Разработка урока «Деловое письмо как эпистолярный жанр»


Методическая разработка урока в 8 классе
на тему «Деловое письмо как эпистолярный жанр»
учителя русского языка и литературы
Додышевой Валентины Адамовны

Цели урока:
1) повторение видов писем; ознакомление учащихся с правилами переписки между организациями, разновидностями писем;
2) формирование умения воспринимать готовые тексты разных стилей и редактировать с учётом правил текстообразования;
3)развитие речевых навыков, объяснение значимости эпистолярного жанра в жизни любого человека;
4)воспитание активной социальной позиции ученика. 
Тип урока: развитие речи (1 час ).
Оборудование: Презентация “ Деловое письмо как эпистолярный жанр ”, мультимедийный проектор, кроссворд, деловые письма, индивидуальные карточки.
 (на перемене звучит песня «Письма, письма часто на почту ношу»)
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Прошу тебя, пиши мне (письма)! В наш громкий век им нет цены Н. Кузовлев

1.Организационный момент. (3 минуты)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня наша работа организована в группах. Давайте вспомним правила такой работы.(Слайд №1)
2. Мотивация учебной деятельности (7 минут)
Учитель: Ребята, какое слово пропущено в эпиграфе? (письма). (Слайд 2, 3).
Знаете ли вы, что читать чужие письма дурной тон и проявление невежества? Но мы с вами в виде исключения нарушим это правило и прочтем одно. (Слайд 4).
(На экране и на столах тоже есть текст).
Уважаемый папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший лагерь отдыха.
Вопреки моим ожиданиям, мне всё здесь очень нравится. Мы живём здесь согласно расписанию: вовремя встаём, завтракаем, обедаем, ужинаем. В течение дня мы многое успеваем: купаемся, играем в футбол, читаем книги. По завершении дня у нас есть час свободного времени, который я посвящаю изучению книги «Азбука юного бизнесмена». Наперекор твоему желанию я сплю мало, так как очень хочется посетить все окрестности. Я выражаю тебе большую благодарность за то, что ты предоставил мне путёвку.
До скорой встречи по завершении моего отдыха. Крепко жму твою руку.

Учитель: Что вызвало вашу улыбку?
Ученики: Нарушение стиля письма.
Учитель: Такое впечатление, что адресант перепутал адресата или адресант адресата? Что-то я запуталась? Никто мне не подскажет? Что за слова такие? Где мне значение их найти?
Ученики: Паронимы-слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Их можно найти в Словаре паронимов. (Слайд 5).
Учитель: Ваша версия значения данных слов (ученики отвечают, проверяют по словарю)
Ученики: Адресат-тот, кому адресовано письмо (папа). Адресант – тот, кто отправляет.(сын)
Так чем мы сегодня будем заниматься? Какова тема нашего урока? (Запишите домашнее задание Д/З Упр.360 или 359. Какие знания нужны для его выполнения?)
Какие цели будем ставить? Обсудите в группе ваш ответ. Сверим с тем, что я хотела от вас услышать. (Слайд №7)
3. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону(7 минут)
Задание №1.
Группы получают разные задание:
1- редактирование письма (необходимо в письме подчеркнуть лишние, на ваш взгляд, фразы, отредактируйте текст).
2 – решение кроссворда (другая группа при помощи кроссворда выяснит, к какому жанру относится письмо).

Учитель: Оценить себя вы сможете позже, сверив свою работу с предложенным мною образцом. На работу 5 минут. У вас разные фломастеры, если вы уверены в том, что фраза лишняя или слово в кроссворде верное подчеркните красным, если сомневаетесь- зелёным. На оценку это не повлияет, а сами вы сможете позже проверить, насколько верно принимали решения).

Учитель: Ваше время вышло и мы слушаем ваши ответы. ( зачитывают свой ответ, после чего сверяемся. Всё ли у вас получилось?
(Предполагаемый вариант решения задания для проверки высвечивается на экран (Слайд 8).

Уважаемый папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший лагерь отдыха.
Вопреки моим ожиданиям, мне всё здесь очень нравится. Мы живём здесь согласно расписанию: вовремя встаём, завтракаем, обедаем, ужинаем. В течение дня мы многое успеваем: купаемся, играем в футбол, читаем книги. По завершении дня у нас есть час свободного времени, который я посвящаю изучению книги «Азбука юного бизнесмена». Наперекор твоему желанию я сплю мало, так как очень хочется посетить все окрестности. Я выражаю тебе большую благодарность за то, что ты предоставил мне путёвку.
До скорой встречи по завершении моего отдыха. Крепко жму твою руку.

