Статья на тему Рефлексивные умения как фактор развития обучающихся на уроках английского языка

Татаурова К.М.
Рефлексивные умения как фактор
развития обучающихся на уроках английского языка
Специфика организации учебного процесса заключается в ее общественно-активном, созидательном характере. В процессе деятельности человечество воспроизводит само себя, свою культуру. Так, педагог-исследователь Ломов Б.Ф. указывает на то, что из трех основных компонентов деятельности (когнитивной, коммуникативной и регулятивной), последняя малоизучена. Становится актуальным изучение осознанной регуляции (саморегуляции) деятельности учащихся на основе сформированной у них рефлексии. Рефлексивная деятельность, рассматриваемая как теоретическая деятельность, возможна на каждом функциональном этапе деятельности. Развитие же этой деятельности основано на качестве, на обновлении ее смыслов и объективизации их в новом воспроизведении на основе рефлексии. Владея рефлексией, учащийся объективно оценивает свою деятельность, прогнозирует ее результаты, и в итоге осуществляет рефлексивное управление своей деятельностью.
В современных условиях мыслительная активность и творческая инициатива является одним из важнейших условий эффективности учебного процесса. Обучающимся необходимо овладеть умениями более широкого диапазона, такими как, определение цели, устранение неполадок в процессе обучения предмету, определение особенностей учебной деятельности. К данной категории умений мы отнесем рефлексивные умения, которые объединим в блоки на основе структуры деятельности и определим сущность этих умений, выраженную в следующих аспектах и характеристиках:
аспекты: ролевой (способствуют развитию деятельности – процессы формирование, реформирование, трансформирование личности учащегося – саморазвитие конкурентоспособности в современной структуре рынка труда., функциональный (обеспечивают контроль и оценку, регулятивность и прогноз результатов учебной деятельности);
характеристики: универсальность (сквозной характер для учащихся различных направлений, в системе теория – практика, для функциональных этапов деятельности, в системе дисциплин разных циклов и в дисциплинах одного цикла), инвариантность (определенность соответствия социокультурным основаниям) и вариативность (разнообразие, проявляющееся в видах и типах рефлексии, на различных уровнях и этапах деятельности).
Уточнив роль и сущность рефлексивных умений в учебной деятельности, их номенклатуру, можно говорить о методике их формирования, включающей специально подобранное и структурированное содержание учебных дисциплин (предметов), оптимальные технологии обучения и педагогические ситуации.
Комплекс педагогических условий формирования рефлексивных умений можно представить в следующем виде:
общие условия – наличие материально–пространственной среды для качественной подготовки учащихся (учебный процесс), высокий уровень творчества и мышления учащихся и преподавателей, владение преподавателями методикой формирования рефлексивных умений, наличие положительной установки у обучаемых на управление формированием рефлексивных умений, наличие объективного контроля сформированности этих умений в соответствии с критериями качества (эталон, норма);
основные условия – можно представить в виде следующих стадий: а) осознание обучаемыми необходимости и возможностей рефлексии своей деятельности; б) анализ и самоанализ сил и возможностей; в) выработка программы (стратегии и тактики) действий; г) мобилизация своих сил и способностей, интеллектуальное и волевое напряжение; д) реализация плана (действий), выполнение принятого решения, затем анализ результата и постановка новых целей, задач на пути совершенствования деятельности.
Каждая стадия формирования рефлексивных умений сопровождается помощью преподавателя, через правильно подобранные технологии обучения, приемы педтехники, проблемно-поисковые задачи, собранные в массив педагогической информации, как специальные педагогические условия формирования рефлексивных умений.
Можно выделить уровни сформированности рефлексивных умений. Это: базовый – сознательный перенос изученных способов деятельности в новые условия; высокий – самоопределение в практической и производственной ситуации, системность в определении задач и планировании своей деятельности, общественно-ценностный ее анализ и корректировка.
Для более полного исследования оценки уровня сформированности рефлексивных умений, назовем общий критерий – это степень сложности мыслительных операций, осуществляемых субъектом при выполнении рефлексивной деятельности на начальном, среднем и высоком уровнях рефлексии.
Эти критерии неразрывно связаны друг с другом и представляют собой единое целое. Для более полной оценки уровня сформированности рефлексивных умений с учетом уровней их формирования можно выделить универсальный критерий. Таким криетрием является самостоятельность в развитии учебной деятельности, то есть один из способов творческой активности личности. Основным измерителем данного критерия, выступает самостоятельность действий обучаемых, соотнесенная с ориентировочной основой действий соответствующего типа.
Итак, сформированные рефлексивные умения – это подготовленность к выполнению теоретической деятельности, опирающейся на знания и навыки учебной деятельности и совершенствующейся вместе с ними. Целью и результатом сформированных рефлексивных уменй станет самостоятельное конструирование хода мышления, реконструирование его и сознательный контроль собственных действий, что и позволит будущим выпускникам проявлять творческую активность и развивать свою профессиональную деятельность.
Для выделения самих умений мы воспользовались исследованиями Г. П. Щедровицкого, выделившего 4 основных вида рефлексии, на основании которых мы определили следующие рефлексивные умения, которые можно отнести и к английскому языку [Щедровицкий Г. П., 2005: 201]:
кооперативные – самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;
интеллектуальные – определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;
личностные – умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;
коммуникативные – умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.
Рефлексивные умения помогают учащимся понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение. «Если физические органы чувств для человека – источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления» [Артюшина Л. А., 2008: 66].
Таким образом, сформированные рефлексивные умения учащихся на уроках английского языка позволяют самостоятельно сформулировать цели и результаты дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными.
Данные умения можно детализировать в виде конкретных способов действий:
остановка познавательного действия в условиях неуспешности движения к достижению цели: фиксация несоответствия результата действия поставленной цели;
поиск причин неуспешности действия;
осознавание средств собственного мышления: выделение операций, составляющих действие;
определение назначения операции и оценка назначений выделенных операций на предмет соответствия цели и реально достигнутого результата действия;
оформление в виде элементов схемы совершенных действий; сведение элементов схемы в единый объект, посредством установления связей между действиями;
фиксация знания о незнании: выделение в ситуации принципиально новых условий; анализ имеющихся знаний и умений на предмет несоответствия новым условиям; формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи;
выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции: выделение возможных смысловых позиций, способствующих раскрытию многоаспектности проблемы, позволяющей лучше ее осознать;
отбор вариативных средств, отражающих специфику каждой смысловой позиции;
сравнительный анализ средств, отражающих различные смысловые позиции;
анализ оснований собственных действий: выделение существенных данных и их отношений, характерных для определенного типа задач;
соотнесение определенного типа задач с соответствующим ему способом решения.
Таким образом, выделенные рефлексивные умения можно соотнести с выделенными способами действий учащихся на уроках английского языка (см. табл.4)
Таблица 1
Рефлексивные умения, характерные для учащихся
Вид рефлексивных умений
Умения
Способы действий

