Урок для 6-7 класса по технологии росписи ткани в технике «Холодный батик»

Блок занятий по обучению росписи ткани
в технике «Холодный батик»
Для 6-7 классов
Попова Галина Валерьевна учитель технологии
МАОУ «СОШ №8 г.Улан-Удэ», 2013

Занятие 1-2
Тема: Создание эскиза для панно «Фантазийные цветы»
Цель: познакомить учащихся с основами композиции и цветоведения, с законами контрастов форм и цветовых отношений.
Задачи:
развивать у учащихся интерес к данному виду творчества, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;
дать понятие о композиции, цветоведении, тона и тональных отношений;
формирование художественное мышление;
формирование знаний по цветоведению;
формирование умений по составлению цветовой композиции;
учить выстроить гармоничную композицию, составить колоритную палитру.
воспитывать терпение, аккуратность, старание;
Оборудование и материалы: ватман (формат А5, А4), карандаши, краски гуашевые или акварельные.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Практическая работа. Выполнение эскиза
4. Подведение итогов, анализ работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Удивление, как считал Аристотель, - начало творческого отношения к миру и к жизни в нем.
Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нем залог будущей гармонии в человеке художественного и научного отражения мира, столь желанной в наш век.
Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,
Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!
Сообщение темы занятия
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с понятием композиция, познакомимся с основами цветоведения. Научимся выстраивать композицию из фантазийных или сказочных цветов.
II. Объяснение нового материала.
1. Сообщение теоретических сведений о композиции.
Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника.
Композиция – это организация предметов в единый ансамбль, где все подчинено теме, строится на основе наблюдений и переживаний.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.
2. Сообщение теоретических сведений о цветоведении.
Цвет – одно из самых важных средств создания образа. Безусловно, необходимо все знать о цвете, об основных и дополнительных цветах.
Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон жёлтый, а тыква оранжевая, огурец зелёный, а вишня красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Основные цвета: жёлтый, красный и синий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
То есть, смешав жёлтый с синим, мы получим зелёный
цвет, а красный с жёлтым - оранжевый.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Посмотрим на таблицу и узнаем, как получить другие цвета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называются составными.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, из синего - бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого - бледно-жёлтый, то есть лимонный цвет. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.
Получить различные оттенки можно и другим путём - добавляя в краски белила (т.е. белую краску).
Очень много оттенков можно получить и другим способом - например, если количество одной краски увеличить, а другой уменьшить.
Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на чёрном фоне будет ещё белее.
Есть ещё цвета, которые называются контрастными. Это три пары цветов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Красный и оранжевый цвета называют теплыми, потому что они как бы напоминают огонь. Желтый – олицетворяет золото солнца и осенних листьев. Розовый – весеннее цветение садов. Зеленый цвет считают спокойным, как траву лугов, как тишину леса. Синий и фиолетовый цвета – холодными, так как они напоминают прохладу водоемов, ночную свежесть.
Чтобы правильно подобрать цветовую окраску предметов необходимо знать цветовую гармонию, т.е. согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов что и радуга.
- Кто мне назовет эти цвета?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называются дополнительными. Например: желтый – синий, красный – зеленый, оранжевый – голубой.
Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу (красный, оранжевый, желтый).
Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих напротив друг друга. Например: красный – зеленый, желтый – синий.
Запись в тетрадь цветовых сочетаний.
III. Практическая работа
Вводный инструктаж
И так приступая к практическому заданию необходимо вспомнить о правильности построения композиции, о ее роли в рисунке. Но сегодня я хочу усложнить вам задание, после того как вы выполните набросок фантазийных цветов, которые вы придумаете сами, вам необходимо будет добавить по одному или несколько красивых насекомых бабочек, стрекоз, божьих коровок.
