Конспект урока по информатике Как устроен компьютер

Урок "Как устроен компьютер" (5-й класс)

Цели урока.
Образовательные: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера, расширить словарный запас.
Развивающие: развитие познавательных интересов, взаимоконтроля и самоконтроля, навыков работы с мышью и клавиатурой.
Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Задачи:
ввести понятия основных и дополнительных устройств компьютера;
отработать навыки применения этих понятий.

Оборудование:
доска, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), раздаточный материал.
Преподавание ведется по УМК:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Объяснение нового материала.
Урок сопровождается презентацией.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель. Ребята, я сегодня шла в школу и мне навстречу бежала @.ru . Она очень торопилась и просила передать вам письмо, а в нем оказалась закодированная информация. Давайте попробуем расшифровать, что там написано.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Правильно, это монитор! (ставится модель монитора сделанная из бумаги учеником 9 класса)
Чтобы расшифровать это слово вам нужно открыть рабочую тетрадь на странице 22 №18 (Азбука Морзе)
· · · · · · · · - · - - - · - · - - · - - -
- · · · · - · · - - - - · -
Правильно, это системный блок! (ставится модель системного блока)

Опять ребус:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Правильно, это клавиатура! (ставится модель клавиатуры)

И снова азбука Морзе:
- - - · - - - - - - - · · -
Правильно, это мышь! (ставится модель компьютерной мыши)
И что у нас получилось?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Правильно, это компьютер!

Компьютер.. Это слово знают все, даже те ребята, которые не знакомы с таким предметом, как информатика.
Слово это произошло от английского computer (тот, кто вычисляет). Потому, что первый компьютер был собран в Америке в 1946 году.
- Для чего можно использовать компьютер?
- Играть, рисовать, печатать, задачки решать, ракетой управлять.
Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно раньше из называли ЭВМ (электронно-вычислительные машины). Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами и даже целыми заводами. Сейчас компьютеры стали незаменимыми помощниками.
- А какими бывают компьютеры?
- Настольными, как книжка, карманные, большие с целую комнату.

Да, компьютеры бывают разными, но устроены они все одинаково. Теперь наша задача – изучить устройство компьютера.
Вы знаете, как устроен компьютер? ХОТИТЕ УЗНАТЬ?
Посмотрим внимательно, какое множество устройств скрывается под общим словом - "КОМПЬЮТЕР".

Вы, наверное, видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты, струнные и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение. Для того чтобы все инструменты звучали вместе, а не каждый сам по себе, оркестром управляет дирижер.
Компьютер чем-то похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Мы уже знаем, что таких дел может быть четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации (или сигналов).
Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Мы знаем, что компьютер работает с пятью видами информации, и каждый вид надо суметь принять, сохранить, обработать и выдать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.
У разных компьютеров могут быть разные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера. Это клавиатура, мышь, монитор и системный блок.
Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними. В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптический дисках и некоторые другие устройства.
Центральный процессор можно назвать королем системного блока. А какие функции у хорошего короля, который заботиться о своем государстве? Запишем эти функции в тетрадь: УПРАВЛЯТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
Располагается процессор на материнской плате. Почему такое странное название? Давайте подумаем, какая основная функция мамы в семье? Вести хозяйство. Именно поэтому эта плата называется материнской. Она обеспечивает связь между устройствами. Основные блоки: разъемы для подключения устройств, шина для передачи сигналов между устройствами, набор микросхем для осуществления контроля.
Память компьютера, также как и память человека предназначена для хранения информации. Память служит для хранения информации. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства их реализующие, называются ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и ПЗУ – постоянное запоминающее устройство.
Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. После отключения источника питания вся информация, соде
·ржащаяся в оперативной памяти, теряется.
В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.
Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства.
Магнитные диски – это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находятся там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока.
Монитор предназначен для вывода символьной и графической информации на экран. Он отдаленно напоминает бытовой телевизор.
Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.
Мышь представляет собой манипулятор для управления программами, внешне похожий на мышку. Она резко облегчает процесс управления. Левая клавиша мыши основная, ей управляют компьютером. Она играет роль клавиши Enter.
Для мыши, как правило, используется специальный коврик для более надежного контакта с шариком мыши при перемещении ее по столу. Мыши бывают механическая и оптическая. Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.
Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации.
Рассмотрим некоторые из них:
Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров: матричный, струйный, лазерный.
Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.
Сканеры бывают двух типов: ручные и планшетные.
Акустические колонки предназначены для вывода звуковой информации.
Для управления компьютером во время игры нужен джойстик.
Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля.
Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.
3. Закрепление пройденного материала
1. Кроссворд. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит компьютер. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. (Рабочая тетрадь)стр. 57, №5
2. Задание «Найди ошибку!»
Устройства ввода информации
Устройства вывода информации



























