Анализ МО естественно-математического цикла


Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла
за 2015-2016 учебный год.
 Деятельность методического объединения учителей естественно – математического цикла в 2015 - 2016 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы, которая работает над проблемой: «Формирование и развитие новой образовательной среды, обеспечивающей личностную самореализацию и саморазвитие обучающихся и педагогов». Тема методического объединения тесно связана с темой школы «Повышение качества преподавания учебных предметов естественно – математического цикла, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения» целью, которой является:
Создание оптимальных условий для самореализации обучающихся в процессе изучения предметов естественно - математического цикла.
Практическое внедрение информационных технологий для контроля знаний в образовательном процессе
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития обучающихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставит перед собой следующие задачи:
Совершенствовать и координировать учебно-воспитательный процесс в условиях перехода на ФГОС;
Совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей, уровня их компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания в условиях обновления содержания образования;
Обеспечить оптимальные условия для обучающихсяпо усвоению обязательного минимума содержания образования по биологии, физике, географии и химии.
Создавать комфортные условия для одаренных детей, развития их творческих способностей.
Обеспечить сферу образования практикой разработки и использования новых информационных технологий для решения вышеназванных задач в процессе обучения.
Содействовать формированию  ключевых компетентностей обучающихся средствами  естественно-математического  образования;
В соответствии с поставленными задачами работа осуществляется по следующим направлениям:
Методическое сопровождение проведения ЕГЭ.
Методическое сопровождение внедрения в образовательный процесс нового содержания образования и современных педагогических и информационных, личностно-ориентированных, развивающих здоровьесберегающих технологий обучения.
Повышение качества образования путем оказания методической помощи в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий по предметам естественно – математического цикла.
Изучение затруднений учителей в организации качественного образовательного процесса.
Изучение, обобщение и внедрение перспективного опыта педагогов.
В течение учебного периода коллективу педагогов методического объединения удалось выполнить ряд поставленных задач, провести организационно-педагогические мероприятия в оптимальном объеме, в системе проводить педагогический мониторинг качества образования обучающихся, подготовку к ЕГЭ, ГИА, принять активное участие в методической работе школы.
Количественный состав методического объединения составлял 9 (30%) педагогических работников.
Количество педагогических работников, имеющих высшее образование
9 (100%), из них педагогическое -9 (100%);
Педагогических работников, имеющих квалификационную категорию
5 (61%):
высшую – 0 (0%);
первую – 5 (56%);
Педагогических работников, не имеющих квалификационной категории – 4 (44%).
Имеют стаж педагогической работы:
От 1 до 6 лет – 1 (11%)
От 7 до 10 лет – 1 (11 %)
От 11 до 20 лет – 3 (33%)
Свыше 20 лет – 4 (44%)
Кадровый потенциал
Возрастная группа Количество педагогических работников
До 30 лет 1 (11%)
От 30 до 45 лет 2 (22%)
От 45 до 55 лет 5 (56%)
Старше 55 лет 1 (11 %)
Большое внимание уделяется методической подготовке учителей, первоначальным звеном которой являются курсы повышения квалификации.Они позволяют повысить методический уровень учителя, познакомиться с новыми направлениями в предметах, новыми разработками, обменяться опытом работы. Проводимые (КИНПО(ПКиПП)СОО) конференции, дают возможность учителям участвовать в них, вступать в дискуссии, знакомиться с методикой работы новаторов в образовании, а также распространять свой опыт на региональном уровне.
Прошли курсы повышения квалификации - 2 (22%) – Талдыкина Л.Ю., Положенцева Г.В.
Курсы переподготовки преподавателей – 3 (37%) – Алябьева Г.А, Логвинова Ю.В.
Награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» - 2(22%)
Тюленев И.М. учитель химии – апрель 2007г.
Алябьева Г.А. учитель математики – май 2009г.
В текущем учебном году было проведено согласно плану 5 заседаний МО учителей естественно-математического цикла, где обсуждались следующие вопросы:
1. “Круглый стол” “Основные задачи преподавания предметов естественно-математического цикла на 2015-2016 учебный год»
Рассмотрение плана работы МО на 2015-2016 учебный год
Уроки ГИА и ЕГЭ: проблемы и ошибки. Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по предметам естественно-математического цикла. Рассмотрение рабочих программ, календарно-тематического планирования предметов, элективных курсов.
Рассмотрение графика контрольных работ, открытых уроков, работы с одаренными детьми и обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Проверка наличия учебно-методического обеспечения по предметам.
Обзор новинок научно-методической литературы. (Пр. №1. от 26.08.2015г.)
2.Семинар-практикум «Преемственность преподавания между начальной и основной школой.
Подготовка и проведение школьного этапа Олимпиад по предметам естественно-математического цикла.
Педагогическая поддержка развития способности к самоанализу у старшеклассников в процессе обучения.
(совместно с Конаревским филиалом)
Итоги I четверти. Корректировка плана работы МО (Пр. №2. от 06.10.2015г.)
3. «Творческая лаборатория
Работа с одаренными детьми.