Для изображения цветов необязательно подбирать цвета соответствующие данному цветку. Но при этом необходимо правильно подобрать сочетания цветов, чтобы рисунок был ярким. Чистые и яркие тона радуют глаза, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать. В выборе цветовой гаммы необходим творческий подход и тогда цветовое решение поможет придать вашей работе оригинальный и неповторимый вид. Я хочу предложить вам посмотреть работы учащихся, как на них цветовое решение меняет настроение, восприятие.
Во время работы красками необходимо знать определенные правила: не забывать, что при высыхании краски становятся светлее и чтобы добиться в работе их точного цвета, нужно сделать образцы, которые помогут в работе правильно подобрать цветовые сочетания.
Демонстрация трудовых приемов
Текущий инструктаж
Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.
Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу создание эскиза «Фантазийные цветы». При обходе рабочих мест обратить внимание на:
- соблюдение ПТБ
- на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся.
Заключительный инструктаж
Давайте посмотрим, какие эскизы у вас получились.
- Подвести итог выполненной работы, обратить внимание на ошибки.
- С целью закрепления нового материала провести индивидуальный письменный опрос по карточкам.
I. Продолжить фразу:
Хроматические цвета –это ______________
Ахроматические цвета –это _____________
II. Выберите правильный ответ:
1. Родственное сочетание цветов:
а ) красный-зелёный,
б)светло-красный и сине-фиолетовый,
в) жёлтый - жёлто-зелёный
г)фиолетовый-жёлтый
2. Контрастное сочетание цветов:
а ) тёмно- красный и светло-фиолетовый
б) оранжевый-синий,
в) тёмно-жёлтый и жёлто-зелёный
г) фиолетовый-жёлтый
3. Однотоновое сочетание цветов:
а) светло-зелёный и тёмно-зелёный,
б ) светло-зелёный и тёмно-красный,
в) тёмно-красный и розовый
г) светлый зелёно-синий и тёмный зелёно-жёлтый
4. Что понимается под светлотой цвета? (примеры)
5. Какой цвет относится к холодным цветам?
- желтый
- оранжевый
- фиолетовый
- розовый
IV. Подведение итогов занятия.
1. Вам интересно было составлять композицию?
2. Кому было сложно выполнять работу?
3. С какими трудностями вы столкнулись во время работы?
4. Как вы считаете, ваш эскиз получился удачным в цветовом решении?
- Запись д/з принести ткань, рамку для натягивания ткани, резервирующий состав.


Занятие 3
Тема: Подготовка ткани к росписи
Цель: познакомить учащихся с основами материаловедения, научить правильно натягивать ткань на раму, а также с правильно переносить эскиз на ткань
Задачи:
Ознакомить со свойствами тканей, качеством, требованиями, предъявляемыми к тканям для росписи в технике батик;
научить правильно, натягивать ткань на раму;
научить подготавливать ткань к росписи ткани;
воспитывать терпение, аккуратность, старание;
Оборудование и материалы: рама, ткань, кнопки, простые карандаши.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Практическая работа. Натягивание ткани на раму, перенос рисунка на ткань
4. Подведение итогов, анализ работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент
1. Приветствие.
Сообщение темы занятия
Сегодня на нашем занятии мы с вами с тканями, узнаем какие свойства имеет ткань, какие требования предъявляются к тканям для росписи в технике батик. Научимся натягивать ткань на раму и переносить рисунок на ткань.
II. Объяснение материала
1. Сообщение теоретических сведений о ткани для росписи
Лучшими тканями для батика принято считать гладкие тонкие ткани полотняного переплетения. Из таких тканей чаще всего используется крепдешин, туаль, креп-шифон, жоржет. Но особенно велик выбор шелковых тканей для работы в технике батик. И сами ткани по своей фактуре весьма разнятся. Так, креп-жоржет или креп-шифон – очень тонкие, почти воздушные, прозрачные ткани со слегка шероховатой поверхностью. Еще одна из самых легких и нежнейших шелковых тканей – это эксельциор.
