Мастер-класс для детей младшего школьного возраста Пасхальный сувенир.

План-конспект занятия «Мастер-класс. Пасхальный сувенир» преподавателя ДХШ Куряковой Е.А.

Место проведения: филиал городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара
Ленинградский пр., 37 (Центр досуга)
Время проведения: 26 марта 2010 года, 12 часов.
Целевая аудитория: дети 9-10 лет, постоянные читатели библиотеки.
Ответственные за проведение мероприятия:
Со стороны ДХШ – преподаватель ДХШ Курякова Е.А.
Со стороны библиотеки – зав. филиалом
Разграничение ответственности сторон:
Преподаватель ДХШ организует подготовку детей к занятию, выполнение поставленных задач в ходе занятия, обеспечение необходимым минимумом материалов и инструментов, соблюдение правил техники безопасности во время занятия.
Зав. филиалом организует информирование слушателей мастер-класса о месте и времени проведения, подготовке материалов и инструментов, подготовку помещения и помогает в контроле за поведением в ходе занятия. Готовит подборку статей в книгах и журналах о подготовке к празднику Пасхи.
Цель проведения:
Популяризация деятельности детской художественной школы среди детей микрорайона, являющихся читателями библиотеки и потенциальными учащимися ДХШ;
Укрепление творческих связей учащихся с библиотекой в рамках совместного плана деятельности, поддержка интереса детей к чтению и творчеству.
Задачи:
Учебная задача – закрепить навыки создания пасхальных сувениров, полученные детьми на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Развивающая задача – развитие коммуникативных навыков общения, умение передавать свои знания сверстникам, использовать полученные на занятиях навыки в практической деятельности.
Воспитывающая задача – воспитание ответственного отношения к порученной работе, умение общаться со сверстниками в ходе творческого процесса, четко выполнять поставленные задачи (объяснить, показать, поддержать в ходе работы логичными и доступными способами передачи знаний своим сверстникам)
Техническое обеспечение:
- работы, выполненные учащимися ДХШ на подготовительном занятии;
- манка, окрашенная гуашью (готовит преподаватель Курякова Е.А. - смотреть технологическую карту №2); для работы можно также использовать цветной кварцевый песок для детского творчества, который остается после выполнения развивающей игрушки-поделки «Мозаика из песка);
- Яйцо вареное, клей ПВА, тонкие кисти, бумага для оригами или цветная бумага для принтера (по два одинаковых листа любого цвета на выбор и по одному зеленому размером 21*21 см), фломастеры, тесьма, декоративная лента – около 40 см;
- картинки с образцами ручной росписи пасхальных яиц.
Ход занятия:
Организационная часть – подготовка и организация рабочего места, распределение детей по парам или тройкам (учащиеся ДХШ должны определиться, кому они помогают в ходе занятия).
Краткая беседа о традициях росписи пасхальных яиц, демонстрация картинок.
Работа над поделкой:
- Частичное оформление яйца: работу нужно временно отложить для просушки, чтобы затем расписать вторую сторону.
- Сборка пасхального зайчика в технике оригами, который является упаковкой для пасхального яйца. (Смотреть технологическую карту №1)
- Окончательное оформление яйца.
- Сборка всей поделки, оформление декоративными лентами.
4. Подведение итогов работы: фотографирование, награждение. На память о мастер-классе детям раздаются технологические карты.

























Технологическая карта №1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]











[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Технологическая карта №2.



Пасхальные яйца можно украсить манкой крашеной или белой.
Для работы нужно иметь крупу манку, краски (любые), спиртосодержащая жидкость (туалетная вода).
Сначала слегка увлажняем манку спиртосодержащей жидкостью.
Добавляем краску.
Перетираем манку с краской до достижения одинаковой окраски. Нужно окрасить манку несколькими цветами.
На вареное яйцо тонкой кисточкой наносим узор клеем ПВА и посыпаем манкой покрытое клеем место. Очень нарядно выглядят белые узоры на красном и синем яйце. В этом случае не надо даже манку красить.
Можно также использовать для росписи в этой технике цветной кварцевый песок из наборов для детского творчества «Аппликация из песка» - обычно после выполнения приложенной к набору картинки остается ещё достаточное количество матерала.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

По преданию Мария Магдалина пришла к императору Тиберию с вестью, что Иисус воскрес, как восстает к жизни из яичной скорлупы (из гроба) птенец. В руках у Магдалины было обыкновенное яйцо. Тиберий усмехнулся и заявил, что это так же невозможно, как если бы яйцо стало красным. В тот же миг оно заалело... С тех пор и возник обычай красить яйца на Пасху во славу Воскрешения Иисуса и начала новой жизни. У традиции есть и отдаленные языческие корни - прославление Солнца как источника жизни, пробуждения природы. Поэтому в орнаменте часто используются солнечные знаки, растительные мотивы, фигуры-бесконечники.

Пасхальные яйца бывают двух видов:
1. «Крашенки» - однотонные яйца (кладутся в отвар луковой шелухи или в другой краситель).
2. «Писанки» разукрашиваются кистью вручную, то есть расписываются. Как и что рисовать

Чтобы не запачкать пальцы и не испортить готовый рисунок, держите яйцо двумя пальцами за острую часть и основание. При необходимости проворачивайте вокруг. Вторая рука держит кисть. Окунайте в палитру только кончик кисточки, чтобы краски было немного и она не растекалась. Если хотите сохранить настоящее яйцо надолго, его содержимое можно выдуть, сделав два отверстия с противоположных сторон. Деревянное яйцо можно насадить на шило или толстую иглу. К ней привяжите нитку, чтобы подвесить готовое произведение на просушку. Возьмите яйцо за одну половину, вторую выкрашивайте и сушите. Когда за него можно будет взяться, не испортив рисунка, красьте вторую часть. Цветные точки или пятнышки удобно наносить не кистью, а ватными палочками - тогда они получатся ровными и четкими.

Что означают символы

треугольник - бессмертие;
дубовый лист - справедливость;
солнце - центр, основа;
спираль - плодородие;
рыба - вода, жизнь;
квадрат, разделенный на четыре равные части, - символ планеты;
елка - символ всего живого;
грабли означают дождь, надежду на хороший урожай.

Традиционны для пасхальных яиц стилизованные буквы «ХВ», то есть «Христос Воскресе!». Сначала продумайте замысел, воплотите его на бумаге и только потом беритесь за яйцо. Чтобы орнамент получился симметричным, предварительно разделите яйцо карандашом на сектора. Чтобы получилось ровно, оберните яичко полоской плотной бумаги и проведите линию по ее краю. Если рисовать на глаз, орнамент будет «заваливаться».







Заголовок 215