Урок по русскому языку Большая буква в именах собственных


Тема: Большая буква в именах собственных. Почему одно и то же слово пишется с большой или маленькой буквы.
Цель: 1)обобщение и систематизация знаний учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
3) развитие внимания, логического мышления и интеллектуального развития учащихся.
4) формирования навыка сотрудничества;
Задачи: 1) Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
2) Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся;
3)Формирование навыков сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
· Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
· Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
· Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

План урока:
1. Орг. Момент. Мотивация  (самоопределение к деятельности)
-Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:
«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься». СЛАЙД 1
-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
2. Минутка чистописания.
- У каждого на столе есть «Лист самооценки», подпишите его. В течение урока мы будем выполнять различные задания и после каждого задания оценивать на листах свою деятельность.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Сейчас проведем игру «Доскажи словечко». Я читаю маленькое стихотворение, вы говорите концовку и втетрадь записываете только первую букву названного вами слова.
Кто не пьет кефира?
Моя подружкаИРА (первое делаем вместе) (СЛАЙД 2)

На скамейке мальчик Толя
В шашки с ним играет ОЛЯ, (П, К)

У кого густая шевелюра?
Это мальчик по имени ЮРА

Познакомьтесь – это Ваня
С ним под ручку ходитАНЯ (М, Т)

На футбол спешит Валера,
А за ним плететсяЛЕРА

Он любит кино «Человек - неведимка»,
Зовется мальчишка попростуДИМКА
- Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работу. (СЛАЙД 2 – кликнуть!)
- Верните тетради друг другу. Посмотрите, как вы справились с работой и на листах самооценки оцените себя.
3. Постановка темы и задач урока.
- Что было общего у этих букв?
- А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?
- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (СЛАЙД 3)
- Какие задачи можно поставить перед собой на сегодняшний урок?
- В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
4. Работа по теме.
- Давайте вспомним, в каких случаях пишется большая буква?
- Образовали четверки. В каждой группе на столе большой лист и разрезанные слова. (СЛАЙД 4)
Необходимо распределить и вклеить слова по группам, в словах обвести правильную букву для написания.
Большая буква пишется ___________________________________


Фамилия, имя, отчество
Географические объекты
Клички животных
Имена героев сказок, мультфильмов
?

(п, П)етров
(Т, т)атьяна
(и, И)ванович


(о, О)бь
(Н, н)овосибирск
(Р, р)оссия
(м, М)урка
(Ж, ж)учка
(Б, б)урёнка
(З, з)олушка
(л, Л)унтик
(к, К)арлсон



(ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП ПО СЛАЙДУ 5)
- Сделать вывод, когда нужно писать большую букву в словах?
- Вы видите, что в последнем столбике стоит вопросительный знак. Можете еще добавить название групп слов, которые тоже нужно писать с большой буквы?
- Оцените на листах свою работу в группе.
- Как вы думаете, все ли мы уже знаем по данной теме?
- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик. 
- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой?
(СЛАЙД 6)
- Смотрите, одно и то же слово в предложении написано по-разному.
-  Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?
От значения слова в предложении.
- А теперь работаем в парах. На карточках даны предложения. Нужно их прочитать, выбрать и обвести подходящее по смыслу слово. (СЛАЙД 7)
1.Под нашим окном расцвела (Роза, роза).
Я и моя подруга (Роза, роза) учимся во втором классе.
2. Мою подругу зовут (Лилия, лилия).
В пруду растёт (Лилия, лилия).
3. В высоте парил (Орёл, орёл).
Город (Орёл, орёл) очень красив.

- Поверьте свою работу в парах по слайду (СЛАЙД 7 – кликнуть!) и оцените свою работу на листе достижений.
- Ну а теперь задание посложнее. Откройте учебники с.108 Упр. 158. Прочтите пары слов. Почему слова звучат одинаково, а написаны по-разному?
- Запишите в тетеради 2 предложения с любой парой слов так, чтобы в одном предложении данное слово писалось с большой буквы, а во втором предложении – с маленькой.
- Как вы считаете, справились ли вы со своей работой? Оцените.

5. Итог урока.
- Хотите проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме нашего урока?
- У каждого на столе карточка. (СЛАЙД 8)
Прочтите слова. Если их нужно писать с большой буквы, напротив слова поставьте +, если с маленькой -, если слово можно писать и с большой и маленькой буквы + и -

Работу выполнил (а) _________________________


волгоград


берёза


рыжик


гриб


васильева


лена


мишка


воробей



- Проверьте свою работу по СЛАЙДУ 9 и цените свою работу.
- Какова была тема урока?
- Что узнали нового?
- Расскажите по СЛАЙДУ 10 о своей работе на уроке
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я:
- узнал, открыл для себя
- научился, смог
- могу похвалить себя и своих одноклассников

- А теперь возьмите листы самооценки и поставьте флажок на такой высоте, на какой вы думаете находятся ваши знания по данной теме. Преверните лист и, если вам понравился урок напишите любую заглавную букву, если нет – маленькую. Прикрепите листы к доске.
- Спасибо за работу, урок окончен. СЛАЙД 11


























ДОПОЛНИТЕЛЬНО


Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)
                                   Зачеркни  лишнюю  букву.
      В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.
Найди и исправь  ошибки.
        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
Самостоятельная работа.
На месте пропуска вставить Ч или ч.
Гриб. ернушка
Курочка. ернушка
Море. ёрное
Платье. ёрное
Деревня. ерёмушки
Расцвела. ерёмуха
Взаимопроверка: поменяться тетрадями. (Проверяем зелёной ручкой)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия Имя____________________________
1 задание:
Прочитайте. Подчеркните имена собственные.
Настя и Маша Толмачёвы из города Курска представляли Россию на конкурсе детской песни «Евровидение-2006». И победили! Они исполнили песню «Весенний джаз». Настя и Маша занимались в эстрадной студии «Сверчок».

2 задание:
Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.

У меня есть (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок. А ещё (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой. Наш (П,п)ёс (Ш, ш)арик поймал воздушный шарик. Мы подарили (Р, р)озе – (Р,р) розы.

3 задание:
Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






15