Из шелка традиционно делают платки, шарфы, парео и палантины. Одной из лучших тканей для изготовления таких изделий считается крепдешин. «Толстыми» видами крепдешина прекрасно расписывают и панно. Мелкозернистая поверхность плотного крепдешина растягивается по утку и по основе совсем немного. Красится он легко и ровно.
батике применяется и искусственный шелк, на раме он тоже почти не тянется, а краска, особенно по мокрой ткани, растекается хорошо.
2. Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.
Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи, с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, а шелк - в теплой.
После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
3.Нанягивание ткани на раму
Ткань натянуть достаточно сильно, чтобы, намокнув от краски, она не провисала. Очень важно не перекосить ткань, натягивать нужно строго по долевой нитке, чтобы рисунок не исказился. Прежде чем накалывать на раму шёлк, заклеить её скотчем, чтобы не испачкать раму краской. Натянуть ткань на (соответствующий по размерам) подрамник при помощи канцелярских кнопок.
4.Перевод рисунка
После того как ткань натянута на раму, с обратной стороны подкладывается эскиз. Основные линии рисунка, просвечивающие сквозь ткань, перенести на нее простым карандашом. Линия должна быть легкой и ровной.
III. Практическая работа
Вводный инструктаж
При выполнении работы необходимо помнить, что ткань при сильном натягивании может порваться или разойтись по волокнам. Выполняйте натягивание ткани аккуратно, но ткань должна быть натянута как барабан. После того как ткань будет натянута положите эскиз под ткань, через тонкую ткань видны линии по этим линиям аккуратно переведите рисунок карандашом.
Текущий инструктаж
Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.
Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу натягивание ткани на раму с закреплением ее кнопками. При обходе рабочих мест обратить внимание на:
- соблюдение ПТБ;
- на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся;
- проверить, как учащиеся переносят рисунок на ткань.
Заключительный инструктаж
Давайте посмотрим, что же у вас получились. С заданием вы справились все, молодцы.
- Подвести итог выполненной работы.
- С целью закрепления нового материала провести индивидуальный письменный опрос по карточкам.
Опишите все этапы подготовки ткани к росписи.
- какие ткани используются для росписи в технике батик;
- какие изделия изготавливают с росписью в технике батик;
- что нужно сделать с тканью перед тем как ее натягивать на раму;
- как натягивается ткань на раму;
- перечислите этапы перевода рисунка на ткань.


Занятие 4
Тема: Нанесение резервирующего состава в технике холодного батика
Цель: научить учащихся правильно наносить резервирующий состав.
Задачи:
научить правильно наносить резервирующий состав;
воспитывать терпение, аккуратность, старание;
Оборудование и материалы: готовая натянутая на раму ткань, резервирующий состав (резерв).
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Практическая работа. Нанесение резервирующего состава.
4. Подведение итогов, анализ работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент
1. Приветствие.
Сообщение темы занятия
Наше занятие сегодня самое легкое из всех. Нам необходимо будет обвести по контуру рисунок на ткани резервирующим составом.
II. Объяснение материала
1. Сообщение теоретических сведений о нанесении резервирующего состава
Рисунок переведен и находится на ткани, теперь мы можем наносить резервирующий состав по линии карандаша так, чтобы линия не прерывалась. Наносить резерв необходимо тщательно, замкнутым контуром иначе в дальнейшем произойдет растекание краски за границы рисунка. Линию контура проводить быстро и уверенно, так как, при отрыве в местах более замедленного движения могут образовываться капли.
Чтобы проверить замкнутость контура, подсветить ткань снизу лампой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Перевернуть раму и проверить, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обвести линии еще раз, уже с обратной стороны. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Время высыхания не менее 40-50 минут. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.
II. Практическая работа
Вводный инструктаж
Выполняя практическую работу, помните о правильности нанесения резерва. Если вы все правильно будете выполнять, у вас не возникнет проблем при выполнении росписи ткани на следующем занятии.
Текущий инструктаж
Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.
Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу нанесение резервирующего состава на ткань по карандашному рисунку. При обходе рабочих мест обратить внимание на:
- соблюдение ПТБ;
- на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся;
- проверить, как учащиеся наносят резерв на ткань.
Заключительный инструктаж
- Подвести итог выполненной работы.
Домашнее задание: принести краски для росписи ткани в технике холодный батик.


Занятие 5-7
Тема: Роспись по ткани в работе «Сказочные цветы» в технике холодного батика.
Цель: научить выполнять роспись ткани в акварельной технике
Задачи:
развить декоративно-прикладные умения и навыки в применении акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа;
сформировать умения и навыки при выполнении росписи по ткани.
воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну;
воспитывать терпение, аккуратность, старание.
Оборудование и материалы: готовая натянутая на раму ткань, краски, кисточки.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Практическая работа. Выполнение росписи.
4. Подведение итогов, анализ работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Проведения письменного тестирования
Тест «Что ты знаешь о цвете»
1.Назвать основные три цвета:
а) желтый, зеленый, красный б)красный, синий, зеленый в) желтый, красный, синий
2.Какие цвета относятся к теплым:
а) белый, оранжевый б) желтый, красный в) синий, фиолетовый
3. Какие цвета относятся к холодным:
а) синий, зеленый б) синий, коричневый в) фиолетовый, коричневый
4.Какие цвета являются ахроматическими (нейтральными):
а) черный, белый б) синий, коричневый в) красный, желтый
Сообщение темы занятия
Сегодня на занятии вы приступите к самому важному и интересному этапу, росписи ткани. Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. Акварельная техника. Её еще называют «сырым по сырому», и получаемый нежный рисунок, выполненный не на бумаге, а на ткани быстро высыхает, деформируется и выполнение пейзажа всегда дает неожиданный результат, что и притягивает волшебством эффекта.
(Обращение к учащимся) Сегодня мы предлагаем вам заняться творчеством, которое принесет вам несомненное удовольствие. Роспись по шелку, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что вы наверняка найдете себе технику по душе.
Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые? (вопрос к учащимся).
У нас есть основные цвета, какие это? Смешивая основные цвета мы получаем Если мы смешаем Ж + С = и т.д. (вопрос к учащимся)
II. Объяснение материала
1. Сообщение о нанесении красителей на ткань
Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.
Какие ваши любимые цветовые сочетания?
Как пишут в акварельной технике?
«Сырым по сырому», это не значит, что поверхность шелка должна быть покрыта лужами воды. Просто он должен быть хорошо пропитан влагой и оставаться таковым все время пока вы на нем работаете, в противном случае краска ляжет неровно.
На влажном шелке краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому.
Растяжка одного цвета, этот прием заключается в плавном переходе тонов одного цвета. Например, возьмем краску красного цвета к нему добавим несколько капель воды – получится слабонасыщенный, то есть бледно-розовый, оттенок. Если мы в этот же цвет добавим еще меньше воды и будем сокращать количество воды, то с каждым разом будет получаться более насыщенный цвет. Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ. При постепенном высыхании, убираем кистью излишки влаги на ткани.
Растяжка цвета от белого, этот прием используется, когда необходимо в росписи, например лепестка, часть рисунка белого цвета. Если оставить эту часть рисунка просто белой, без краски, то получится затек краски, как бы ореол, что будет выглядеть некрасиво. Чтобы наш лепесток выглядел аккуратным, с белой каймой или белым бликом в серединке, надо сделать следующее. Приготовить краску разведенную водой в нужном соотношении и емкость со спиртом. Одной кистью сделать мазок спиртовым раствором, а другой нанести мазок краской и обязательно растушевать границу более светлым оттенком.
Переход или растяжка из цвета в цвет, этот прием позволяет получить плавный переход между красками разного цвета. Сделать растворы необходимых красок, например желтой и красной. Начинайте вести роспись более светлой краской. Сделайте мазок краской желтого цвета, затем – мазок красной краской, слегка перекрывая границу между цветами, и опять растушуйте границу краской желтого цвета.
