Сообщение на тему: «Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни у учащихся начальных классов»


«Формирование  ценностей здорового  и  безопасного образа  жизни у учащихся начальных классов»
Слайд 2.
«Забота о здоровье – важнейшая работа учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
 Слайд 3.
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении их здоровья.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Слайд 4.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Различают:
Физическое здоровье.
Психическое здоровье.
Социальное здоровье.
Нравственное здоровье.
Духовное здоровье .Слайд 5.
Здоровье зависит:
на 20% - от окружающей среды,
на 20% - от наследственных факторов,
на 10% - от медицинского обслуживания,
на 50% - от образа жизни.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Слайд 6.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.
Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в школе должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
 Слайд 7.
Здоровьесберегающая технология - это:
•    условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватностьтребований, адекватность методик обучения и воспитания);
•    рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);
•    соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка;
•    необходимый,      достаточный      и     рационально      организованныйдвигательный режим.
Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
       В курсе «Окружающий мир» — при работе над темами «Вода», «Воздух» рассматриваются не только их свойства, но и значение для человека в плане сохранения и укрепления здоровья; рассматриваются вопросы охраны окружающей среды, и какую роль играет это для сохранения здоровья человека; дети получают ответы на вопросы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?» Знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».
       В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.
       В курсе «Физическая культура» весь материал способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы программы. Учащиеся получают сведения о значении для здоровья тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.
       На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.)
В нашей школе существует система мероприятий,  целью которых является активизация у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни,  ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других  психоактивных веществ.
Слайд 8.
Типы технологий, реализуемых в нашей школе 
Слайд 9.
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, организация здорового питания)
Слайд 10.
Оздоровительные (физическая подготовка, физкультминутки и подвижные переменки, гимнастика)
Межведомственное взаимодействие по вопросам формирования здорового образа жизни ( медицина, милиция, пож. охрана, ГАИ и др.)
Слайд 11.
Навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях.
Слайд 12.
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Слайд 13.
Воспитание культуры здоровья (внеклассные и внешкольные мероприятия, Дни Здоровья, спортивные соревнования и т.д.)
  Работа спортивных секций.
 Именно работа классного руководителя должна быть нацелена:
 на формирование осознанного отношения  у школьников к собственному здоровью, устойчивых представлений  о здоровье и безопасном образе жизни, факторах оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье, формирование личных убеждений, качеств и  привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни.
При этом  необходимо учитывать, что семейное воспитание существенно дополняется и корректируется в школьном коллективе. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере деятельности классный  руководитель, безусловно, не может.