Урок технологии в 5 классе: «Виды швов в ручной вышивке»


г. Астана 2013-1014 учебный год

4838705594350Подготовила: учитель
технологии Золотых В. А.
школы-гимназии № 31
Разработка урока по технологии.
Школа-гимназия №31
учитель технологии
Золотых Вера Анатольевна
Сабақ/Урок: Дата проведения: 03. 12. 13
Раздел: Декоративно-прикладное творчество.
Тақырып/Тема: Виды швов в ручной вышивке.
Максат/Цель: освоить правильные приёмы видов швов в ручной вышивке, в частности- тамбурного шва.
Мiндетi/ Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с историей вышивки;
материалами и инструментами, применяемых в вышивке;
расширить знания в способах оформления бытовых изделий;
Развивающая: развивать навыки правильных приёмов при выполнении тамбурного шва, применять знания казахского и английского языка при выполнении работ в парах и группах;
Воспитательная: прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус; ознакомить с профессией вышивальщицы.
Көрнектіқұралдар/ наглядные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, образцы изделий с различными видами вышивок; образцы швов на бумаге, карточки, инструкционные карты;
Құрал – жабдықтар/инструменты и приспособления: набор ручных инструментов, ткань, нитки, иголки с длинным ушком, пяльцы.
Әдіс - тәсілдер/Методы: Беседа, демонстрация наглядного материала, деловая игра, рассказ-объяснение с показом приёмов выполнения практической работы.
Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.
Басқа пәндармен/Межпредметные связи: история, математика, казахский язык, английский язык, ИЗО.
План урока:
I. Организация урока.2 мин.Актуализация знаний. 3 мин.
II. Изучение нового материала:
1. История вышивки. Рассказ-презентация. Сообщение учащейся 4 мин
2. Разминка. Материалы и инструменты (Презентация) 7 мин.
3. Швы вышивки:5 мин.
4.Текущий инструктаж.5 мин.
III. Практическая работа. Выполнение тамбурного шва. 10 мин.
IV. Закрепление: 5 мин.
V. Рефлексия. Анализ и оценка работы. 2 мин.
5. Итог урока.2 мин.
6. Домашнее задание
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой, маяться, в безделье,
Займитесь лучше рукодельем!
Сабақбарысы/Ход урока:
Организация урока. 2 мин
Проверка готовности учащихся к уроку.
Я рада увидеться с вами сегодня вновь. Какое у вас настроение? (хорошее) Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и добрыми. Сегодня мы с вами будем заниматься рукоделием.
Объявление темы, цели и задач урока.
Актуализация знаний 3 мин.: Какие виды швов вы знаете?
Итак, вы уже умеете выполнять следующие швы: показать на слайдах, где схематически показаны швы:
1.Вперед иголку – самый простой. Его применяют для оформления одежды, салфеток, смётывание деталей кроя.
2.Назад иголку – для ручного сшивания деталей, т.к этот ручной шов похож на машинную строчку.
3. Краевой петельный – для предохранения срезов от осыпаемости и используют, как декоративный.
Как вы думаете, где еще их можно применить? ( если ребенок затрудняется, учитель подводит направляющими вопросами ученика к понятию вышивка)
На каких изделиях применяется вышивка? Демонстрация образцов
Изучение нового материала:
История вышивки. Рассказ-презентация. Сообщение учащейся 4 мин. Приложение 1.
2. Разминка. Материалы и инструменты (Презентация) 7 мин.
- Какие инструменты и материалы необходимы в работе над любой вышивкой мы узнаем после выполнения следующего задания.
Задание: решить примеры.
ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь = (Ткань)
НАДО – ДО + ПЕРСТЕНЬ – ЕНЬ + ОК= (Напёрсток)
ИГІЛІК – ГІЛІК + НАҢ –АҢ +Е = (Ине-иглы)
4. ЖАЗУ – АЗУ + ІНЕ - НЕ + ПІШАҚ –ІШАҚ + ТЕРЕЗЕ –ЗЕ = (Жіптер-нитки)
5 . МУРЗИК – РЗИК + ЛИМОН – МОН + НЕБО – БО = (Мулине)
6. SCIENCE – ENSE + SUN – UN +SON + RUN – UN +S = (Scissors-ножницы)
7. CAN + VAN +OSE –NOSE +S = (Canvas-канва)
8. ПЯТЬ – ТЬ + ЛЕВ – ЕВ + ЦАРЬ – АРЬ + Ы = (Пяльцы)
Для того, чтобы начать вышивать нужно совсем немного: ткань - канва, нитки, пяльцы и иголка. В принципе этого достаточно.
3. Швы вышивки (демонстрация на слайдах и образцов швов на бумаге):5 мин.Рис. 4.- шов «козлик»-в шитье используется при подгибке низа изделия.Рис. 5.- стебельчатый шов-украшающий, им вышивают в основном стебли растений.Рис. 6.- тамбурный шов - декоративный шов, он очень старинный и широко применяется в азиатских странах.Рис. 7.- крест простой- самый распространённый вид вышивки по канве и разряженной ткани полотняного переплетения.
4.Текущий инструктаж. 5 мин.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом. (Презентация по правилам техники безопасности).
Практическая работа. Выполнение тамбурного шва. 10 мин. Работа выполняется по инструкционным картам с показом и разъяснением учителя.
Провести целевой обход: 1. Правильность отганизации рабочего места.
2. Помощь ученикам с указанием допущенных ошибок и способах их устранения.
IV. Закрепление: 5 мин.
Пословица: A good beginning makes a goodendingПеревод: Хорошее начало -хороший конецАналог на русском языке: Лиха беда начало
Пословица: A penny savedis a pennygainedПеревод: Пэнни сохранённое – пэнни заработанноеАналог на русском языке: Копейка рубль бережёт
Кірісіне карай шығысы.- Без расхода не будет и дохода.
Ұзын жіп - тартыншақ тігінші.- Длинная нитка – ленивая швея.
Қишкентай аранда жұмыс істейді.- Мала пчёлка, да и та в работе.
V. Рефлексия. Анализ и оценка работы. 2 мин.
На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки. Посмотрели творческие работы школы, выполненные ранее. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки,приступили к выполнению творческой работы.
-С каким видом ДПИ вы познакомились?
- Как давно зародилась вышивка?
- Где можно применять этот вид творчества?
- Какие виды швов вы узнали?
5. Итог урока. 2 мин.
С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения текстильных изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные изделия.
Пусть они послужат источником вдохновения в ваших творческих попытках.
Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии его освоения.
6. Домашнее задание. Выполнить вышивку тамбурным швом.
Информационные источники:
http://gendocs.ru/v17553/?cc=4
http://do.gendocs.ru/docs/index-308267.htmlhttp://infourok.ru/material.html?mid=1605
http://www.sdelaysama.com/articles/krestoobraznyiy_shov_kozlik_i_ego_vidy/http://umeha.narod.ru/org/12_uroki-tat-03.htm
http://www.engwebcountry.ru/proverbs.php?page=2http://proverb.kazakh.ru/Казахские пословицы