Бинарный урок Тема «Технология выполнения угловых швов ручной дуговой сваркой».













АKмола облысы білім баскKармасыныS
«Туризм ж‰не сервис индустриясы колледі» КММ

Управление образования Акмолинской области
КГУ «Колледж иидустрии туризма и сервиса»

Бинарный урок

Тема «Технология выполнения угловых швов ручной дуговой сваркой».





Выполнил:
Преподаватель спец. дисциплин КГУ «КИТиС»
Нечипоренко В.В.










Щучинск 2016г.






Нетрадиционный урок
Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой (решение задач с производственным содержанием) полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях занимает бинарная модель обучения: взаимодействие двух педагогов – преподавателя с мастером производственного обучения.
На бинарном занятии реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:
– профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет взаимосвязи изучаемых вопросов специальной технологии и производственного обучения ;
– политехнизм, когда учащиеся ориентируются на применение теоретических знаний в производственной деятельности;
– взаимосвязь теории с практикой, общеобразовательного с профессиональным обучением.
Методика этого занятия отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме. Подробно остановлюсь на этом варианте, так как именно такие уроки мной и мастером проводились неоднократно.

Педагогическая сущность урока – совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения.
В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения .При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно-производственной деятельности.
Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника “преподаватель – мастер производственного обучения – учащиеся”, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.
Политическая направленность взаимосвязи теоретического обучения и производительного труда, которая обеспечивается не путем увеличения объема знаний и умений, а средствами формирования политехнического способа мышления.


Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении бинарного урока
Деятельность преподавателя
Деятельность мастера

Целевая установка учащихся на урок

Опрос учащихся по материалу предыдущих уроков
Проверка качества освоения ранее отработанных трудовых приемов и операций

Изложение теоретических вопросов изучаемой темы. Ответы на вопросы учащихся
Объяснение способов использования теоретических знаний по теме при выполнении учебно-производственных заданий. Демонстрация способов выполнения изучаемых трудовых приемов

Контроль качества восприятия теоретического материала урока и показанных мастером трудовых приемов

Контроль осознанности выполнения учащимися практических упражнений, правильности применения теоретических знаний на практике
Текущее инструктирование учащихся в процессе их упражнений по отработке изучаемых трудовых приемов и способов выполнения операций

Проведение заключительного инструктажа

Продолжительность такого урока до 180 минут без учета времени на перемены. Наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях учащихся.
Опыт показывает, что такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку учащимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.
Рассмотрим пример бинарного урока.


Методическая разработка бинарного урока
«Спецтехнология газоэлектросварщика».
Нечипоренко Виктор Васильевич- преподаватель специальных дисциплин по специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, вентиляции инженерных систем»
Колледжа индустрии туризма и сервиса г.Щучинска Акмолинской области.

Кусаинов Ильяс Мерекеевич - мастер производственного обучения Колледжа индустрии туризма и сервиса г.Щучинска Акмолинской области.
Предмет : «Спецтехнология »
Квалификация: электрогазосварщик.
Тема урока: Основные приемы сварки стыковых, угловых, тавровых и нахлесточных соединений ручной дуговой сваркой .
Цель урока-конкурса-зачета - вывести студентов на соответствующий уровень знаний, умений, путем реализации различных форм и методов обучения.
Образовательная :
-проверить и обобщить знания по теме «Виды сварочных щвов» , «Технология выполнения угловых швов».
- выявить наиболее подготовленных студентов группы;
-проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков студентов, выявить пробелы в профессиональной подготовке;
-ориентировать студентов на применение теоретических знаний на выполнение практической работы.
Развивающая:
-расширить кругозор и углубить знания с использованием наглядности, дополнительной литературы

-развитие общих и профессиональных компетенций;

-развивать умения общение с людьми;

-развивать умения выходить из затруднительной ситуации.

Воспитательная:
-воспитать уважение и любовь к профессии, и интерес к творчеству;
- развивать речь и мышление учащихся, их коммуникативные способности, воспитывать чувство ответственности, настойчивости при достижении цели;

-содействовать формированию нового поколения обучающихся как компетентных лидеров и ответственных граждан, умеющих учиться всю жизнь;

-умение работать в команде, умение самостоятельно работать с информацией.

Тип урока: Комбинированный

Формы организации урока: Урок-конкурс - зачет.

