Тема урока по русскому языку:Большая буква в кличках животных


Разработка урока с использованием ИКТ
Автор: Лебедькова Елена Викторовна, учитель I квалификационной категории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г. Кашира МО
Учебный предмет: русский язык
Автор учебника: Иванов С.В. (Программа: «Начальная школа ХХI века»)Класс: 1
Технологическая карта урока
Тема: "Большая буква в кличках животных" Тип: урок открытия нового знания
Задачи:
познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих клички животных;
развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность детей;
воспитывать любовь к животным.
Технологии: здоровьесбережения, обучения развитию критического мышления, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения.
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
коммуникативные: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопережевать;
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
познавательные: находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник. Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык
Ресурсы урока: рабочая программа; учебник, рабочая тетрадь
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихсяI. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся:
- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
На мультимедийной доске 1-ый слайд презентации к уроку

Учащиеся приветствуют учителя, друг друга.
II. Актуализация опорных знаний
- Начнем наш урок с логического задания.
Две девочки Оля и Миша имеют разные фамилии – Петрова и Сидорова. У Оли фамилия Сидорова. Какая фамилия у Маши?
- К какому правилу подходят слова в этом задании?
- Назовите эти слова. Расскажите правило. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, при необходимости дополняют/исправляют ответы одноклассников)
III. Проблемное задание. Формулирование темы урока.
Учитель:
На доске прочитаем запись:
А(а)ртем, М(м)ухтар, Т(т)омин,
П (п)етрович- Найдите среди них лишнее, ориентируясь на их значение.
- Сформулируйте тему урока. Обоснуйте свой ответ.
- Правильно. Сегодня мы познакомимся с правилом правописания слов, обозначающих клички животных. -Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга (при необходимости).

IV. Минутка чистописания
Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще других встречается в словах, написанных на доске.
Правильно, буква «т».
Составьте цепочку, в которую вошла бы строчная буква «т»: та, тя, те…
Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря.
Кто это?
Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает. (корова)
Когда так говорят?
Как корова языком слизала (слизнула)- что – нибудь быстро и бесследно исчезло.
- Как надо относиться к животным? Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дополняя друг друга (при необходимости).
V. Работа над новым материалом
-На доске запись:
На лугу пасется корова.
На лугу пасется корова (Б, б)уренка.
У.Что написано на доске?
Д. На доске написаны два предложения.
У. Что общего в предложениях?
Д. Оба предложения повествовательные.
Д. В них сообщается о корове.
Д. В конце предложений стоит точка.
У. Какое различие можете назвать в этих предложениях?
Д. В первом предложении просто сообщается о корове, а во втором о корове, которую зовут Буренка.
У. Что такое Буренка?
Д. Буренка – это кличка домашнего животного.
У. Как понимаете слово «кличка»?
Д. Кличка – это имя домашнего животного.
У. Если это имя, то как его надо писать?
Д. Клички животных надо писать с большой буквы.
У. Напишите второе предложение, раскрывая скобки.
Звучат высказывания учащихся.
Учащиеся выполняют практическую работу в группах самостоятельно.
VI. Физкультурная минутка
Учитель читает стихотворение:
- А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело. Учащиеся выполняют движения под рифмованные строчки:
(встали)

(руки вверх)  
 
(в стороны, вперед, назад)                    
(повороты вправо, влево) 

(сели)                     
VII. Закрепление
Прочитайте. Данное стихотворение напишите в строчку, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните изученную сегодня орфограмму.
(К,к)ошка (М,м)арашка,
(К,к)…тенок (Т,т)ишка,
(Щ,щ)…нок (Д,д)ружок,
(Ц,ц)ыпленок (П,п)ушок,
(К,к)…за (Н,н)айденка,
(П,п)…р…сенок (Г,г)аврюша,
И (Б,б)ычок (Г,г)аврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы… .Самопроверка:
просмотр презентации Учащиеся работают в парах
VIII . Подведение итогов урока
Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
Какие знания мы открыли?
- Придумайте и назовите названия и клички животных, которые состояли бы:
а). из одного слога;
б). из двух слогов;
в). из трех слогов.
Варианты ответов:
а). конь Гром, кот Хлыст;
б). кошка Муся, коза Зинка;
в). Корова Рябинка, собака Каштанка, курица Хохлатка.
Звучат высказывания учащихся
Учащиеся отвечают на вопросы, дополняя друг друга при необходимости
IX. Рефлексия
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
На чем еще надо поработать?
Кому из товарищей вы хотели бы сказать спасибо за помощь? Почему? Учащиеся отвечают на вопросы учителя
X. Домашнее задание
Подберите пословицы и поговорки о домашних животных. Учащиеся слушают пояснения учителя и фиксируют д/з в дневниках