III. Практическая работа
Вводный инструктаж
Выполняя практическую работу, помните о правильном выполнении акварельной росписи. Помните о сочетании цветов, и о том, что при смешивании разных цветов краски не всегда получается красивый цвет.
Текущий инструктаж
Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.
Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу роспись по ткани акварельной техникой. При обходе рабочих мест обратить внимание на:
- соблюдение ПТБ;
- на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся;
- правильность переходов в оном цвете и переходов разных цветов. Правильно ли выполняют смешивание красок, для получения других цветов и оттенков.
Заключительный инструктаж
- Подвести итог выполненной работы.
1. Чем понравилась вам акварельная техника?
2. Что нового вы почерпнули из прошедшего задания?
3. Где еще можно применить акварельную роспись?
4. Экологична ли такая роспись?
Домашнее задание: принести краски для росписи ткани в технике холодный батик.


Занятие 8-9
Тема: Расписывание фона панно «Сказочные цветы»
Цель: научить расписывать фон.
Задачи:
развить декоративно-прикладные умения и навыки в применении акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа;
обучить техническим приемам в росписи солевой техники, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции;
сформировать умения и навыки при выполнении росписи по ткани.
воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну;
воспитывать терпение, аккуратность, старание.
Оборудование и материалы: краски, кисточки, соль.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Практическая работа. Выполнение росписи.
4. Подведение итогов, анализ работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Проведение письменного теста
Тест «Смешанные цвета»
1. Зелёный цвет получают смешением
А) жёлтой и фиолетовой краски
Б) синей и жёлтой краски
В) синей и оранжевой краски
2. К «холодным» цветам относят:
А) голубовато-зелёный, голубой
Б) красный, синий
В) сине-зелёный, жёлто-зелёный
3. Оттенки серого цвета называют
А) дополнительными
Б) нейтральными
В) доминирующими
Сообщение темы занятия
Сегодня на занятии вы приступите к заключительному этапу в росписи своих работ, расписывание фона.
II. Объяснение материала
Сообщение о нанесении красителей на ткань
Гладкая роспись, с помощью этого приема можно расписать фон, кайму, где присутствует один цвет краски и необходимо получить гладкоокрашенную поверхность – без разводов, ровную и плотную.
Для более качественной заливки выбирать краску достаточно насыщенного тона, она ложится ровнее, чем краска слабонасыщенного тона.
Чтобы получить плавные переходы одного цвета в другой необходимо смочить водой всю ткань, где находится фон. Если проводить частичное смачивание фона, то переход цветов будет резким. Мягкие цветовые переходы можно создать, проводя по залитому краской участку кистью, смоченной в спирте. После этого в некоторых местах краска потеряет свою насыщенность, в других местах станет более яркой и переходы от одной к другой станут плавными.
Солевая техника – эффективный и многообразный прием, применяется в любой технике росписи. С его помощью получаются интересные, разнообразные и неожиданные фактуры.
Расписанную влажную ткань посыпать солью. Для этой цели можно использовать специальную соль для эффектов или каменную соль крупного или мелкого помола. В зависимости от размера кристаллов соли будут получаться различные эффекты. При работе с солью существуют маленькие хитрости.
- крупные кристаллы соли можно разложить в определенном порядке;
- на кристаллы соли можно капнуть каплю чистой (дисцилированной) воды;
- на кристаллы соли можно капать из пипетки или наносить кистью капли краски контрастных цветов;
- соль лучше насыпать на места переходов одного цвета в другой;
- не стоит посыпать солью всю роспись, а лучше какие-то отдельные фрагменты или участки.
В каждом из выбранных случаев будут получаться свои новые и неожиданные эффекты.
III. Практическая работа
Вводный инструктаж
При выполнении работы, помните о правильном расписывании фона. Помните о сочетании цветов. Применяя солевую технику, придерживайтесь выполнения, выбранного вами способа.