Итоги школьного этапа Олимпиад по предметам естественно-математического цикла.
Итоги IỊ четверти. Корректировка плана работы МО (Пр. №3. от 15.01.2016г)
4. Круглый стол
Взаимопроверка тетрадей для контрольных работ по математике (5-9 классы).
Организация повторения по предметам естественно - математического цикла.
Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ГИА. Итоги IỊỊ четверти. Корректировка плана работы МО (Пр. №4. от 15.04.2016г.)
5.Творческий отчет
Подведение итогов работы учителей по новому ФГОС ООО.
Выполнение теоретической и практической части программы по предметам.
«Рекомендации учителям предметникам по психологической подготовке к ЕГЭ и ГИА» (Новосельцева О.И.)
Анализ результатов пробного тестирования обучающихся 9 класса по математике и биологии.
Определение проблем, требующих решения в новом учебном году.
Итоги IV четверти и года. (Пр. №5. от 24.03.2015г.)
В 2015-2016уч. году учителя МО стали активными участниками 5 районных семинаров.
Учителями методического объединения в целях изучения и обобщения опыта работы по использованию новых технологий, использованию нетрадиционных форм уроков, презентаций проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам.
Элементы технологии сотрудничества были представлены учителями: Талдыкиной Л.Ю., Алябьевой Г.А., Логвиновой Ю.В.
Использование элементов ИКТ при проведении уроков представлено учителем химии, биологии Тюленевым И.М.
Опытом работы по использованию презентаций поделились: учитель физики Талдыкина Л.Ю, Логвинова Ю.В, Тюленев И.М, Шумакова Е.В.
Исследовательская деятельность была представлена учителями Талдыкиной Л.Ю., Алябьевой Г.А, Тюленевым И.М. Все учителя использовали при проведении уроков и внеклассных мероприятий элементы технологии «здоровьесбережения».
В 2015-2016 учебном году велась работа со слабоуспевающими детьми:
дифференцированный подход (карточки, упрощенные задания, помощь консультантов, работа в паре с сильным учеником, выполнение работы с памяткой (записью алгоритма) на дополнительных занятиях: дополнительные задания по пройденному материалу. Проводились консультации по основным предметам: обучающимся предлагались задания, упражнения учебного материала. Кроме того, большое внимание уделялось работе с родителями детей данной категории. Они приглашались в школу для индивидуальной беседы с учителем. Для родителей слабоуспевающих детей классными руководителями проводились индивидуальные и групповые консультации, вопросы успеваемости рассматривались на родительских собраниях, на заседании МО.
Государственной экспертизой качества образования выпускников, объективности оценивания учебных достижений обучающихся стали ГИА и ЕГЭ.
Результаты ЕГЭ по предметам естественно – математического цикла подтвердили адекватность форм и методов работы с обучающимися, имеющими разный уровень обученности, достаточный уровень профессионализма учителей, сумевших реализовать личностно-ориентированный подход к образованию обучающихся, подготовить обучающихся 11-го класса к итоговой аттестации. Выпускники школы в 2015/2016 учебном году успешно прошли итоговую государственную аттестацию в форме единого государственного экзамена, набрали необходимое количество баллов, подтверждающее освоение выпускниками основных общеобразовательных программ среднего общего образования. С целью выявления качества подготовки обучающихся 11 класса к независимой экспертизе знаний в форме ЕГЭ проведен анализ результатов.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников
11-го класса за последние три года
Учебные предметы
  2013 / 2014 2014 / 2015 2015-2016
Средний тестовый балл на ЕГЭ Минимальное количество баллов, установленное РособрнадзоромОбученность (%)Средний тестовый балл (на ЕГЭ) Минимальное количество баллов, установленное РособрнадзоромСредний тестовый балл на ЕГЭ Минимальное количество баллов, установленное РособрнадзоромОбученность (%)Математика 24 20 100 55 27 36 27 100
Физика - - - 44 - - - Химия - - - 49 100
Биология - - - 52 100
Результаты итоговой аттестации (ЕГЭ) выпускников 11 класса
по математике (базовый уровень) – 2014-2015уч.г№ ФИО учащегося Отметка
1 Божкова Анастасия 5
2 Роговской Вячеслав 4
Результаты итоговой аттестации (ЕГЭ) выпускников 11 класса
по математике (базовый уровень) – 2015-2016уч.г№ ФИО учащегося Первичный балл Отметка
1 Коростелев Дмитрий 17 5
2 Носов Алексей 18 5
3 Пивнова Евгения 13 4
4 Солодилов Алексей 14 4
5 Цуканова Кристина 8 3
6 Шевелева Анна 15 4
Результаты итоговой аттестации (ЕГЭ) выпускников 11 класса
по математике (профильный уровень) – 2015-2016уч.г№ ФИО учащегося Первичный балл Балл
1 Коростелев Дмитрий 8 39
2 Носов Алексей 7 33
3 Солодилов Алексей 9 45
4 Шевелева Анна 6 27
Результаты экзаменов показали, 100% выпускников 11 класса прошли государственную (итоговую) аттестацию. Это говорит о том, что в школе ведется целенаправленная работа по подготовке к ГИА с использованием КИМов.
