Презентация по методике обучения на тему Рефлексивные технологии


рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность.reflection – an idea or opinion or statement resulting from deep and careful thought) - «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие». Рефлексирующее осмысление своей образовательной деятельности и ее результатов в сравнении с другими учащимися часто имеет стимулирующее значение, побуждающее к постоянной работе над собой. Выводы на основе самооценки держат в постоянном интеллектуальном тонусе, мотивируют на новые достижения, что способствует развитию целостной, творческой индивидуальности Рефлексия -конечный цикл познавательной деятельности : ознакомление, осмысление, запоминание, тренировка, систематизация, применение, обобщение, рефлексия.Рефлексивная деятельность учащихся Педагогическая рефлексия учителя Обратная связь может быть невербальной проявляющейся в деятельности учащихся на уроке (внимательность, заинтересованность, выражение эмоций, мимика, жесты, активность на уроке)Вербальная осуществляется постоянно, или время от времени. а) регулярная – получаемая постоянно в течение всего урока и, особенно, в конце его. б) спонтанная, нерегулярная – реплики, мнения, суждения, сомнения, вопросы, выводы учащихся в произвольной форме. в) циклическая – в начале или в конце определенного цикла, этапа обучения. Как показывает практика, очень полезно и интересно провести опрос или собрать данные о новых учениках в самом начале работы с ними. В конце каждого юнита (Unit) или модуля (Module) во многих УМК есть раздел “Stop and Check” («Остановись и проверь»), который проверяет качество усвоения материала. Тематическая – рассматривает отдельные вопросы учебного процесса или анализирует изучение конкретных языковых навыков (skills).Лингвистическая рефлексия самостоятельное изучение языка, работа со словарями и другой информационно-справочной литературой   Культурная рефлексия -используется в основном для культурного самоопределения личности на уроках иностранного языка. Изучение материала о культурах стран иностранного языка создает условия для рефлексии на собственную культуру и на самого себя. Это позволяет определить свое место в спектре изучаемых культур, понять общечеловеческие ценности и осознать свою роль и функцию в глобальных общечеловеческих процессах.  Формы предъявления рефлексии Устная форма: диалог, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы , круглый стол – «Вечер вопросов и ответов» Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие \ несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм. Творческие задания, например задание написать статью на Интернет-сайт о курсах, о школе, написать рецензию о прочитанной книге, просмотренном фильме, спектакле, с обязательным подключением личностного опыта, индивидуального анализа Рефлексия содержания учебного материала.1.Прием незаконченного предложения, тезиса.Варианты:«Сегодня на уроке я понял, я узнал, я разобрался …»«На этом уроке меня порадовало …»«Было интересно…»«Теперь я могу…»«Меня удивило…»«Сегодня мне удалось…»«После урока мне захотелось…» Развитие самоанализа и самооценкиСочинение «Мои достижения»Письмо в будущее.Игра «Машина времени».Мини – сочинение «Что мне дал урок», «Что было важным для меня», «Чему я научился».Прием «Ресторан». Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:«Я съел бы еще…»«Я почти переварил…»«Я переел…»«Пожалуйста, добавьте еще…»«Больше всего мне понравилось…» Оценка эффективности работы на уроке.Прием «А на последок я скажу…».  Ребята по кругу высказываются  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.Я выполнял задания…У меня получилось…Я смог …Я понял, что …Было трудно …Было интересно … Синквейн  позволяет решить несколько задач: способствует улучшению эмоционального состояния , позволяет проверить усвоение темы, обогащает словарный запас, готовит к краткому пересказу, учит формулировать идею. Использование синквейна на разных стадиях урока  имеет разные задачи:На стадии вызова – сжатое обобщение актуальных заданий,на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями,на стадии рефлексии – интеграция новых и предыдущих знаний.Синквейн – пятистрочная строфа:1 – ключевое слово,2 –  два прилагательных,3 –  три глагола,4 – короткое предложение– синоним ключевого слова Say what you have just done and how you’ve done it.I (we) have justread an extract from the fairy-tale “…”;acted out the dialogue;practiced grammar;asked and answered different questions;played a game;written a test;retold the story…;reviewed the words. « Thank you for attention!