. А любовь к родине начинается с любви к малой родине. (Слайд №27)
Здесь же можно привести отрывок из романа С.Муканова «Промелькнувший метеор», где события разворачиваются в тех местах, что находятся у нас рядом, любоваться родной и близкой землей Айыртау, Имантау, Ботай (Слайд №28-31)
Казахстанский патриотизм - это нечто особое. Так как речь в данном случае идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для множества народов, Родине. Чувство казахстанского патриотизма не является врожденным, его необходимо воспитывать. И этому помогают нам уроки русской и казахской литературы.































Северо-Казахстанская область
Район Шал акына
Садовская основная школа.





Доклад

«Формирование у учащихся патриотизма, уважения к национальной и мировой литературе через изучение казахской и русской литературы».




Приготовила
учитель русского языка и литературы
Мухамедкалиева З.Н.











С.Садовка.
15