Ребята, выполняя это задание, вы боролись с канцеляризмами. Как вы думаете, что это за слова? (Версия –лишние или стилистические ошибки). Запишите в тетради или блокноты.
Канцеляризмы - неоправданное употребление в художественном и разговорном стиле штампов и клише, характерных для официально-делового стиля. (Слайд №9)
Учитель: Ребята 2-ой команды решали лингвистический кроссворд? Готовы назвать жанр, к которому мы относим письмо. (Версия – эпистолярный жанр. Название жанра произошло от греческого слова эпистола, что означало послание, письмо). (Слайд №10-11)? Учитель: Молодцы, вы справились с заданием: за каждую правильно найденную лишнюю фразу или верное слово в кроссворде поставьте балл . Оцените работу. (2- 3 минуты) За отредактированный текст и ключевое слово в кроссворде добавляю ещё 1 балл.

4. Этап выявления места и причины затруднения (3 минуты)
Скажите, а мы уже пробовали свои силы в этом жанре, когда писали сочинения по литературе Ученики: Да, когда писали сочинение по роману «Капитанская дочка».
Учитель: Что же такое письмо? В середине Х1Х века Владимир Иванович Даль, создавая свой “Толковый словарь”, дал такое интересное определение слову “письмо”. Вы нашли его?
Ученики: Письмо – это письменная речь – беседа, посылаемая от одного лица к другому.
Учитель: Удивительно, не правда ли? Оказывается, когда мы пишем письмо, мы беседуем, делимся своими мыслями и чувствами, передаём их другим людям, вызывая ответную реакцию. Поэтому письма к родным и близким относятся к какому стилю?
Ученики: ( версия - разговорному стилю). Примером такого личного письма является наше отредактированное письмо сына папе.
Учитель: А служебные письма, которые служат средством общения между организациями, в каком стиле употребляются? ( версия – в официально-деловом стиле).
А теперь скажите: найденные вами лишние слова в деловом письме так и останутся канцеляризмами?
Ученики: Нет, потому что использование штампов и клише –это норма для делового стиля.
Учитель: Исходя из нашего диалога, предположите, какие бывают письма? 
Ученики: Письма можно разделить на два вида: деловые и личные (Слайд №12)
Учитель: К сожалению, личные письма мы пишем всё реже, в наш информационный век чаще пользуемся смс , а вот деловые письма актуальности своей не теряют.
5. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 минуты)
Учитель: Несмотря на то, что с деловыми письмами мы ещё незнакомы, я думаю, что со следующим заданием вы справитесь легко.
У вас на столах лежит задание ( по вариантам). Постарайтесь дружно выполнить его за 3 минуты и передать другой группе на проверку. За каждый правильный ответ 1 балл. Ребятам предлагаются ключи для ответа.
Задание 1. Определить, к какому виду писем (деловому или личному) относится каждый из отрывков:
Ваиант №1. А)"Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно..."
Б)"Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолжности..."
В)"Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии? Я его пропустил, а теперь не понимаю, как выполнить домашнее задание..."
Г)" Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет столько светлых и радостных дней, сколько листьев на твоем любимом клене за окном..."
Д)" Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите..."
Вариант №2.
А) "... по всем перечисленным пунктам мы совершенно согласны с Вами. Но, к сожалению, мы вынуждены отказать Вам, потому что..."
Б)" Здравствуйте, Анна Анатольевна. Хочу узнать у Вас, могу ли я записаться на Ваши курсы?.."
В)" Я тоскую по тебе, как солнце тоскует по цветам... Мне очень жаль, что тебя нет рядом..."
Г)"Привет, Леха! Я вчера ходил в кино на фильм "Возвращение". Сходи обязательно – уверен, тебе понравится!.."
Д)"Олег Сергеевич, спасибо Вам огромное за помощь! Теперь, я думаю, у меня получится..."
Учитель: Молодцы! А сейчас оцените друг друга по предложенным ключам, затем верните работу и сами заполните свой оценочный лист.

6.Этап осмысления учебного материала ( 10 минут)
Учитель: Ребята, в подготовке нашего урока участвовали бухгалтерия и администрация школы, которые любезно предложили нам некоторые, незасекреченные деловые письма. Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с подвидами делового письма. Но сначала обратите внимание на макет делового письма. Сегодня мы не будем запоминать все его реквизиты. Нас будет интересовать его главная часть – текст.(Слайд №13)
У вас на столе лежит памятка. Прочитайте и скажите: она подходит к деловому письму. (нет) Конечно нет , но вы ребята оставьте её себе. Она может вам пригодится при написании сочинения в жанре письма. Я напоминаю, что наша школа уже который год участвует во Всероссийском конкурсе Письма. На доске висит очень интересная работа моего бывшего ученика «Письмо в 41год» Лошака Дениса, участника такого конкурса. Год назад в нём приняла участие Ваша одноклассница Шеховцева Полина и в этом году я надеюсь на вашу активность. Такие письма относятся к публицистическому стилю и называются открытыми. Всех, кто решит принять участие во Всероссийском конкурсе Письма, я жду в субботу после 4 урока.
Но сегодня нас интересуют деловые письма.
А теперь представьте себя администраторами организаций и выполните задание №2, интересное, но, может быть, сложное. Возникнут трудности - подсказка друга в моём лице всегда у вас есть.
Задание№2. Ознакомьтесь с подвидами делового стиля, эпистолярным этикетом и определите, к каким из предложенных подвидов делового письма относятся письма- примеры. При ответе докажите их соответствие,
(На выполнение задания 10 минут). (К заданию прилагаются «Подвиды делового письма) и письма – примеры, которые нужно привести в соответствие, см. Приложение)

