Урок русского языка в 6 классе по теме «Соединительные О и Е в сложных словах»


Урок русского языка в 6 классе по теме
«Соединительные О и Е в сложных словах»
(автор учебника М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)
Разработала: учитель русского языка и литературы
 МБОУ «СОШ № 9»
г.Северодвинска Архангельской области
 Андронова Т.В.

Урок: Русский язык 6 класс
Тема урока «Соединительные О и Е в сложных словах»
УУД Личностные: понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его оценка.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации , определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные : постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. умение слушать и вступать в диалог.
Оборудование: Компьютер, презентация,  интерактивная доска,карточки.
Цели урока:
выявить степень усвоения правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-,
выработать умение правильно писать соединительные гласные в сложных словах,
научить образовывать сложные слова от основ исходных слов,
совершенствовать умение приводить примеры, подтверждающие высказывания,
совершенствовать умение работать в паре, в группе;
обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока
1.Приветствие, организационный момент.
1. Проверка домашнего задания
*Беседа с классом:
расскажите о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, приведите примеры.
Слайд 1
Какую гласную необходимо поставить на месте пропуска?
Помни! Приставка ПРЕ- равна по значению слову ОЧЕНЬ или приставке ПЕРЕ-.
Приставка ПРИ- обозначает приближение, присоединение, неполное действие, близость к чему – либо.
*Выполнение тестового задания (каждый ученик получает тест и вписывает пропущенную в приставке букву, на выполнение задания отводится 4 минуты, затем ученик – ассистент собирает работы; 2 ученика – консультанта, используя «ключ», проверят тестовое задание).
Задание: вставьте в приставке пропущенную букву
1.Пр…ехать
2.Пр…готовить
3.Пр…скакать
4.Пр…увеличить
5.Пр…морский6.Пр…одолеть
7.Пр…мер
8.Пр…рода
9.Пр…брежный10.Пр…чина
11.Пр…обрести
12.Пр…ключение13.Пр…вратить14.Пр…годиться
15.Пр…мудрый
16.Пр…глушить
17.Пр…успевать
18.Пр…скакать
19.Пр…вокзальный
20.Пр…сесть
*Класс записывает в тетрадь дату урока.
2. Повторение изученного*Задание (запись на доске, индивидуальное задание): с помощью приставок образовать однокоренные слова, рассказать о приставочном способе образовании слов.
-------------
------------- ХОДИТЬ
-------------
* Задание (запись на доске, индивидуальное задание): с помощью суффиксов образовать однокоренные слова, рассказать о суффиксальном способе образовании слов.
--------------
ДВОР --------------
--------------
* Задание классу (запись на доске, индивидуальное задание): синтаксический разбор словосочетаний.
Золотой листопад, ясный небосвод, ледоход на реке,
пароход у пристани, самовар на столе.
* Задание: произвести словообразовательный разбор слов (запись на доске, работу выполняют 2 ученика и класс)
Загородный Небылица
Беспомощный Пограничник
Пришкольный Подоконник
3.Изучение нового материала.
*Беседа с классом:
*какие способы образования слов вам известны?
*найдите «четвёртое лишнее» слово (Слайд 2), объясните свой выбор
Росток Водяной Полёт
Растить Водянистый Лётчик
Растение Водитель Самолёт
Растаять Заводь Перелётный
*как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Класс формулирует и записывает в тетрадь тему урока.
*как вы думаете, встречались ли на уроке слова с двумя корнями? Назовите их.
* как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
* Задание классу (устное): замените словосочетание одним сложным словом (Слайд 3)
Пить чай
Помогать взаимно
Любить труд
Люди одной фамилии
Любить свободу
Тот, кто ходит пешком
*Задание (индивидуальное): составьте сложные слова (даны ножницы, клей, буквы О, Е), разместите их на магнитной доске.
Каша, варить
Птица, ловить
Лёд, колоть
Снег, падать
Дым, ходить
* Задание классу (устное): подберите антонимы к выделенным словам (Слайд 4)
Враждебные отношения
Однообразные движения
Ленивый ученик
Серьёзный юноша
*Проверка индивидуального задания: учащиеся называют образованные слова.
*Работа с учебником:
- чтение правила «Что такое сложные слова»,
- чтение правила о правописании соединительных гласных О и Е: орфограмма № 30.
- заучивание правила (2 минуты), затем правило рассказывается соседу по парте (работа в парах),
- правило рассказывается 2-мя учениками (по желанию), приводятся примеры.
4.Закрепление материала
* Задание: вставьте пропущенную соединительную гласную в слова (Слайд 5), ученики объясняют выбор соединительной гласной, объясняют значение неизвестных им слов, используя толковый словарь.
Камн…дробилка Корабл…строитель
Сноп…вязалкаЗемл…трясение
Пыл…сосСух…вей
Нефт…провод Шелк…прядЛист…падБур…лом
*Работа с учебником:
-упр.№150 (устно)
-упр. №151 (письменно)
*Работа в паре (3 минуты): составьте и запишите предложения с использованием данных слов на тему «На реке»:
Лист…пад, пар…ход, пр…быть, лед…став, пр…красный ( проверить устно 2-3 рассказа).
Индивидуальное задание: записать сложные слова с корнем ВОД- проверить устно (запись на доске).ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
ВОДО-
5.Итог урока
*Беседа с классом:
-что узнали на уроке о правописании сложных слов?
-что узнали о правописании соединительных гласных в сложных словах?
*Ассистенты объявляют отметки за тест.
*Отметки за урок отдельным учащимся выставляет учитель
6.Задавание домашнего задания.