А теперь, ребята, я расскажу вам сказку, а вы мне поможете.

Давным-давно в одной прекрасной стране Компьтерии появился новый житель Системный блок. Построил он себе домик и стал в нем жить поживать.
Только скучно ему стало: никто к нему не приходит, никто писем не пишет. Подумал Системный блок: «Нужна мне подружка, которая мне по хозяйству поможет, письмо напишет, сказку на ночь наберет». И позвал он к себе жить (Клавиатуру). Стали они жить поживать.
Только опять заскучал Системный блок. «Что ж это такое?! Не мир посмотреть, не себя показать! А не позвать бы нам, Клавиатура, к себе жить (Монитор). Побежала Клавиатура, пригласила она Монитор к себе, и стали они втроем жить.
Тут возмутилась Клавиатура: «Мне помощница нужна, мои управляющие клавиши совсем устали.»
«Тогда тебе нужна (Мышка)» - сказал Монитор.
И зажили они вчетвером.
Опять недоволен Системный блок: «Я поиграть хочу, а у мышки от постоянной работы голова болит, так часто на нее нажимают. Нужен мне друг по играм. Мышка, может знаешь кого-нибудь?»
«Знаю, это (Джойстик)» - сказала мышка.
Позвали они Джойстик, и стало Системному блоку веселее, целыми днями играет.
Задумалась Мышка: «Почему-то у нас так тихо, никто песен не поет. По-моему нам нужны (Акустические колонки)».
«А если я спеть захочу» - сказала Клавиатура. – «Кто мои песни запишет?» (Микрофон)
Решили они и их позвать к себе.
И стали они жить все вместе. Но дел стало еще больше. И опять понадобились им помощники.
«Кто поможет мне картинки сосканировать?» спросил Системный блок у Монитора. (Сканер)
Позвали они Сканер.
«Я то сосканирую картинки, а кто их напечатает?» - сказал Сканер.
(Принтер). И позвали они принтер.
Все бы хорошо, но призадумался Системный блок: «Хочу наше житье-бытье заснять, кто мне поможет?»
«Не я»
«И не я»
Сказали Сканер с Принтером.
«Тут Нам поможет (Видеокамера)» - сказал монитор.
«А как бы мне всю эту информацию сохранить для потомков?» - спросил Системный блок.
«Тебе нужны...»- пропищала Мышка (Дискеты, Диски)
И стали они жить поживать и людям помогать.
Тут и сказки конец, а кто рассказывал – молодцы!
Садитесь на место. Поаплодируем себе!

4. Подведение итогов.
А теперь, выполним задание в тетрадях на стр. 55 №2.
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения.
Оценка:
10 - 11 «+» - «5»
8 - 9 «+» - «4»
меньше 8 «+» - прочитай дома учебник § 2.1 и сделай работу над ошибками.


5. Домашнее задание.

Задание №1, стр. 54 (тетрадь).
Сочините сказку «Жил-был компьютер».

Компьютер может многое. На следующих уроках мы с вами будем рассматривать его возможности. А теперь компьютер пообщается с вами и расскажет вам свою сказку.

Запустите на рабочем столе программу Hello.

Прочитайте, что у вас получилось.
Вам понравилась сказка компьютера?
Замечательно.
Всем большое спасибо. Урок закончен. До свидания!
Заголовок 115