Текущий инструктаж
Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.
Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу роспись фона панно «Сказочные цветы». При обходе рабочих мест обратить внимание на:
- соблюдение ПТБ;
- на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся;
- правильность переходов в оном цвете или переходов разных цветов;
- соблюдение выбранного способа солевой техники при росписи фона.
Заключительный инструктаж
- Подвести итог выполненной работы.
1. Чем понравилась вам солевая техника?
2. Что больше всего вам понравилось выполнять при выполнении панно?
Домашнее задание: принести краски для росписи ткани в технике холодный батик.


Занятие 10
Тема: Оформление работ в рамки
Цель: научить правильно оформлять работы.
Задачи:
воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну;
воспитывать терпение, аккуратность, старание.
Оборудование и материалы: ватман для паспарту, ножницы, утюг, клей ПВА, кисточка, рамка для выполненной работы.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Практическая работа. Выполнение росписи.
4. Подведение итогов, анализ работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Проведение письменного тестирования.
Тест по батику
1.Главный материал, используемый в батике?
A. Бумага, картон.
B. Ткань, трубочка.
C. Иголки, нитки.
2. Особенность изделий, выполненных холодным батиком:
A. Гелиевая ручка.
B. Кисть.
C. Цветной, прозрачный контур.
A. Французы.
3. Холодный батик-это...?
A. искусство вырезания узоров из ткани.
B. ручная роспись по ткани без использования резервирующих составов.
C. ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
4. Горячий батик- это?
A. складной батик.
B. в качестве резерва используется воск, места покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение, воск используется в «горячем» расплавленном виде.
C. ручная роспись по хлопчатобумажной ткани.
5. Какие цели преследует дисциплина «Холодный батик»?
A. создание условий, способствующих творческой самореализации учащихся художественной деятельности при создании творческих композиций в технике художественной росписи ткани (батик); художественное воспитание.
B. поэтапное выполнение изделий в разнообразных техниках художественной росписи ткани при выразительной реализации художественного образа, авторского замысла.
C. все варианты правильные.
6.Какие проблемы могут возникнуть при работе с резервом?
A. неравномерность нанесения контура.
B. может сломаться трубочка.
C. все ответы правильные.
Сообщение темы занятия
Наше сегодняшнее занятие является заключительным. Сегодня вы увидите, как выглядят ваши оформленные работы в рамках. Я буду счастлива, если увижу, как будут блестеть ваши глаза от восхищения.
II. Объяснение материала
Сообщение о последовательности оформления работ
После всех выполненных работ снимаем ткань с подрамника. Готовое изделие, для закрепления рисунка, подвергают термообработке. Проглаживают электрическим утюгом с терморегулятором, при температуре, характерной для используемой ткани. Изделие проглаживают через сухую хлопчатобумажную ткань с изнаночной и с лицевой стороны. На вырезанный лист картона по краям наносим клей ПВА. Кладем на подготовленный картон проглаженную работу. После высыхания готовую работу оформляется в раму.
III. Практическая работа
Вводный инструктаж
Выполняя практическую работу, не забывайте о последовательности ее выполнения.
- снять работу с подрамника;
- прогладить утюгом с лицевой и изнаночной стороны;
- обрезать лишнее по краям работы;
- приклеить работу на картон;
- вставить готовую работу в рамку.
Текущий инструктаж
Во время практической работы вам необходимо соблюдать ПТБ.
Учащиеся под наблюдением учителя выполняют практическую работу оформление панно «Сказочные цветы». При обходе рабочих мест обратить внимание на:
- соблюдение ПТБ;
- на правильность выполнения трудовых приемов. При необходимости провести индивидуальный и фронтальный инструктаж учащихся;
- соблюдение последовательности оформления работ.
Заключительный инструктаж
- Подвести итог выполненной работы.
- Выставка готовых работ.

15