Сложные слова. Соединительные о и е в сложных словах (6 класс)


Тема урока: «Сложные слова. Соединительные о и е в сложных словах»
Цель урока: знакомство учащихся с понятием «сложные слова»
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в этих словах соединительные гласные; знакомить со способами образования слов.
Развивающие: развитие речи учащихся; способствовать развитию словарного запаса, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитывать коллективизм, доброжелательное отношение к партнёрам при работе в группах; приобщать учащихся к здоровому образу жизни.
Тип урока: урок открытие новых знаний
Вид урока: урок- исследование
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийные проекты
Программное обеспечение:Microsoft Power Point , Microsoft Word
Оборудование: презентация, учебник 6 кл., рабочая тетрадь,
листы-карточки, стикеры, лист рефлексии

Ход урока
I Организационный момент.
1.Тренинг «Улыбка» под музыкальное сопровождение
-Здравствуйте. Ребята, давайте встанем в круг,
Друг другу улыбнемся, подарим тепло рук
Здоровья пожелаем, ведь знают все вокруг,
Что есть в здоровом теле всегда здоровый дух!
Стратегия одна минута (слайд №1)
Подумайте , какая тема сегодняшнего урока?
( НА доске слова перевёртыши)
КЕСАБТОЛБ/ БАСКЕТБОЛ,ЛЕГТОКОТЕЛ/ ЛЕГОКАТЛЕТ,
ГЕБ/ БЕГ,КОСБ/ БОКС, БЬАРОБ/ БОРЬБА, БУФЛОТ/ФУТБОЛ
Догадались, о чем мы будем с вами говорить? Правильно, тема нашего урока «Спорт в нашей жизни».
А теперь выделите корень в слове легкоатлет. Сколько корней вы нашли?
Как образовано это слово?
( из двух слов) лёгкая атлетика
Лёгк+атлет ( две основы)
Какая гласная их соединяет?
Значит о чём мы будем говорить на этом уроке? Кто догадался?
(О сложных словах. О словах, которые имеют две основы)
- Запишите в тетрадях число, тему урока и эпиграф «В здоровом теле - здоровый дух». Деление класса на группы по цветным стикерам - каждый берет по карточке - у кого синий мяч -1 команда, у кого красный -2 команда
II Разминка. (слайд №3)
Вопросы Ответы
1. Раздел языкознания, в котором изучается состав слова. - Морфемика
2. Изменяемая часть слова, которая образует форму слова - Окончание
3. Часть слова без окончания. - Основа
4. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов - Приставка
5.Часть слова после корня и служит для образования новых слов - Суффикс
6.. Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования - Словообразование
7. Образование новых слов при помощи приставок - Приставочный способ
8.. Образование новых слов при помощи приставки и суффикса одновременно Приставочно-суффиксальный способ
9. Образование новых слов при помощи суффиксов Суффиксальный способ
III. Работа по теме.
1. Знакомство с новой темой. (слайд №4)
– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.
Стихи весёлые читай,А для чего они – смекай!Жил да был на свете ПАР,С виду был он сед и стар,Но с кипящею водойОн плясал как молодой.Он из чайников струился,Над кастрюлями клубился,Никаких полезных делДелать вовсе не умел.Жило-было слово ХОДВ слове ВЫХОД, в слове ВХОД,В слове ХОДИКИ стучало,И в ПОХОДЕ вдаль шагало.Так и жили ПАР и ХОД.Жили врозь они, но вотВместе их соединили –По воде они поплыли.Паром ходит ПАРОХОД,В паре ходят ПАР и ХОД.
2.Словарная работа.
Смекать - соображать, догадываться о чём-нибудь
Клубиться - подниматься клубами
Ходики - стенные часы упрощённого устройства с гирями
Врозь - отдельно, не вместе
2) Беседа по прочитанному.
– Какие слова жили отдельно?
– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)
Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные).
– При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?
– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)
– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода). (слайд№5)
3) Проблемная ситуация.
– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)
– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?
– Сколько основ в этом слове? ( Две.)
– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (гласная – О).
– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).
– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)
– Такие слова, как пароход называются сложными.
4)Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая – после мягких согласных, шипящих и Ц?
ВОДОЛАЗ ,ПТИЦЕФАБРИКА, КОНЕЗАВОД, МЫШЕЛОВ.
Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е» (слайд №5)
Звероловство Общежитие
Сороконожка Овцеводство
Железобетон Пешеход
5) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
- Откроем учебник стр. 100 и прочитаем правило.
(ученик читает правило)
- Так какие слова называются сложными? ( У которых два корня )
- ВАШИ ПРИМЕРЫ.
- Когда пишется соединительная О, а когда Е?
6) Работа с учебником.
Упражнение 209,стр.100. (работа в тетрадях)
Упражнение 214 ( работа в группах)
IV.Физминутка.(музыкальное сопровождение «Спорт в нашей стране») (слайд №6)
V. Первичное закрепление темы
1.«Диктант- молчанка». Угадай слово. (слайд №8)
Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения.
Явление природы, связанное с падением листьев; (листопад)
Помещение для хранения зерна; (зернохранилище)
Люди, которые любят книги; (книголюб)
Рабочий по резке хлеба; (хлеборез)
Специалист, который варит сталь: ( сталевар)
(Взаимопроверка диктантов. Ответы на доске.)
2.Творческая работа.
1 команда. Мини- сочинение «Спорт в нашей жизни»
2 команда: дописать пословицы
Если хочешь быть здоровым- /закаляйся/
Чтоб здоровым оставаться нужно- /спортом заниматься/
Со спортом дружить- /здоровым быть/
Двигайся больше- /проживёшь дольше/.
VI.Итог урока
– С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?
– Как образуются сложные слова? – Для чего люди используют такие слова? (Для краткости речи, для замены словосочетаний одним словом.)
VII. Рефлексия
Закончите предложения
Лист рефлексии
-Я узнал (а) ______________________________
-Мне понравилось_________________________
-Я затруднялся____________________________
-Мое настроение__________________________
А теперь напишите в сердечке свои пожелания, мысли на тему «спорт». Может, кто-то начнет теперь заниматься спортом? А кто-то будет более настойчив в своих делах.
VIII. Дифференцированное домашнее задание
1 команда стр.102, упр.215.
2 команда стр.102, упр. 217