В процессе подготовки к уроку-конкурсу студенты должны научиться:
- подготовке металла к сварке;
- читать чертёж;
- сборке изделий под сварку в сборо-сварочных приспособлениях и прихватками;
- подбирать тип и марку электрода;
- рассчитывать сварочный ток, в зависимости от толщины свариваемых изделий и положения сварки;
- выполнять сварку деталей, конструкций из различных сталей чугуна, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва;
- зачистке швов после сварки;
- выявлению дефектов сварных швов и их устранению;
- выполнению санитарно-технических мероприятий на рабочем месте;
- соблюдение правил техники безопасности и оказать первую помощь при несчастных случаях
-организовать рабочее место.

Межпредметные связи: «Сварка и резка металлов», «Оборудование, техника и технология сварочных работ», « Технология производства сварных конструкций», «Электротехника», «Физика», «Химия», «Материаловедение», «Охрана труда»






Методы проведения занятия:
Объяснительно-иллюстративный (показ, демонстрация);
Практический метод (Самостоятельная работа студентов);
Метод контроля (Самоконтроль, взаимоконтроль контроль со стороны преподавателя и мастера).

МТО урока:
Методическое обеспечение: презентации по теме «Сварщик»; «Викторина по теме: Технология сварочных работ», мультимедийная установка; экран, технологические карты.
Оборудование: постовые сварочные выпрямители , и сварочные трансформаторы.
Инстру
·менты, приспособления: молоток для отбивания шлака, металлическая щётка для очистки швов.
Материалы: пластины из низкоуглеродистой стали от 3 до 8 мм. Электроды МР - 4, УОНИИ-13/55. Э-42, .

Место проведения : сварочные мастерские.

1.Подготовительный этап.

Определить состав команд и выбрать капитанов команд. Подготовить логотипы. Настроить учащихся на дух соревнования.

Команда «Плазма»: Команда «Дуга»


2. Выработать условия конкурса, критерии оценок в командном конкурсе –викторине и в конкурсном тестировании каждого конкурсанта отдельно, провести консультации по теоретическим вопросам.
3. Вопросы викторины «Технология сварочных работ»-0,5-1 балл (максимальное число балов - 10)
Бланковое тестирование 0,5 баллов (максимальное число балов -15)






ХОД УРОКА
1. Организационная часть.
Действия преподавателя спец. дисциплин.

Проверка наличия и готовности студентов к занятиям.
Объясняются условия конкурса и критерии, по которым будут оцениваться задания.
Действия мастера п/о.
Инструктаж по технике безопасности при работе с электросварочным оборудованием, приспособлениями и инструментами.

2. Основная часть
Теоретическая часть
Действия преподавателя спец. дисциплин.
Викторина «Технология сварочных работ» между командами.
Выставление баллов за ответы.
2.1. Повторение и закрепление теоретического материала
( Аудио-визуальная подача материала, демонстрация видеоролика)
Контрольные вопросы:
1.Что представляет собой угловое соединение?
2.Где широко применяется угловое соединение?
3.В каком положении лучше выполнять угловое соединение?
4. Что представляет собой тавровое соединение?
5.какими могут быть по типу соединения угловые и тавровые соединения?


6. Что представляет собой нахлесточное соединение ?
7. Как на чертежах обозначается соединении?
Угловое , тавровое, нахлесточное?
8. Какое соединение не нуждается в разделке кромок?
9. Как квалифицируются сварочные швы по протяженности?
10. Какие способы зажигания сварочной дуги?
11. Какие положения электрода при сварке?
12. Как классифицируются сварочные швы по положению их в пространстве?
13. Как классифицируются швы по действующему усилию ?
14.Назовитепарвметры ручной дуговой сварки ?

Деятельность преподавателя и мастера
Выслушать ответы студентов и в случае неправильного или неточного ответа одного из ответивших дать возможность другим студентам дать полный или правильный ответ на поставленный вопрос.
В случае если в ответах не достигнуто полной информации на поставленный вопрос, необходимо повторно объяснить, и добиться того чтобы студенты четко уяснили данную тему затронутую в вопросе.

Действия мастера п/о.
2.2 Продолжение устного блиц – опроса:
-Какие инструменты применяются для подготовки кромок?
-Какая сила сварочного тока должна быть при сварке стали и отчего зависит сила применяемого сварочного тока?
-отчего зависит диаметр электрода при выполнении сварочных работ?
Подсчет баллов.
Практическая часть
1. Выдача технологических карт, получение расходных материалов в зависимости от полученного задания.
Выполнение практической части конкурса, самостоятельная работа учащихся.
Бланковое тестирование первой команды.
вторая команда идёт к сварочным постам выполнять практическое задание.
Самостоятельно, согласно марки стали и толщине свариваемых образцов, подобрать электрод и рассчитать сварочный ток.
Подготовить материал к сварке.
Согласно, технологической карты, сварить угловое, нахлёсточное и тавровое соединения.