Кооперативные
самоопределение при решении проблемных ситуаций
осознавание средств собственного мышления: выделение операций, составляющих действие


разрабатывать алгоритм деятельности, как любого члена группы, так и для всей группы целиком
взаимодействовать в коллективе с целью сотрудничества


осуществлять пошаговую организацию деятельности
выделение операций, составляющих действие


соотносить результаты с целью деятельности
фиксация несоответствия результата действия поставленной цели

интеллектуальные
определение основания деятельности

оформление в виде элементов схемы совершенных действий; сведение элементов схемы в единый объект, посредством установления связей между действиями


оценка собственной позиций
выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции


умение прогнозировать последующий ход действий
формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи



Личностные
умение анализировать себя
умение отбирать имеющийся материал и оценивать его значимость для решения поставленной проблемы или задачи, определение назначения операции


адекватное самовосприятие
отбор вариативных средств, отражающих специфику каждой смысловой позиции


умение определять и анализировать причины своего поведения
осознавать, в чем состоит причина затруднения при выполнении учебных действий, решении учебной задачи



выделять существенные признаки, и на этой основе осознанно выбирать оптимальный вариант решения


Литература
1.     Демидко М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: Метод.рек. – Мн.: РИПО, 2001.
2.     Демидко М.Н. Развитие профессиональной деятельности специалиста на основе рефлексии: Сб. науч. тр. / Бел.гос. технолог. ун-т. Сер. V. Политология, философия, история, филология. – Мн., 2002. – Вып. Х. – С. 204–207.
3.     Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / / Психологический журнал. – 1981. – № 5.
4.     Молчан Л.Л. Культура профессионально-педагогической деятельности. – Мн.: РИПО, 1999.


15