Результаты государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-го класса за 2014/2015 учебный год
Участниками независимой формы проведения государственной (итоговой) аттестации в 2014/2015 учебном году стали 12 выпускников 9 класса. В традиционной форме прошёл государственную (итоговую) аттестацию 1 выпускник (Конаревский филиал.).
Предмет Всего сдавали на «5» на «4» на «3» на «2» Подтвердили годовую оценку Повысили годовую оценку Понизили годовую оценку Качество знаний
Математика 12(100%) 4(33%) 6(50%) 2(17%) 0 9(75,5) 3(25%) 0 100%
Биология 1 1(100%) Химия 1 1(100%) Результаты экзаменов показали, 100% выпускников 9 класса прошли государственную (итоговую) аттестацию.
Полученные данные свидетельствуют об объективности и требовательности педагогов к учащимся, умении создать ситуацию успеха, мотивировать на достижение высокого результата. Результаты ГИА и ЕГЭ свидетельствуют не только о результативности учебных занятий, о действенности системного подхода к подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Немаловажную составляющую занимает психологическая готовность выпускников к независимой экспертизе качества и уровня знаний. В школе разработан и реализуется план-график подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
Результаты государственной (итоговой) аттестации подтверждают высокий уровень профессионализма педагогов, эффективность работы по повторению и обобщению изученного, устранению пробелов в знаниях на основе диагностики реальных учебных затруднений обучающихся.
Результаты государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-го класса за 2015/2016 учебный год
Участниками независимой формы проведения государственной (итоговой) аттестации в 2015/2016 учебном году стали 9 выпускников 9 класса.
Предмет Всего сдавали на «5» на «4» на «3» на «2» Подтвердили годовую оценку Повысили годовую оценку Понизили годовую оценку Качество знаний
Математика 9(100%) 2(22%) 5(56%) 2(22%) - 7(78%) 2(22%) - 100%
Биология 9(100%) 1(11%) 5(56%) 3(33%) - 5(56%) 3(33%) 1(11%) 100%
Химия 4(44%) - 1(25%) 3(75%) - 2(50%) 2(50%) - 100%
География 2(22%) - 1(50%) 1(50%) - 1(50%) 1 (50%) - 100%
Результаты экзаменов показали, 100% выпускников 9 класса прошли государственную (итоговую) аттестацию.
Полученные данные свидетельствуют об объективности и требовательности педагогов к учащимся, умении создать ситуацию успеха, мотивировать на достижение высокого результата. Результаты ГИА и ЕГЭ свидетельствуют не только о результативности учебных занятий, о действенности системного подхода к подготовке выпускников к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Немаловажную составляющую занимает психологическая готовность выпускников к независимой экспертизе качества и уровня знаний. В школе разработан и реализуется план-график подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
Данные об участии в 1-ом этапе Всероссийской олимпиады школьников
Учебный предмет класс Количество обучающихся% участников олимпиады
Математика 5-11 15 24,5
Физика 7-9 5 14
Химия 9-11 8 31
Биология 6-11 24 52
Экология 9-11 3 37,5
Учебный предмет Результат ФИ обучающегося Руководитель
Экология призёр Цуканова К. – 11 класс Тюленев И.М.
победитель Коростелев Д – 11 класс Математика призёр Логвинова А – 10 класс Логвинова Ю.В.
победитель Михайлова Н – 6 класс призёр Карапетьян Ю – 7 класс призёр Коростелев Д – 11 класс Алябьева Г.А.
призёр Шевелева А – 11 класс победитель Белкина Е – 5 класс победитель Михайлов Н– 8 класс Талдыкина Л.Ю.
Биология победитель Шумакова Ю – 9 класс Тюленев И.М.
победитель Шошина А – 10 класс призёр Коростелев Д – 11 класс победитель Карпенко А – 8 класс Обучающийся 11-го класса Коростелев Д. стал призером муниципального этапа олимпиады по экологии (учитель Тюленев И.М.)
Обучающиеся школы приняли активное участие в общероссийской предметной олимпиаде Олимпус Зимняя сессия по математике и физике проводимой институтом развития школьного образования г. Калининграда, что свидетельствует об интересе обучающихся к данному предмету.
Учебный предмет Количество обучающихся5 - 9 классы Итого
Физика 13 14%
Математика 17 37%
Из них (Карапетьян Ю – 7 класс) стал лауреатом олимпиады по физике и математике,
( Шумаков М – 6 класс) стал лауреатам олимпиады по математике.
Анализируя работу можно определить задачи на следующий учебный год:
1.  Совершенствовать управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках до качественного усвоения программного материала всеми обучающимися.2.   Развивать ведущие учебные умения школьников.3.  Усилить личностную направленность обучения.
4. Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у обучающихся системы ключевых компетенций;
5. Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
6. Внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
7. Совершенствовать формы работы с одаренными и слабоуспевающими обучающимися;
8.Осуществлять психолого-педагогическую поддержку обучающихся;