Деятельность преподавателя и
мастера П/о
Контроль осознанности учащимися в выборе расходных материалов для выполнения задания.


Деятельность
мастера
м/о
По готовности к выполнению сварочных работ мастер указывает рабочее место студенту и следит за правильностью действий при подготовке сварочного оборудования к работе


1.1 студенты выполняют сварочные работы согласно полученных заданий в технологической карте.
Деятельность преподавателя
Контроль осознанности выполнения учащимися задания, применение теоретических знаний на практике

Деятельность мастера
Текущее инструктирование учащихся в процессе выполнения задания по обработке изучаемых трудовых приемов и операций


По окончании практической работы второй командой переходить к бланковому тестированию, а первая команда идет выполнять практическое задание .


2. Подведение итогов конкурса
Подсчёт баллов за викторину, тестирование, практическую работу. Количество баллов определяется суммированием оценок.
Преподаватель объявляет оценки и подводит итоги конкурса и награждает победителей.

3. Мастер п/о и преподаватель подводят итоги урока:
- наиболее часто встречаемые ошибки в тестах;
- обсуждает качество изготовленных образцов;
- анализирует нарушения техники и технологии сварочных работ;
- отвечают на вопросы.

Уборка сварочных мастерских.



Технологическая карта.
Упражнения:
1.Слесарная обработка
деталей.
2..Выбор режима сварки.
3. Сварка угловых, тавровых
И нахлесточных
соединений в нижнем
положении пластин .
Оснащение:
источники питания сварочной дуги; электрододержатель со сварочным
кабелем; сварочные маски; перчатки брезентовые;
Костюм сварочный брезентовый; щетка металлическая; молоток-шлакоотбиватель;
пластины из углеродистой стали , электроды марки УОНИИ-13/55,ОЗС-д3,4 мм.

Порядок выполнения
Инструкционные указания и
пояснения
Эталон выполнения работы

Инструкция по технике
безопасности при
выполнении сварочных работ.
Ответить на вопросы по выполнению
техники безопасности перед началом,
во время и по окончанию сварочных
работ, мероприятия по пожарной
безопасности, электробезопасности и
ТБ при аварийных ситуациях.






Подготовить пластины к
сварке в нижнем положении.
.
Взять в руки пластину, внимательно
осмотреть ее.
Произвести правку пластин молотком.
Взять металлическую щетку и
произвести зачистку поверхности на
расстоянии не менее 200мм до
металлического блеска



Подготовка рабочего места
сварщика
Подготовить рабочее место сварщика,
отрегулировать сварочное
оборудование и подобрать сварочный ток.


Зажечь сварочную дугу и
поддерживать устойчивое ее
горение до полного сгорания
Вставить электрод в
электрододержатель.

Зажечь дугу способом «чирканья»,
замкнуть сварочную цепь,
коснувшись концом электрода
поверхности изделия, отвести
электрод быстро, но на небольшое
расстояние.

Зажечь дугу способом «впритык».
Соприкосновение электрода с
деталью кратковременно.




Сварка углового и таврового
соединения в нижнем
положении пластин

Выполнить сварку углового
соединения в нижнем положении
пластин при различном положении
электрода.



Выполнить сварку таврового
соединения в нижнем положении
при различном положении электрода




Собрать пластины на прихватках,
отступив от края пластин 30-40мм
(расстояние между прихватками
100-200мм).

Произвести сварку углового
соединения в нижнем положении
пластин.

Произвести сварку таврового
соединения в нижнем положении
пластин.






Зачистить сварной шов и
произвести контроль путем
внешнего осмотра






Сравнить с эталоном сварки
пластин угловым, тавровым
соединения
Выполнить зачистку сварных швов


Контроль путем внешнего осмотра





Эталон сварки пластин









Рекомендованная литература:
Лупачев В.Г. «Ручная дуговая сварка» ТОО «Келешек-2030» 2014г
В.А.Чабан «Сварочные работы» Ростов на Дону «Феникс» 2006г





















Объедине-ние

теорети-
ческого
и производ-
ственного методов
обучения
в едином совмещен- ном
занятии

Основные характерные признаки бинарного
урока



Достиже-
ние
двойной
цели-
усвоение
знаний
и одновре-менное
практичес-кое их примене-ние


Тесная
взаимо-связь
содержания
теоретичес-
кой и
практичес-
кой
частей
урока

Слияние процессов
усвоения
знаний и
формиро-вание
первичных
умений и
навыков,
их взаимо-
влияние



Материальнотехническая
И методическая
Обеспеченность
Урока.
Одновременное усвоение
Знаний и
Умений.



15