Урок по истории для 5 класса по теме Рабство в Древнем Риме

Разработка урока истории 5 класс по теме:
«Рабство в Древнем Риме»






учителей истории и обществознания 1 КК
Ельшина Л.М.
МКОУ «Новоусманская СОШ №3»







г. Воронеж – 2015










Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
Разделы: Преподавание истории и обществознания
Презентация:
1. Тип урока: урок изучения нового материала
2. Идея урока: формирование ценностного отношения к понятию «свобода»
3. Цели урока:
-познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, расширить представление обучающихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме;
-формирование умения давать характеристику событиям и их участников, развивать у школьников умение критически анализировать информацию, развитие коммуникативных навыков, создать условия для творческой самореализации личности;
-воспитание отрицательного отношения к рабскому положению людей
4. Образовательная продукция, которая будет создана учениками на уроке: мини-проекты по выбранной теме
5. Этапы урока (см. приложение 1).
Ход урока
1. Целеполагание. Мотивация (5 минут)
Проблема: Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»
Метод - проблемный
Форма – театрализованное представление с музыкальным сопровождением
Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Тема урока “Рабство в Древнем Риме” Во время нашего урока нас будут интересовать рабовладельцы и жизнь рабов (актуализация терминов).
Итак, цели нашей совместной работы:
Определить основной источник рабства
Рассмотреть труд рабов
Выявить отношение к рабам людей.




Заполнение листа рефлексии я знаю о рабах:
я знаю о рабах
я хочу узнать о рабах
я узнал о рабах

*
*


Постановка проблемы урока: Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»
Театр – экспромт (См. приложение 2)
Действующие лица:
3 раба, имитирующие давление винограда ногами
рабовладелец
управляющий рабами
Рабы – уставшие, утомленные под солнцем, работающие из последних сил.
А чем заняты у тебя эти рабы? спрашивает рабовладелец.
Они давят виноград. Скоро будет хорошее вино из нового урожая (важно отвечает управляющий рабами).
Не жалей рабов, грозно говорит рабовладелец, заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.
2. Изучение новой темы (30 минут)
План:
1. Источники рабства
2. Применение труда рабов.
А) Сельские рабы
Б) Городские рабы
В) Рабы - гладиаторы
метод – частично-поисковый, проблемный с использованием ИКТ
форма - работа в творческих группах по информационному пакету (создание мини-проектов в виде слайдовой презентации)





1. Учитель беседует с обучающимися для составления кластера «Источники рабства»
- Как люди попадали на “рынок рабов”?
- Одной ли они были национальности?
- Кого брали в плен?
- Что с ними делали на рынке рабов?
- Все ли рабы стоили одинаково?
- Кто покупал рабов?
- Для чего покупались рабы?

Учитель обобщает полученные ответы и актуализирует обучающихся на следующий вид деятельности.
2. Учитель: Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в имении римских землевладельцев, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.
Сегодня мы постараемся создать портрет рабов, занятых в разных сферах жизнедеятельности. Для этого разделимся на три группы и постараемся ответить на вопросы:
Условия жизни рабов.
Работа, которую выполняли рабы.
Отношение к рабам в обществе.
Итогом деятельности будет слайдовая презентация от каждой группы.
Обучающие получают информационный пакет: тема работы, алгоритм работы в группе, задание по учебнику, дополнительная информация. В ПК имеется файл с рисунками по изучаемой теме.





Алгоритм работы в группах
Внимательно прочтите задание. Определите суть вопроса.
Прочитайте соответствующий текст в учебнике, в дополнительной литературе.
Возьмите лист бумаги, маркер и запишите ключевые понятия. Если нужно составьте схему.
Проанализируйте полученный кластер, сопоставьте с вопросом задания.
Оформите ответ на поставленный вопрос.
Сопоставьте ваш ответ с ответами ребят своей группы. Сделайте общий вывод.
Разделитесь на подгруппы: техники и аналитики:
- Аналитики: ответьте на вопрос задания № 2*
- Техники: Оформите полученную информацию в презентацию. Помните про технику безопасности при работе на ПК.
Обучающиеся получив информационные пакеты, тезисно оформляют ответ, составляют презентацию используя шаблон, в котором имеются рисунки по теме (см. приложение 3).
Группа № 1. Рабы в имении землевладельца
Задание №1:
Условия жизни рабов.
Работа, которую выполняли рабы.
Отношение к рабам в обществе.
Вопрос: Почему владельцы имений не усовершенствовали сельскохозяйственные орудия труда?
Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Он член городского совета. Имение у нас большое. В него входят: поля, виноградник, огород, фруктовый сад, луг и лес. У нас в имении 150 рабов. Часть из них работают в поле, другие собирают виноград, а кто-то работает в огороде. Есть рабы, которые пасут скот. Хозяин приказал мне больных и стариков отправить завтра на пустынный остров на реке Тибр. Там они и умрут. Все равно от них никакой пользы. О, такие рабы очень непокорны, вот их и заковывают. Они работают на самых сложных участках, и им не разрешается ни с кем общаться. Рабы никогда не бывают сыты. Хозяин считает, что полный желудок очень вредит работе. Ну, всё, я должен работать, а то хозяин накажет меня. Я не хочу из-за вас потерять свое место.


