Методическая разработка урока урока по ТКМ Как устроен компьютер?, 5 класс


Рузавина Марина Николаевна 2. МОУ «Новоигирменская сош №3», п. Новая Игирма, Иркутской области3. Предмет - информатика4. 5 Класс5. Тема урока «Как устроен компьютер?»6. Место урока в теме (изучение нового материала)
Оборудование и материалы: компьютеры ученические, компьютер учителя с подключенным мультимедийным проектором и экран, документ-камера; презентация к уроку или видеоурок.
Использованная литература
Босова Л.Л. “Информатика: Учебник для 5 класса”, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011 г.
Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Цель: сформировать первоначальные знания  об устройстве компьютера.
Задачи: познакомить с устройствами компьютера и сравнить его с человеком; формировать умение работать с информацией, рисунками, делать выводы; работать в группе.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Вызов «Кластер»
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Отгадайте загадку:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений,
Ну, конечно же - …
- Откройте тетради и запишите идеи, факты, образы с которыми ассоциируется это понятие
- Сейчас вы сформируете общий список из ваших ассоциаций, подходящих для этой темы, примерно так:

- Появились (предположительно) такие понятия:

- Вам понравилось, то, как у нас получилось? Почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Вот вам подсказка (слайд презентации, www.1september.ru):

- Правильно, сегодня тема - «Как устроен компьютер?»
(компьютер).
2мин записывают 3- 6 ассоциаций
- Представители групп на интерактивной доске, дополняя друг друга записывают свои предложения, систематизируют их и определяют связи. Формируют кластер.

- Не очень. Нет порядка.
- Да.
- Части компьютера…
-Записывают тему в тетрадь.
2. Осмысление (реализация) Сравнительная таблица
- Начинаем приобретать знания. Работая на уроке, мы будем заполнять сравнительную таблицу.
- как вы думаете, что будем сравнивать?
- Что возьмем за основу сравнения?
- Вспомним и запишем в среднюю колонку процессы, связанные с информацией.
Органы человека Информационный процесс Устройства компьютера
Прием (ввод) хранение обработка Передача(вывод) - Какие органы человека связаны с приемом, хранением, обработкой и передачей информации?
- Заполним левую графу таблицы.
Вы немножко устали, и поэтому, давайте встанем и сделаем физкультминутку.
Дети по лесу гуляли (ходят по классу)
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
(смотрят вверх на солнце)
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (имитируют бабочку)
Дружно хлопаем - раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)
Надо нам букет собрать. ( имитируют букет в руках)
Раз присели, два присели, (приседают),
В руках ландыши запели.
(наклоны с букетом в стороны)
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягодку собрали
(приседают, имитируя сбор ягод)
Одна, две, три, четыре, пять,
(кладут ягодки в рот, прослеживая взглядом движение руки)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Ох, как ягодки вкусны! (покачивают головой)
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.
(разводят руки и садятся на свои места).
- Чтобы заполнить правильно правую графу, предлагаю вам изучить материал презентации и выполнить задания на компьютере.
(Материалы взяты с сайта методической службы издательства «Бином. Лаборатория знаний»
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl2/1.php ; Можно предложить прослушать интернет-урок-видео с сайта http://interneturok.ru/ru/school/informatika/5-klass/bglava-1b/kak-ustroen-kompyuter)

- Обсудите в парах какие устройства компьютера соответствуют информационным процессам и впишите их в соответствующую графу.
- Проверим получившуюся таблицу.
Органы человека Информационный процесс Устройства компьютера
Органы чувств Прием (ввод) Микрофон, клавиатура, сканер, мышь
Память хранение Оперативная, внутренняя, внешняя
Мозг обработка процессор
Речь и жесты Передача(вывод) Монитор, принтер, колонки
- Какой вывод можно сделать после заполнения таблицы? - Чертят таблицу в тетрадях
- Человеческие органы и устройства компьютера.
- Информационные процессы, так как компьютер работает с информацией.
- Называют информационные процессы, т.к. эту тему они уже изучили, и заполняют среднюю графу таблицы.
- Органы чувств, память, мозг, речь и жесты. (Эта информация им уже была знакома)
- Заполняют соответственно левую графу таблицы.
http://detipc.narod.ru/st4.html - физкультминутки.
- Садятся за компьютеры изучают информацию в презентации, выполняют упражнения и проверяют, нажав на кнопку «Проверить».

- Обсуждают и выписывают соответствующие устройства.
- Сверяют записи и задают появившиеся вопросы.
- Человек создал универсальную машину для работы с информацией, похожую на себя.
3. Рефлексия «Кластер»
- Пришло время возвратиться к кластеру «Как устроен компьютер?», созданному в начале урока. Чтобы вы тут изменили?
Можно использовать документ-камеру и показать зарисовки учащихся. Получилось примерно так:
- А как быть с понятиями: «Интернет», «Модем», «Игры», «Почта»?
- Да, эти понятия мы рассмотрим в следующей теме. - Дорабатывают кластер, исправляют, переносят, добавляют элементы, представители от групп работают на интерактивной доске.

4. - Домашнее задание: (1 мин, слайд) § 2.1, 2.2, РТ: № 2, стр. 55.
Придумать сказку о компьютере. - открывают дневники и записывают домашнее задание.