Урок-закрепление по русскому языку «Большая буква в именах собственных»

ТЕМА: Большая буква в именах собственных. Закрепление.
ЦЕЛЬ: расширить знания учащихся об именах собственных, закрепить навык правописания имён собственных. Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, учебную проблему; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умения структурировать знания; сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; строить логическую цепь рассуждений; умения переводить текст на знаково-символический язык – схему.
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, обнаруживать и формулировать проблему и дать оценку деятельности.
Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, оценка- оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение, карточки для групповой и индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем. Слайд 2. Путь к познанию.
- Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
- А для этого нам понадобятся следующие качества:
Сообразительность, внимательность, рассеянность, взаимопомощь,
усидчивость
- Вы согласны? Почему?
2. Актуализация знаний. Целеполагание
(повторяется в стихах правило посадки при письме)
- А сейчас проверим, насколько вы сообразительны. Какая буква потеряла элемент? ( Г, П,Т) Запишите их по наклонным линиям. Подчеркните самую красивую букву.
-Как назвать их одним словом? ( Согласные, заглавные)
– О чем пойдет речь на уроке? (О большой букве)
- Является ли эта тема новой? Для чего нужны заглавные буквы?
– Ребята, что вы ждете от урока? Какие цели ставите перед собой? - Могут даже у ребят сбыться все желания, Нужно только захотеть, приложить старание. Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании большой буквы в словах, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. А чтобы наше занятие было более интересным и необычным, я предлагаю отправиться в Простоквашино. (звучит музыка из мультфильма)
3. Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в именах и кличках животных.
1. Внимательно посмотрите на слайд и назовите героев мультфильма. Что здесь не так? Соотнеси слова:
Дядя Матроскин
пес Гаврюша
кот Печкин
теленок Простоквашино
деревня Шарик
почтальон Фёдор
(Дети называют героев мультфильма) – Какое слово обозначает имя? Образуйте отчество и фамилию от этого слова. ( Фёдор – Фёдорович- Фёдоров)
2. Работа в группах
А) Назовите полное имя и образуйте от него отчество и фамилию.
1гр.– Ваня 4гр.- Петя
2 гр.- Лёша 5 гр.- Сережа
3гр.- Вася 6гр.- Миша
Б) Проверка
Вывод: Фамилии, имена, отчества людей пишутся с большой буквы. (Открывается лучик)
4. Назовите клички животных. Физпауза.
-Я буду читать стихотворение. Если звучит слово, которое пишется с большой буквы, надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
собака Смешинка,
петух Крикун,
козел Бодун,
воробей Тишка,
поросенок Гришка,
красивая синичка
Как напишешь клички?
Вывод: Все клички до одной пишем с буквы прописной.
(Открывается лучик) 4. Дифференцированная работа в группах. Упражнения в написании заглавной буквы в названиях рек, морей, океанов.
Как-то утром Дядя Федор, пес и кот отправились на речку. Дядя Федор и Шарик стали купаться. А Матроскин по берегу ходил и все грустил о разных морях и океанах. Он же был морской кот! Где он только не побывал! А вы узнаете об этом, выполнив упр. 4 стр. 41
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?
(Повторение алгоритма списывания)
Повышенный уровень: Выполнив задание, можете работать по дополнительной карточке (зелёного цвета):
1* Прочитайте названия: ТИХИЙ ЧЁРНОЕ КУБАНЬ БАЙКАЛ
– Добавьте нужные слова МОРЕ, ОКЕАН,ОЗЕРО , РЕКА и вы узнаете, где ещё бывал кот Матроскин. Вывод: Названия рек, озер, морей и океанов пишутся с большой буквы.
2* Запиши названия стран, в которых живут эти жители: Россияне – , китайцы – , немцы – , японцы – . 5. Проверка выполнения и самооценка
- В каких городах побывал Матроскин?
- По каким улицам прогуливался?
- По каким рекам путешествовал? На каких морях?
- Кто выполнил задание на карточке? Где ещё был наш герой?
Вывод: Названия городов, рек, морей и стран пишутся с большой буквы.
Обобщающее слово учителя: (Открывается лучик) Это географические названия, изучает их география. Но что же это за наука? Где найти ответ на этот вопрос?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Закрепление. Упражнения в написании заглавной и строчной букв.
1. Однажды наши герои пошли огород копать. И тут лопата как звякнет обо что-то. Смотрят – а это сундук. Открыли они его, а там письмо. Позвали они Печкина. Но даже он никак не может понять, куда и кому оно адресовано.
КУДА: орел,
улица зеленая, 5
КОМУ: мишкиной розе.
- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы, ему непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Роза– это фамилия и имя).
2) Работа в парах.
Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо.
Проверка - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
- Многие слова произносятся одинаково, а пишутся по- разному. Молодцы!
7.Обобщение 1. День подходил к концу, солнце садилось за речку. Пес и кот сидели дома и пили чай с конфетами. А что же делал Дядя Федор? Вы узнаете, составив предложение из слов.
ДЯДЯ ЧИТАЛ « МУРЗИЛКА» ФЕДОР ЖУРНАЛ
2. Моделирование предложения с объяснением.
Коллизия. Что необычного в этом предложении? Какие затруднения?
Вывод: Название журналов и газет пишется в кавычках и с большой буквы. (Открывается лучик со значком «»)
Внимание Дяди Федора привлекла одно необычное стихотворение. 3.Прочитайте и вставьте нужную букву. Объясните.
Вот село (В,в)ысокое. Место здесь(В, в)ысокое.
Это кот (П,п)ушок. Он и вправду, как (П,п)ушок.
Вот моя подружка (Р,р)оза. А в руках подружки (Р, р)оза!
Это речка (Т,т)ьма. В речке рыбы (Т,т)ьма!
Вот какая ( Р,р)ыбина! Рисовала Люба (Р,р)ыбина. (А. Шибаев)
Выпишите одно предложение с именами собственными.
Вывод
- Что нужно помнить при написании имен собственных?
- Почему одни и те же слова могут писаться с большой буквы и с маленькой? 8. Подведение итогов урока. – Наш урок подошел к концу. Шагая по ступенькам знаний, какой вывод сделали вы?
- Что нового вы узнали на уроке? (Географические названия пишутся с заглавной буквы. Названия газет, журналов пишутся в кавычках и с большой буквы)
- Все ли у вас получилось?
- Какие качества помогли вам?
-Оцените свою работу. Если вы что-то не поняли поставьте на полях ? – Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо. Домашнее задание: Предлагаю на альбомном листе нарисовать предметы, названия которых пишутся с большой буквы и с маленькой. Найти географические названия или названия газет и журналов.
Рефлексия. Собирание цветка.
- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.
Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.