конспект урока ознакомления с окружающим миром и развития речи 1 класс На что похожа наша планета


Посохова Елена Александровна.

учитель начальных классов




конспект урока для 1 класса c презентацией

Тема: «На что похожа наша планета»

(урок ознакомления с окружающим миром и развития речи, начальные классы)




Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»







г.Усинск

Урок
ознакомления с окружающим миром и развития речи
(по А.А.Плешакову)
1 класс
Тема: На что похожа наша планета?
Задачи:
Научить доказывать выдвигаемые предположения о форме Земли. Формировать навыки моделирования.
Развивать речь и наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к нашей планете.
Оборудование:
мультимедийная презентация;
блюдо;
мяч;
глобус;
голубые круги для моделирования детьми;
модели материков;
клей-карандаш;
два круга голубого цвета, модели материков;
цветные карандаши.

Ход урока:
(Слайд 1)
I. Организационный момент.
Настрой на урок.
II. Сообщение темы урока.
Итак, мы продолжаем перечитывать книгу Знаний, в которой много разных интересных страниц. На уроке ознакомления с окружающим миром мы учимся задавать вопросы и находить на них ответы. И сегодня мы найдем ответ еще на один вопрос О чем пойдет речь, догадайтесь:
Загадка ТРИЗ: Она огромная, очень огромная! На ней есть моря и океаны, материки и континенты, на ней растут деревья, есть кислород, по ней текут реки. Что это? (..Наша планета!)
- Кто знает, как она называется? (.Земля).
Р/Р Планета Земля
- А какие планеты вы еще знаете? ().
- Итак, сегодня мы поговорим о нашей планете и ответим на вопрос:

На что похожа наша планета?
(Слайд 2)
III. Целеполагание.
А для чего нам это знать?
(..Мир большой и интересный! Здорово знать как можно больше!)

IV. Постановка проблемы (исследование).
(Слайд 3)
Шел однажды Муравей Вопросик и думал: «Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки». А все вместе мы живем на одной большой планете.Муравей Вопросик идет, идет А конца и края нет.
- Где же конец нашей Земли?
- Можно ли дойти до ее края?
Задумался Муравей Вопросик: Но почему? А какой формы наша планета? На что она похожа?
- Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос..
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо (показать блюдо). Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч (показать мяч), то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).
- Кто же прав?
В давние времена люди, как и некоторые из вас, считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. Но, если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли Но пока никому из людей это не удалось
(Слайд 4)
Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.
(Слайд 4)
Третьи считали, что Земля круглая! А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами
(Слайд 4)
V. Работа по учебнику (открытие).
- Как же понять, какое изображение правильное?
Давайте представим, что мы с вами – ученые! И у нас сегодня Совет ученых – мы с вами должны доказать, какой формы наша планета Земля Итак, ваши версии! .
Ответить на этот вопрос нам поможет книга – наш учебник! Рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли. Это наблюдение люди сделали еще в древности. Так, какую форму имеет наша планета Земля?
(Учитель показывает картинку - движение кораблей из-за горизонта).
- Что вы можете сказать об увиденном?
Вывод: Земля имеет форму шара!
Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
(Слайд 5)
- Оказывается, для того, чтобы лучше изучить нашу планету, люди давно создали глобус - модель Земли.
(Учитель показывает глобус)
Р/Р Глобус
- А почему же мы не падаем? ..
- Нас, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит, все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
- Давайте прочитаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)
Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.
Мудрая Черепаха (стр. 39):
Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.
(Слайд 6)
(Демонстрация Теллурия)
Р/Р Теллурий
VI. Физминутка «Ветер дует».
VII. Закрепление.
- В наши дни, когда люди запустили в космос ракеты и космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
(Слайд 7)
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень!
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?
(.Так как на Земле есть огромные моря и океаны).
(Слайд 8)
VIII. Практическая работа.
- Давайте мы тоже создадим модель Земли! Мы же ученые!
Итак, вы сами сделали открытие о том, что наша планета имеет форму шара! А так как большая ее часть состоит из воды, планета из космоса выглядит в голубом цвете!
Чтобы было удобнее изучать поверхность нашей планеты, ученые разработали карту мира для работы на плоскости!
(Слайд 9)
Р/Р Карта полушарий
Давайте ее рассмотрим: Что обозначают голубой и синий цвета? (Большая часть планеты покрыта морями и океанами).
- А каким цветом изображена суша? (.Зеленым, желтым, коричневым цветами).
- Найдите и покажите воду, сушу (моря, океаны, материки).
- Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6:
Северная Америка.
Южная Америка.
Африка.
Австралия.
Евразия – самый большой материк в мире, на нем и расположена наша страна страна Россия!
Антарктида – покрыта льдами.
(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)
- Перед вами на партах - модели полушарий нашей планеты. Создай те свою модель планеты Земля!
IX. Физминутка «Руки подняли».
X. Страничка юного эколога.
Итак, мы с вами живем на самой удивительной планете – на планете Земля! Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето А Рита и Данил помогут нам ярче представить эту картину!
(Слайды 10, 11,12,13,14)
Ученик: Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных.
Ученик: Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. (Я. Аким)
- Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? .
(Слайд 15,16)
- К сожалению в некоторых местах нашей прекрасной Земли можно увидеть страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.
Когда-то здесь росли цветы, тек чистый ручеек, Ходили звери, человек, возможно даже ты.
- Вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступили бы вы? Ведь все мы любим ходить в наш усинский лес!...................
Вспомним несколько правил поведения в природе:
Жестяные банки нужно обжечь в костре и закопать под деревом. Банка будет ржаветь, и питать дерево.
Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки.
Как поступить с костром?..............................................................................
Наш Коми край является чистейшей природной зоной! И мы с вами должны беречь красоту и чистоту природы нашей республики и нашего города!
(Слайд 17,18,19)
Существует целая наука об охране нашей планеты, нашей природы – она называется Экология.
Р/Р Экология
Главное - воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.
(Слайд 20)
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. И чтобы вспомнить, о чем шла речь, я предлагаю вам отгадать загадки:
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад и стар, Что она - большущий шар. (Земля)
На ноге стоит одной, Кружит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус)
 - Вы теперь – настоящие специалисты! По знаниям приблизились к ученым и можете смело сказать, чего не знал Муравей? (что Земля похожа на мяч, шар).
(Слайд 20)
- Как нужно обращаться с Землей? (Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней).
XII. Дополнительное задание. Работа в тетради – раскрасить изображение земного шара.
XIII. Оценивание.