7. Этап реализации построенного проекта ( 10 минут)
Выступление учащихся, которые, прочитав текст письма, объясняют к какому подвиду оно относится и почему. (по два примера от группы).
Учитель: Каковы же законы делового письма?( слайд №13) Соответствуют ли ваши примеры этим законам?
При формулировке просьб форма какого числа принята? (множественного).
Какова тональность делового письма? (корректность, оптимизм).
Обратили внимание на форму обращения и знаки препинания при них? (уважаемый.., восклицательный знак).
Особо хочу отметить связь начала и завершения письма. В чём она?
Ученики: Если Есть приветствие «Здравствуйте, ..», то должно быть и «Всего доброго..», если начинается сразу с обращения, то в конце письма пишем: «С уважением, Петр Петров».
8. Этап рефлексии и оценки деятельности на уроке (Слайд № 15) (2 минуты)
Учитель: Ребята, давайте вспомним цели нашего урока. Что у вас получилось? С чем вам предстоит разобраться самостоятельно?
А теперь подсчитайте полученные баллы. Оценку 5 получает та группа, которая набрала 25 и выше баллов, 4 – если вы набрали от 18 до 24 баллов, 3 – от 12 до 17 баллов.
Спасибо большое за работу на уроке.

Приложение №1
1.Письмо-извещение.
Посылается из вежливости, в знак благодарности за скорый ответ, как выражение готовности к сотрудничеству или в качестве определенного информационного сообщения.    
2.Письмо-напоминание.
Направляется в тех случаях, когда с помощью телефонных переговоров или личного контакта не удается получить желаемый результат своевременно. Цель такого письма - тактично напомнить о необходимости выполнить некие взятые на себя обязательства.

3.Письмо-подтверждение.
Чаще всего является гарантией ранее данных обещаний или уже оговоренных условий. Такое письмо является выражением вежливости и глубокого уважения к партнеру.

4.Письмо-претензия - как бы официальное предупреждение. В нем должны содержаться основания для предъявления претензии, сами претензии и конкретные требования.

5.Письмо-отказ - это ответ на претензию. Будучи написанным правильно, оно помогает поддерживать нормальные отношения с клиентом или партнером, несмотря на отказ. Начинать такое письмо лучше всего с позитивной информации: например, перечислением того, с чем вы согласны. А затем нужно объяснить причины отказа. Концовка письма также должна быть позитивной.

6.Письмо-извинение - обычно содержит изложение причин, по которым внезапно нарушается какая-то предварительная договоренность. В ряде случаев такое письмо направляется после предварительного уведомления по телефону.

7.Гарантийное письмо - это особая форма письма, которое направляется как обязательства оплаты за покупку, оказанную услугу и т.п. В нем обязательно указывается вид операции, которую предстоит произвести.
8. Письмо-предложение - деловое письмо, направляемое потенциальному партнеру с предложением товаров, услуг, сотрудничества и т.п.

9. Письмо-запрос - деловое письмо, направляемое с целью получения каких-либо официальных сведений или документов.

10. Письмо -ответ - деловое письмо, составляемое как ответ на письмо-просьбу, письмо-запрос, заявку или предложение.

11.Информационное письмо - деловое письмо, в котором адресату сообщаются сведения официального характера











Приложение №2
Оценочный лист
группы №1
Ф.И. учащегося
Редактирование текста
(1 балл за каждую верно найденную лишнюю фразу)
Кроссворд
(1балл за каждое верно отгаданное слово и ещё один за жанр письма)
Задание №1 (личное или деловое письмо)
1 балл за каждый верный ответ
Задание №2
(определение подвида делового стиля)
1 балл за каждый верный ответ
Итого




















Приложение №3

Ключ к заданию №1.
Вариант №1
А – личное
Б – деловое
В - личное
Г – личное
Д – деловое

Вариант №2
А – деловое
Б – деловое
В - личное
Г – личное
Д - деловое















Приложение №4


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
























13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









Памятка.
Лист бумаги для письма должен быть аккуратным. (Существуют специальные наборы бумаги для писем).
Писать следует разборчивым почерком и желательно без помарок. (Небрежность – признак неуважения к себе и к людям).
Следует продумать выбор обращения, уместного для данной формы письма. (Без фамильярности, уважительно).
Продумайте тон и стиль речи. Письмо должно увлечь читателя. (Постарайтесь, чтобы письмо было беседой с предполагаемыми читателями).
Пусть оно будет искренним откровением, а не скучным перечислением известных всем фактов. Внесите что-то своё в то, о чём пишете.
Строки из стихов, понравившиеся вам, могут понравиться и другим. Используйте их к месту, а не для красного словца.













13PAGE 15


13PAGE 14915