Урок по предмету «Окружающий мир». 1 класс. Тема «На что похожа наша планета»


Тугаева Лариса Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 51»
г. Набережные Челны
Республика Татарстан
Окружающий мир.
1Б класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологическая карта урока
Тема На что похожа наша планета
Цели
Формировать первоначальное представление о форме и движении Земли, и о глобусе, как модели Земли.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять форму Земли, различать на глобусе воду и сушу.
получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, оценивать результаты выполненного задания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – использование различных способов анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; ответы на вопросы, оценивание своих достижений, соотнесение изученных понятий с примерами, освоение способов решения проблем творческого характера
коммуникативные – умение слушать собеседника и вести диалог, вступление в речевое общение, пользование учебником
регулятивные – организация своего рабочего места под руководством учителя; овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять, осуществление пошагового контроля своих действий
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Основные понятия Глобус
Ресурсы
А.А. Плешаков. Окружающий мир («Школа России »). 1-й класс. Часть 1. С. 48-49
А.А. Плешаков. Окружающий мир («Школа России »). 1-й класс. Рабочая тетрадь. С. 10–11.
– Глобусы (4 штуки).
Презентация «На что похожа наша планета?»
-Видео «Наша земля из космоса»
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа.
Этапы урока Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
Учителя
(указать № слайда презентации) Деятельность
учащихся Планируемые результаты
предметные личностные,
метапредметныеI. Мотивация к учебной деятельности
Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
Проговорить последовательность действий на уроке. - Вспомним правила поведения на уроке.
-Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

-. Ребята я предлагаю вам вспомнить наш девиз работы на уроке... (выводится на экран) «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
Как вы думаете, что он означает
-Вспомните, что он означает?
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
- На уроке будь внимательным.
Будь послушным и старательным…

- Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
-Читают девиз урока:
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Значит, мы открываем что-то новое.
- Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
II. Актуализация знаний Вспомнить содержание предыдущей темы
Просмотр слайдов с изображением знаков пешеходный переход.

-Скажите мне, пожалуйста, кто запомнил, как нужно переходить дорогу?
-Кто увидел знак «Пешеходный переход» по дороге домой или в школу?

Ответы детей
Ответы детей
Знать ПДД Ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)
Формулирует задание,
Организует беседу по вопросам

.
-Наша страна большая.
Очень интересно и увлекательно путешествовать по родной стране.
- Как вы думаете, на свете только одна наша страна или есть другие страны?
-Конечно, есть другие страны, где живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете название этого дома?
-Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад и стар,
Что наш дом - большущий шар.
Есть другие страны.
Это Земля Представление о стране
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты
(познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД).
IV. Формулирование темы, целей урока

Сформулировать тему, цель урока.
-Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
- Откройте учебник на стр. 48 и прочитайте тему урока.
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
-Мы будем говорить о нашей планете
Дети читают: «На что похожа наша планета».
Дети читают: «Узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется. Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их» Пробуют сами сформулировать тему урока.
Уточняют, читая тему в учебнике
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
V. Открытие нового знания (15 мин.).
Проговорить последовательность действий на уроке.

Практическая работа с тарелкой и мячом.
Проблемная ситуация с помощью вопросов
Дополнительные сведения
Просмотр видео
Дополнительные сведения
- Вспомните, что вы знаете о нашей планете.
- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета.
- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? Давайте проверим это на примере тарелки. Когда мы смотрим в окно, Земля кажется плоской как это блюдо. Представьте, что на наем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. Расставьте свои фигурки на тарелку и передвигайте их). - Но некоторые ребята сказали, что Земля похожа на шар, или мяч. - А теперь попробуйте подвигать фигурки по шару.
- А если Земля – шар, то можно дойти до края Земли?
- И если Земля шар, то многие люди ходят вверх ногами, а разве такое возможно?
-Какую же форму имеет Земля? Рассмотрите изображение Земли на стр. 48. С помощью рисунков 1 и 2 докажите правильность своего ответа.
-А теперь рассмотрите рисунке 3 на стр. 48. Что наблюдает человек на берегу?
-В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращались из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан решил объехать Землю на пяти кораблях. И он доказал это. Его корабли плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой стороны.
Так люди поняли, как велика наша планета Земля и доказали, что Земля – шар и ее можно объехать кругом.
- Скажите а как сегодня можно доказать что Земля имеет форму шара?
- Я предлагаю вам посмотреть маленький фильм, который сняли наши космонавты о нашей Земле.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
-Продолжаем наш урок. Отгадайте загадку. «На ноге стоит одной,Крутит - вертит головой.Нам показывает страны,Реки, горы, океаны»
( глобус)
-Ребята посмотрите на стр. 49. Что держит в лапке Мудрая Черепаха?
(показать глобус)
-Как вы думаете, что такое глобус?
- Глобус - модель Земли.
– Что изображают на глобусе.
-Это шар, на который нанесены очертания суши и воды. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
- Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется?
- Теперь рассмотрите рисунки на стр. 49. -Земля намного меньше Солнца. Она движется вокруг солнца, причем она не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя она летит очень быстро, за один год Земля успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь.
Но Земля не только вращается вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится как волчок. Пока она вращается вокруг своей оси, пройдет 24 часа, т. е сутки – день и ночь.
Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомит Мудрая Черепаха.

- Земля – планета, где мы все живем.
(Дети свободно высказываются, не надо опровергать любые сравнения и предположения)
- Да.
-Нет

-Нет
Дети озвучивают свой выбор
Дети озвучивают свой выбор.
Ответы детей
В наши дни в космос летают космические корабли и космонавты своими глазами увидели, что Земля – шар.
Глобус
Глобус–– модель Земли.
Ответы детей

Земля имеет шарообразную форму. Глобус – модель Земли. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да еще и сама вращается наподобие детского волчка! Земля – планета Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию (регулятивные УУД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).
VI. Применение нового знания

Задание №4, с. 11 в Рабочей тетради.
Задание №1, с. 10 в Рабочей тетради.
Самопроверка.
Самооценка. - Откройте рабочие тетради на стр. 16.
-Сейчас вам необходимо выполнить творческое задание. Для этого вам понадобятся цветные карандаши.
Посмотрите на нашу планету, что с ней не так?
Вам необходимо ее разукрасить, но сначала скажите, что изображают синим цветом? (вода моря океаны)
А зеленым? (растительностьА коричневым и оранжевым? ( горы, земля суша)

вода моря океаны
растительность
горы, земля суша
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Подведение итогов работы Зафиксировать новое содержание урока.
Рефлексия. - Итак, подведем итоги нашего урока.
-Как называется наша планета?
- Какую она имеет форму?
-Как это можно доказать?
-Как движется Земля?
-Что такое глобус?
-А теперь оцените свою активность на уроке, используя свои магнитики и поочереди расположите их на центральном светофоре. Пожалуйста
-1 ряд
2- ряд
-3 ряд.

«На уроке мне было всё
понятно. Я со всеми заданиями
справился самостоятельно»;
«На уроке мне почти всё было
понятно. Не всё получалось сразу,
но я всё равно справился сзаданиями»;
– «Помогите! Мне многое
непонятно! Мне требуется
помощь!»
-Спасибо за работу
Ответы детей Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Соотносить результат
своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).