Урок русского языка в 6 классе по теме Соединительные гласные в сложных словах

Урок 62. Развитие речи.
Соединительные гласные в сложных словах
Цели урока:
Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е.
Уметь верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах; уметь образовывать сложные слова.
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание.
Воспитывать интерес к родному языку.
Методы обучения: распределительный, объяснительный диктант, работа по карточкам, работа с учебником, проблемная ситуация, решение кроссворда, словарная работа.
Оборудование: компьютер, словари, презентация к уроку, таблица, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (слайды № 1-2).
2. Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальная работа у доски. Синтаксический разбор предложения
В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень. 
– Это отрывок из стихотворения Бунина. Что вы знаете о нём?
2) Распределительный диктант (слайд № 3).
Запишите слова в 2 столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне, во второй – слова с чередующейся гласной в корне слова.
Загр..ждение, к..сательная, поб..режье, зав..нтить, ср..слись, прил..гать, обг..рели, упр..стить, хв..стун, расст..лать, зат..реть, л..стопад.
3) Проверка с объяснением, самопрверка (слайд № 4).
заграждение
касательная

побережье
срослись

завинтить
прилагать

упростить
обгорели

хвастун
расстилать

листопад
затереть


3. Объяснение нового материала
1) Беседа по вопросам.
– Каким способом образовано слово листопад? С помощью чего?
Листопад – лист, падать (сложение основ, с помощью соединительной гласной О).
– Какое это слово? Почему так называется? ( Сложное, потому что у него два корня – -лист- и -пад-).
2) Работа с учебником. Чтение теоретического материала о сложных словах на стр. 119.( первое зелёное пёрышко)
3) Лингвистическая загадка (слайды № 5-6).
Подружки “О” и “Е”
В городе Культура Речи жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные.
О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердыхначальников-согласных: зверолов, лесоруб.
Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход.
И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.
4) Проблемная ситуация. Сформулируйте самостоятельно правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
5) Чтение и анализ таблицы (cлайд № 7). Правильный ли вывод вы сделали о написании сложных слов?
6) Чтение орф. № 30 на стр.119 в учебнике.
4. Физкультминутка, упражнение для глаз. ( Слайд 8)
5. Закрепление нового материала.
1) Кроссворд “ Волшебный квадрат” (слайды № 9-16).
2) Отгадайте загадки, объясните написание отгадок (слайд № 17-19).
Он с хоботом резиновым, 
Желудком парусиновым,
А загудит мотор –
Глотает пыль и сор. (Пылесос)
Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь и вода. (Самовар)
На что ни глянет этот глаз – 
Все на картинке передаст. (Фотоаппарат)
Поднимает кверху кузов – 
Избавляется от грузов. (Самосвал)
3) Рр Словарная работа (слайд № 20).
Внимательный, прилежный (работа со словарем, определение лексических
значений слов, составление предложений с данными словами, запись в тетрадь). [5
4) Объяснительный диктант (слайд № 21).
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание.
Иван Андреевич Крылов великий русский басн..писец.
Звезды ч..дными узорами спл..тались (на)д..леком неб..склоне.
5) Упр.215 (объяснение и обозначение орфограммы).
Водопад, лесоруб, кашевар, газопровод, ледокол, общежитие, атомоход, бурелом, птицелов, луноход, путешествовать.
Наше путешествие к водопаду было увлекательным, хоть мы и промокли.
Старый ледокол отслужил своё, и его заменили сверхсовременным атомоходом.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Когда пишется соединительная О, а когда Е в сложных словах? Приведите примеры.
7. Домашнее задание: стр. 119, орф. № 30, упр. 216









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 315