Задание № 2.* Проанализируйте текст, ответьте на вопрос.
Римляне говорили, что есть орудия «немые», «мычащие» и «говорящие». Утверждали: «Сколько рабов, столько и врагов». Какие выводы можно сделать о положении рабов в Риме и о взаимоотношениях с рабовладельцами.
Группа № 2. Рабы в доме знатного римлянина
Задание №1:
Условия жизни рабов.
Работа, которую выполняли рабы.
Отношение к рабам в обществе.
Вопрос: Почему отсутствие раба у римлян считалось признаком крайнем нищеты?
Мы остановились перед очень красивым домом. Чтобы попасть в него, мы постучали колотушкой. Дверь открылась, на пороге стоял раб-привратник (он следит за порядком в доме).
- Это дом сенатора Гнея Станиена, – сказал он.
Мы вошли в дом через узкий вестибюль. Прошли дальше в зал, большой, похожий на храм. Пол мозаичный, тяжелые занавеси вместо дверей. Это главное помещение в доме. Хозяев нигде не видно. Только рабы, как мы догадались по простоте их одежд, сновали туда-сюда, занимаясь различной работой. Одни терли пол, другие смахивали пыль с бюстов предков господина. Мы прошли дальше в столовую. И здесь рабы! Готовили, чистили, убирали, скребли, и никто не сидел без дела, только остановись - побьют или лишат еды. Во дворе дома мы увидели ребенка, сына хозяина, а с ним человека, который что-то увлеченно рассказывал. Это библиотекарь Клеон. Он грамотен, в его обязанности входит переписка книг и занятия с сыном хозяина. Его положение лучше остальных, единственное плохо, скучает Клеон по своей родной Греции.
Задание № 2.* Проанализируйте текст, ответьте на вопрос.
Римский писатель Сенека рассказывает о рабовладельце, который решил казнить раба за то, что разбил хрустальную вазу. Другого казнили за то, что забыл в бане белье своего господина. Какие выводы можно сделать о положении рабов в Риме и о взаимоотношениях с рабовладельцами.



Группа № 3. Рабы - гладиаторы
Задание №1:
Условия жизни рабов.
Работа, которую выполняли рабы.
Отношение к рабам в обществе.
Вопрос: Для какой цели использовали гладиаторов?
Задание № 2.* Проанализируйте текст, ответьте на вопрос.
М.Ю.Лермонтов «Умирающий гладиатор»
Ликует буйный Рим торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он – пронзенный в грудь – безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена.
Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? Какие выводы можно сделать о положении рабов в Риме?
Динамическая пауза.
Представление полученных презентаций. При защите класс внимательно слушает и задает каждая группа выступающим по 1 вопросу, желательно проблемного характера. Учащиеся предупреждаются о следующем виде деятельности экспресс – опросе.
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы дифференцированного характера (письменная проверочная работа – экспресс - опрос):
1 уровень: В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?
2 уровень: Что было общего с точки зрения римлян между рабом, волом и плугом? Чем отличался от них раб?
3 уровень: Какие рабы были самыми дорогими и почему?
3.Обобщение учителя с использованием электронной версии учебника для 5 класса (3 минуты).
Использование электронного учебника «История древнего мира».
Тема «Римские войны». Урок 23, страница 10.
Воспитательный аспект: Справедливо ли, гуманно ли было обращать пленных в рабство? Ваше отношение к рабству.
Актуализация проблемного вопроса. Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»


4. Рефлексия
Заполнение листа рефлексии
я знаю о рабах
я хочу знать о рабах
я узнал о рабах



*


5. Оценивание (3 минуты)
Форма – самооценка + внешняя оценка (листы оценивания)
Учитель комментирует критерии к оцениванию:
сегодня на уроке я поставил бы себе отметку:
мою работу в группе оценили:
отметка за проверочную работу






отметка за урок:



6. Домашнее задание (2 минуты) дифференцированное и опережающее д/з.
Прочитать параграф 49, выполнить задание в рабочей тетради.
Дифференц. Составить сравнительную таблицу жизни римских рабов, опираясь на вопросы групповой работы.
Опережающ. Доклад «Тиберий и Гай Гракх».


Рисунок 10Описание: E:\data\articles\52\5248\524801\img1.gif15